Вице-премьер Татьяна Голикова предлагает привлекать к педагогической деятельности молодежь. Фото РИА Новости
Попытки бюджетной экономии на школьном образовании приводят к печальным последствиям не только в России, но и в США, где тысячи школ компенсировали нехватку учителей введением учебной четырехдневки. Американская корпорация RAND назвала такое сокращение учебной недели неприемлемым из-за явных провалов успеваемости. В России чиновники пытаются сэкономить бюджетные деньги, заставляя учителей работать на полторы или даже на две ставки. Но из-за перегрузки педагогов, а также их дефицита страдает успеваемость. Как итог – каждый третий ученик не владеет минимальным объемом знаний по одному или даже нескольким предметам, а средний балл сдачи ЕГЭ за последние 10 лет снизился.
Четырехдневная школьная неделя оказалась самым провальным способом экономии на образовании. Этот факт признали в США, где тысячи школ компенсировали нехватку учителей внедрением четырехдневки. Озабочены качеством школьного образования и в России. Первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова призвала чиновников Минпросвещения РФ участвовать в подготовке законопроекта о статусе учителя, который приблизит их положение к госслужащим. А депутат Госдумы Анна Скрозникова предложила в понедельник мотивировать школьников выплатами за отличную успеваемость. Правда, реальную ситуацию в российских школах определяют совсем не депутаты. И даже майские указы президента Владимира Путина о повышении учительских зарплат на практике выполняются с большими трудностями. Официальный уровень выплат учителям в регионах, как правило, превышает среднерегиональный уровень. Но проблема в том, что многим учителям приходится нести полуторную или даже двойную нагрузку. А некоторые учителя-многостаночники ведут сегодня одновременно уроки физкультуры, биологии и физики.
В США экономия на школьном образовании подтолкнула многие школы к переходу на четырехдневную учебную неделю. И несколько лет это нововведение считалось даже прогрессивным. Однако анализ успеваемости в школах с усеченной учебной неделей показал негативную сторону сокращения учебных дней. Появляется все больше свидетельств того, что четырехдневная учебная неделя снижает успеваемость учащихся, утверждают эксперты RAND Corporation. Такие выводы сделаны после анализа успеваемости в шести различных штатах США. Учащиеся по четырехдневной программе каждый год отстают от тех учеников, которые учатся пять дней в неделю. Это отставание накапливается. И через восемь лет ущерб успеваемости учащихся будет примерно равен ущербу, нанесенному пандемией, когда успеваемость значительно снижалась.
Четырехдневная неделя оказалась более удобной для администраций, поскольку создавала более привлекательные условия для найма учителей. «Укороченная неделя облегчает укомплектование школ кадрами, что является особенно сложной задачей для сельских школ из-за их географической изоляции и более низкой заработной платы. Сторонники четырехдневной недели также говорят, что более короткая рабочая неделя может заставить учителей пересмотреть решение об уходе с работы. Это может привлечь учителей из соседних округов с пятидневной школьной неделей, даже если в четырехдневном округе оплата ниже. Для округов, сталкивающихся с нехваткой бюджета, более короткая неделя может сэкономить деньги, например, на автобусах, школьных обедах, замене учителей и почасовых работниках, и потратить их на сохранение уровня штата или наем специализированного персонала», – рассуждают эксперты.
В России чиновники пока не додумались до сокращения учебной недели. Однако проблема нехватки учителей и их профессионального выгорания также обостряется. Вице-премьер Татьяна Голикова рассказывает о старении учительских кадров. По ее словам, в РФ трудятся более 1,3 млн учителей, и только 150 тыс. из них моложе 30 лет. Дефицит образовательных кадров она оценила в 2% рабочих мест.
Впрочем, данные о нехватке учителей в России весьма противоречивы. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), общая укомплектованность педколлективов достигает 96,9%. То есть до полной комплектации не хватает 3,1% учителей в 39,9 тыс. российских школ. Однако нехватка кадров заметно зависит от предмета. Хуже всего, по их мнению, ситуация с предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ): в государственных школах не хватает 4,1% учителей, а в частных – 14,4%.
Также высокие показатели – по вакансиям учителей физики, химии, иностранных языков (особенно немецкого), информатики, музыки и пения, математики. Кадровый дефицит усугубляется текучкой кадров. Так, выбывает из системы образования каждый десятый учитель. И самые высокие показатели опять же среди учителей иностранных языков, физики, ОБЖ, информатики.
