0
2954
Газета Экономика Печатная версия

10.04.2023 17:57:00

«Аэродинамика»: курс на экологизацию бизнеса

Тэги: авиация, аэропорт, аэродинамика, краснодарский край, сочи, бизнес, экология


авиация, аэропорт, аэродинамика, краснодарский край, сочи, бизнес, экология Уникальная зеленая зона аэропорта Сочи – Атриум. Фото © пресс-служба аэропорта Сочи

В последние годы социальная ответственность и экологичность перестала быть просто трендом в крупных компаниях. Инвестиционный бизнес, легкая и тяжелая промышленность, транспортная отрасль осознали, что экология, социальная политика и корпоративное управление — это не просто расходы, а вклад в собственную перспективу. А при полном погружении в тему – еще и статья доходов, что доказал один из крупнейших аэропортовых холдингов России «Аэродинамика», управляющий аэрогаванями Сочи, Краснодара и Анапы. В авиационной отрасли, которая в основном ассоциируется с загрязнением воздуха, крупными свалками, производственными и бытовыми отходами, им едва ли не первыми в стране получать пока еще неофициальный статус зеленых аэропортов.

Принципы, которыми руководствуется «Аэродинамика», заключены в хорошо известной аббревиатуре ESG. Каждая буква характеризует конкретное направление: E – ответственное отношение к окружающей среде, S – социальная ответственность, G – качество корпоративного управления. Российский бизнес пока только учится работать с высокой социальной ответственностью перед обществом и природой, и этот подход распространен не так широко, как за рубежом. Однако с прошлого года интерес к ESG стал активно фигурировать в повестке крупнейших компаний.

Работа по снижению влияния деятельности аэропортов на окружающую среду велась давно, но только недавно начала давать плоды в виде финансовой прибыли. «Аэродинамика» приступила к последовательной реализации принципов ESG в своей деятельности. В компании выстроена прозрачная система корпоративного управления, работает Кодекс этики, настроена четкая система поощрений и мотивации персонала, реализуются программы, направленные на поддержку персонала в сложных ситуациях. Принимаются и продвигаются инициативы от молодежных и рабочих советов аэропортов как в части улучшения внутренних процессов и программ, так и развития территорий присутствия бизнеса.

Одним из ключевых направлений инвестиционной, производственной и социальной работы является экология. С 2020 года компания разработала дорожную карту по внедрению стандартов, практик и мероприятий, в которую вошли организация процессов накопления с максимальным извлечением полезных компонентов, уменьшение количества отходов от производственной деятельности, максимальная экологизация сотрудников, повышение их экологической грамотности, а также значимости экологических проектов как для самого авиапредприятия, так и для района, города, где располагается аэропорт.

В 2021 году в аэропортах был запущен проект «Экодвижение», цель которого – увеличить доходную часть за счет передачи и реализации отходов и сырья, а также увеличить долю перерабатываемых отходов. Для этого была разработана беспрецедентная для юга России программа по своевременному накоплению продуктов, которые потеряли потребительские свойства, но вполне пригодны для переработки. Прежде всего речь идет о пластике, металлоломе и макулатуре. Сюда же можно добавить небезопасные отработанные масла, аккумуляторы и лом кабельной продукции. Для этих целей в Сочи, Краснодаре и Анапе были сформированы зоны для раздельного сбора и накопления отходов.

Для сбора отходов, пригодных для дальнейшей утилизации, в терминалах аэропортов организованы специальные зоны для пластиковых бутылок и алюминиевых банок. На производственной территории всех воздушных гаваней группы установлены контейнеры для накопления макулатуры из офисных помещений и пластиковых отходов с воздушных судов. Соответственно, были привлечены сотрудники служб наземного обеспечения аэропортов, чьими силами налажен централизованный сбор и накопление мусора. Работы у них немало. Можно представить, сколько отходов накапливается в Сочи, обслуживающем в низкий сезон до 30 тыс. пассажиров в сутки. Добавим к этому обязательства воздушной гавани собирать мусор с бортов воздушных судов, и число макулатуры и пластика, собранного за день, уверенно приблизится к половине тонны.

