Антон Силуанов и Александр Шохин спорят о параметрах «добровольного» взноса. Фото с сайта www.rspp.ru
Законодательное оформление условий разового налогового платежи со сверхдоходов прошлых лет, судя по всему, затягивается. Предприниматели говорят, что пока не видели проекта Минфина с параметрами нового налога – не только ставки, но и способа вычисления налоговой базы. Минфин РФ рапортует о некотором увеличении доходов бюджета в марте 2023 года. Глава Минфина Антон Силуанов обещает, что рубль будет укрепляться на фоне увеличения цен на российские энергоносители, а к концу года ситуация с балансом бюджета будет нормализовываться.
Рубль будет укрепляться на фоне увеличения цен на российские энергоносители, заявил в четверг глава Минфина Антон Силуанов. «Цена рубля зависит от торгового баланса. Сейчас, мы видим, цены на российские энергоносители увеличиваются, поэтому будет больше притока валюты. Это будет влиять на укрепление рубля», – сказал он.
В четверг, однако, рубль вновь просел по отношению к доллару и евро. По данным Мосбиржи, курс доллара превысил 81 руб., а евро торговался на уровне 88,4 руб. впервые с середины апреля 2022 года. Возможно, курс несколько восстановится после того, как Минфин с 7 апреля по 5 мая 2023 года будет ежедневно продавать валюты на 3,7 млрд руб. Накануне ведомство сообщило, что отклонение фактически полученных федеральным бюджетом нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема по итогам марта составило 39 млрд руб., а ожидаемый объем дополнительных доходов от продажи нефти и газа в апреле прогнозируется в размере 113,6 млрд руб. Таким образом, сообщило ведомство, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, составляет 74,6 млрд руб.
В марте 2023 года поступления в бюджет РФ от нефтегазовой отрасли увеличились по сравнению с февралем на 32%, до 688,2 млрд руб., следует из статистики Минфина. При этом по сравнению с мартом 2022 года показатель упал на 75,5% – тогда доходы составляли 1,2 трлн руб. За первые три месяца года нынешнего федеральный бюджет получил от нефтегазовой отрасли 1,6 трлн руб., тогда как годом ранее за тот же период – почти 3 трлн.
«Исходя из данных Минфина, в первом квартале 2023 года нефтегазовые доходы бюджета сократились на 45% в годовом измерении, что связано с низкой ценой российской экспортной нефти Urals, - сказала «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. - По данным Минфина, средняя цена Urals в январе-марте составила 48,92 долл/барр., что в 1,8 раза ниже, чем в первом квартале 2022. При этом увеличение доходов в марте по отношению к февралю и даже некоторое превышение над уровнем базовых нефтегазовых доходов было обеспечено поступлением ежеквартального дохода по НДД, т.е. фактического улучшения ситуации с нефтегазовыми доходами не произошло».
Начиная с апреля, вступает в силу новый механизм определения цены Urals для целей налогообложения, напоминает Беленькая. «Этот механизм ограничивает максимальный дисконт к цене международного бенчмарка Brent, дисконт должен ежемесячно поэтапно сокращаться с 34 долл/барр. в апреле до 25 долл/барр. с июля. В сочетании с ожидаемым положительным влиянием на цену Brent неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи с мая и до конца года примерно на 1,16 млн барр./сутки (по нашим прогнозам, во втором квартале 2023 года она составит 80-90 долл./барр., а во второй половине года на фоне появление дефицита сырья торговля сместится в диапазон 80-95 долл./барр.), это должно привести и к более высокой расчетной цене Urals, формирующей нефтегазовые доходы бюджета. Правда, Россия при этом также сократит добычу нефти на 500 тыс. барр./сутки, не добрав часть запланированных доходов, но это сокращение пока меньше ожиданий рынка. Другой вероятный фактор поддержки нефтегазовых доходов в рублевом выражении – значительно более слабый курс рубля, чем заложенный в бюджет 68,3 руб. за доллар. Хотя, по нашим оценкам, это все равно вряд ли обеспечит по итогам года базовый уровень нефтегазовых доходов в 8 трлн руб., и тем более заложенный в бюджет этого года план 8,9 трлн руб., отставание может быть заметно сокращено по сравнению с траекторией начала года», - говорит эксперт.
По новому бюджетному правилу, казна должна собрать за год 8 трлн. руб. от продаж нефти и газа, то есть в среднем по 675,5 млрд в месяц. Но в феврале, например, было получено всего 521 млрд. Недополученные доходы Минфин компенсирует за счет заимствований из Фонда национального благосостояния (ФНБ). По данным ведомства, на начало апреля объем ликвидной части ФНБ составлял 6,7 трлн. Увеличение составило 579 млрд с начала года. Увеличение ликвидной части ФНБ – это ослабление рубля и рост мировых цен на золото, поясняют авторы аналитического Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI), который основал нынешний директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов. «Из ликвидной части ФНБ в феврале было изъято 7,5 млрд юаней (17,1 млрд с начала года) и 11,8 т золота (27,5 т). Эти активы были проданы ЦБ за 137,1 млрд руб. для компенсации недополученных нефтегазовых доходов», – пишут аналитики.