Схожие выводы были и у экспертов РАНХиГС. Согласно их данным, в среднем по стране нехватка кадров составляет около 3%. Однако ситуация по РФ неоднородна. Самый высокий показатель – в Южном федеральном округе (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский край, Адыгея, Калмыкия, Крым и Севастополь): там число незакрытых вакансий в сфере образования составляет 4,5% от числа работников, занятых в этой сфере. Острая нехватка учителей ощущается также в Северо-Западном регионе и на Урале.
Эксперты такие региональные различия связывали с разницей в зарплатах. Больше всего учителя зарабатывают на Чукотке, в ЯНАО и Москве (в среднем более 100 тыс. руб.), меньше всего – в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (около 20 тыс. руб.) (см. «НГ» от 05.10.22).
В РАНХиГС также обращали внимание на увеличения числа субъектов РФ, где средняя заработная плата педагогических работников школ росла медленнее средней зарплаты по экономике их региона. Ученые установили, что только в 2021 году разброс размера средней зарплаты работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций мог отличаться от региона к региону в пять раз. А во многих регионах отношение зарплаты к средней по экономике региона было ниже 100% (что является нарушением положений указа президента от мая 2012 года). Только в 5 из 85 регионов зарплата учителей превосходит среднюю по экономике региона (см. «НГ» от 26.07.22).
Загруженность учителя не лучшим образом влияет на качество преподавания. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru |
«По данным Росстата, начиная с 2015 года средняя заработная плата педагогических работников по России соответствовала средней по региону, однако в 2021 году снова снизилась. Покупательная способность заработной платы педагогических работников в 2021 году превышала среднероссийскую величину лишь в четверти субъектов РФ. Разница между номинальной и реальной заработной платой педработников (в ценах 2013 года) увеличивается. То есть, несмотря на довольно устойчивый рост номинальной начисляемой заработной платы, динамика реальной заработной платы в последние два года имеет скорее отрицательную тенденцию и не достигает уровня 2013 года», – подчеркивали исследователи.
Свыше 40% опрошенных ВШЭ учителей считают, что их зарплата будет соответствовать трудозатратам при ее увеличении в два раза. Особенно заметна неудовлетворенность учителей системой начисления стимулирующих выплат. Согласно данным опроса ВШЭ, две трети не удовлетворены системой начисления, а почти треть их и вовсе не получает. Подчеркнем, размер заработной платы учителей – это не просто ставка. Зачастую преподаватели в РФ набирают себе дополнительные учебную нагрузку. При этом перерасчет зарплаты на одну ставку показывает, что она может быть и ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Так, в исследовании, проведенном профсоюзом «Учитель», указывалось, что в 60 регионах РФ базовые ставки зарплаты учителей оказались ниже МРОТ. При этом в четырех регионах ставка оказалась даже ниже 5 тыс. руб. «Базовый оклад – это установленный региональными властями минимальный учительский оклад без надбавок за категорию, стимулирующих выплат и доплат за увеличенную нагрузку. Поэтому он может быть ниже федерального МРОТ. Учитель общеобразовательной школы по умолчанию приравнивается к педагогу четвертого квалификационного уровня и получает базовую ставку за 36-часовую рабочую неделю», – поясняли в профсоюзе.
Первый заместитель думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин подтверждает, что после 2012 года нагрузки у учителей только росли. «Например, в моем родном Омске нагрузка учителя составляет 2,01 ставки, то есть средний учитель ведет не 18 уроков в неделю, как положено, чтобы он мог готовиться к урокам, заниматься воспитанием детей и саморазвитием, а все 36!» – обращает внимание он.
Расходы на образование парламентарий также считает недостаточными. «В бюджете 2023 года расходы на образование увеличены чуть больше, чем на 10%. Но цены за прошлый год выросли на 12,5%. Получается, что заложенные расходы на образование ниже официального роста цен. Оплата труда педагогов-наставников в вузах с 1 января увеличивается на 8,7% – опять же почти в полтора раза ниже, чем выросли цены. Но это федеральные вузы. А как будет в регионах, зависит от возможностей их бюджетов», – замечает Смолин.