Временно закрытые по решению авиационных властей Краснодар и Анапа продолжают работать, а, следовательно, тоже генерируют и накапливают отходы. В 2022 году в Анапе было собрано 225 т только одного металлолома – самый большой показатель по всей группе компаний. Причина таких высоких показателей кроется в проводимых строительных работах, которые проводит воздушная гавань во время своего вынужденного перерыва. За счет сноса ветхих сооружений и конструкций удалось пополнить металлические «запасы» страны и еще заработать средства на реализацию новых проектов аэропорта.

Конечно, гораздо дешевле и выгоднее следовать примеру других аэропортов и вывозить отходы на полигоны скопом, но это идет вразрез с заявленной идеологией – улучшая себя, улучшаем качество жизни города. Понимая ответственность перед обществом, было решено потратить максимум сил для того, чтобы выудить максимум профита из этого «грязного» дела. Результат не заставил себя ждать. За 2022 год в Сочи, Краснодаре и Анапе было собрано 362 т отходов и вторсырья. Доход от селективного накопления и реализации отходов и вторсырья составил свыше 6,5 млн руб. за год.

Всего по итогам года в аэропортах было собрано более 294 т металлолома, 50 т макулатуры, 10 т отработанных масел, больше тонны пластика и других отходов. Для сравнения: в 2021 году, когда программа только стартовала, было собрано и отправлено на переработку 282 т вторичного сырья, а общая прибыль составила свыше 5,5 млн руб. Весьма показательно, что аэропорты зарабатывают сейчас, даже будучи закрытыми и в нестабильных экономических условиях. А тот факт, что заработок строится на общественно-полезном деле, придает этой истории поучительности. Может быть, всем пора задуматься о том, что нас окружает?

Инициативы «Аэродинамики» с воодушевлением принимаются региональными властями, для которых экологическая повестка также является одной из самых насущных. Например, прошлый 2022 год в Сочи прошел как Год экологии. В рамках общегородских мероприятий аэропорт предложил городу (и получил поддержку) провести серию экоакций, направленных на расчистку ряда зон в городской черте. Крупнейшая из них прошла в районе реки Мзымта. За пару часов на берегах реки было собрано 6,5 куб. м мусора. Пример, поданный сотрудниками аэропортов, позволяет влиять на другие аудитории, вовлекая в процесс некоммерческие организации, привлекать волонтеров и расширять спектр собственных активностей.

Перспективные проекты развития аэропортов в инвестиционной плоскости – строительство новых объектов и обновление парка техники – также учитывают экологическую составляющую как одну их приоритетных. Например, аэропорты активно переходят с бензиновой и дизельной техники на более экологичную электрическую. Это в первую очередь касается перронной техники тягачей для доставки багажа.

Энергоснабжение – аэропортов одна из затратных и экологозависимых направлений работ. При проектировании и строительстве новых аэровокзальных комплексов предусматривается строительство новых экологичных газовых котельных. Первая из них уже работает в аэропорту Краснодара. Благодаря ее установке удалось снизить выбросы в атмосферу практически в два раза. В сочинском аэропорту беречь природу и экономить удается за счет установки на крыше терминала солнечных коллекторов, которые позволили снизить выбросы почти в два раза и существенно экономить на электроэнергии. В планах аэропорта Сочи – замена устаревшей мазутной котельной 1974 постройки на новую газовую, строительство и ввод в эксплуатацию планируется в течение двух лет.

Таким выбором, экологические проекты – это не просто образ ответственного корпоративного гражданина, но и сокращение затрат, и, что немаловажно, инструмент для зарабатывания денег.


Читайте также


Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
1495
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
4279
«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
7200
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
6482

Другие новости