Недофинансирование, текучка кадров и нежелание людей работать в системе образования в итоге выливаются в качество получаемого образования. В самом Рособрнадзоре приходили к выводу, что каждый третий школьник в РФ не владеет даже базовыми знаниями по тому или иному предмету учебной программы. «Если брать все сразу, которые у нас есть, около 32–35% не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах – это 5%», – сообщали в ведомстве.
Около 22% учеников 7–9-х классов в России потенциально не успешные, то есть около 250 тыс., показали последние результаты исследования PISA (Programme for International Student Assessment), в котором Россия приостановила участие в 2022 году. PISA оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних подростков. С последней ситуация даже хуже. Отмечалось, что естественно-научной грамотностью ситуация не меняется с 2006 года: 21% не успевает, а с высоким уровнем подготовки детей не более 3%.
В то же время если оценивать уровень образования по сдаче ЕГЭ, то такой корреляции не наблюдается. За последние 10 лет средний балл сдачи единого экзамена в целом увеличивается. Однако есть и вопиющие исключения. К примеру, средний балл по сдаче ЕГЭ по информатике за последние 10 лет снизился с 60 до 59 баллов, по биологии – с 54,3 до 50,2 балла, химии – с 57,8 по 54,3 балла.
И замерить, как меняется качество образования, оказывается сложно. Как отмечает директор Центра общего и дополнительного образования ВШЭ Сергей Косарецкий, сегодня нет открытых данных, позволяющих дать объективный ответ на этот вопрос. «Особенности проведения процедур ЕГЭ не позволяют делать выводы по этому показателю о динамике качества. Открытой полной картины результатов всероссийских проверочных работ нет.
Национальные исследования качества образования по основным предметам не проводились после пандемии. А участие России в международных исследованиях качества образования приостановлено», – перечисляет он.
Однако данные разных социологических опросов (не всегда отвечающих стандартам проведения) фиксируют, что субъективный уровень удовлетворенности родителей качеством школьного образования не растет, а в некоторых опросах снижается, продолжает эксперт.
Косарецкий считает необходимым вкладываться в учителей – повышать заработную плату, снижать нагрузку, улучшать условия труда за счет уменьшения классов. «Дополнительная нагрузка на действующих профильных педагогов ведет к ухудшению результатов. Особенно эта ситуация остра в сельских школах и небольших городах. Однако объем нагрузки связан со стремлением увеличить зарплату, которая на одну ставку является в большом числе регионов совсем маленькой. Средняя нагрузка учителей по стране – 28–29 часов в неделю, что составляет около 1,5 ставки», – подчеркивает он.
Директор Центра социализации и персонализации образования детей РАНХиГС Наталья Тарасова отмечает, что если оценивать качество по месту российского школьного образования среди ведущих стран мира, то здесь мы достигаем определенных успехов. «Но даже если рассматривать только несколько факторов – качество кадров и достаточность педагогических кадров, оптимистичный ответ тоже дать трудно. В настоящее время мы хотя бы вернули в систему профессионального педобразования единый образовательный концепт во всех программах. Однако сложившаяся в вузах система подготовки (переход на бакалавриат и магистратуру) практически сократил методическую подготовку будущего преподавателя. Сохранить ее удалось только в педагогических колледжах. Недоученные педагоги оказываются просто не подготовлены к тем вызовам, с которыми им приходится сталкиваться в школе и далеко не все от поступивших в педвуз готовы вернуться работать в школу. В университете будущему педагогу ставят одни цели в жизни и карьере, но при столкновении с системой все происходит по-другому», - отмечает она.
Недостаток учителей — это действительно большая проблема для качества образования сегодня, соглашается руководитель программ педагогических практик в Skillbox Кирилл Прудников. По его мнению, выстраивая работу над удержанием преподавателей, важно уделять внимание не только финансовой части вопроса, но и профессиональному развитию. Еще одна проблема, которая косвенно влияет на дефицит кадров, по его мнению, заключается в том, что все больше молодых педагогов сталкиваются с эмоциональным выгоранием. «Нельзя сказать однозначно растет или снижается качество школьного образования в РФ. Все зависит от конкретной школы, конкретного учительского состава и позиции директора», - сомневается директор Фонда поддержки и развития социально-значимых проектов «Наш фонд» Ольга Лакустова.