С начала 2023 года ФНБ не пополнялся, деньги из него «чуть-чуть забираем», пока конъюнктура подкачала, рассказывал Силуанов в интервью блогеру Ксении Падериной. Цена российской нефти в бюджете планировалась на уровне 70 долл. за баррель, но с начала года она была значительно ниже из-за дисконтов, ограничений, роста логистики, пояснял Силуанов. Однако теперь Силуанов прогнозирует постепенную нормализацию баланса госбюджета на фоне роста цен после того, как РФ, а вслед за ней и вся ОПЕК+ объявили о сокращении добычи нефти. Дефицит бюджета уже в январе-феврале, по предварительным данным Минфина, составил 2,58 трлн руб., приблизившись к годовому плану в 2,9 трлн. Новые цифры должны найти отражение на сайте «Электронный бюджет» 10 апреля, когда анонсировано обновление информации.
Параметры налогового платежа за счет сверхприбылей, полученных в период благоприятной рыночной конъюнктуры, до сих пор не согласованы и остаются предметом обсуждения с правительством. Об этом заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Он напомнил, что ранее удалось согласовать с государством, что этот взнос будет оформлен именно как налог, а не добровольный взнос, как предполагалось на начальном этапе обсуждения. «Бизнес сумел убедить правительство в том, что добровольности здесь быть не может, и если вводить какие-то новые обязательные платежи, то только через Налоговый кодекс, во-первых. И, во-вторых, очень важно, безусловно, учитывать в том числе и текущую конъюнктуру, текущую ситуацию», – сказал он. Сейчас, как следует из его пояснений, предметом дискуссии остается состав отраслей, на которые будет распространяться налог, а также период, за который будет высчитываться «сверхдоход». «Дискуссии идут о том, считать или не считать 2020 год, 2021–2022 годы сравнивать с 2018–2019–2020-м или 2020-й вообще выкидывать как ковидный. Эти варианты тоже посчитаем и посмотрим, что получается», – сказал Шохин.
С учетом обсуждения и необходимых законодательных процедур сами платежи могут быть осуществлены бизнесом «ближе к осени», считает Шохин. «Мы не видели формулировок поправок в Налоговый кодекс. Когда мы ее получим, эту формулировку, уже станет более-менее картина понятной, в том числе и сроки законодательного оформления этого механизма», – отметил он.
Эксперты не видят препятствий в оформлении самого взноса, хотя он и является достаточно неординарным решением, считают они. Кроме того, полагают они, сокращение доходов от нефтегазового сектора связано во многом с чехардой в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, а в стране достаточно других возможностей пополнения доходов бюджета.
«Сокращение доходов от нефтегазового сектора отчасти связано со снижением цен на энергоносители с учетом дисконтов и скидок, но преимущественно с чехардой в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Налогообложение в нефтегазовом секторе доведено до такого состояния, что уже никто не понимает, сколько надо платить, когда и кому. Достаточно сказать, что возвратный акциз (возврат из бюджета нефтяным компаниям) по прошлому году был больше 3 трлн, – сказала «НГ» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – Реально высокая рентабельность и сверхприбыль была у экспортных отраслей, прежде всего сырьевых, если налоговая система построена таким образом, что она не в состоянии изъять сверхприбыль в год реального ее получения, то попытка собрать прошлогодний снег достаточно сложная».
«Windfall tax носит нестандартный характер, – сказала Беленькая. – По общему правилу, новые налоги не должны вводиться в течение действующего бюджетного периода (года). Фактически, правительство сформулировало объем средств, который намерено получить с бизнеса в качестве разового взноса и некоторые общие критерии в отношении его плательщиков и базы расчета».
Законопроекта нет, прежде всего, потому, что продолжается дискуссия, как по ключевым параметрам платежа, так и по его форме, сказал «НГ» руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. «Дискуссия идет по тому, какие отрасли получат дополнительную нагрузку, как она будет распределена между отраслями и, что не менее важно, между компаниями внутри отраслей - ведь никакого единообразного уровня фискальной нагрузки внутри отраслей нет, она сильно разнится и от фазы инвестиционного цикла, и от номенклатуры продукции, например, марок стали, доли экспорта, его направлений и даже условий контрактов. Если выплата будет обязательной, то есть, оформлена как налог, то там возможно применение таких механизмов принуждения как штрафы, пени, блокировка счетов, а если договорятся о неналоговом характере платежа, то в этом случае механизмы будут помягче, - говорит эксперт. - Главное – договоренность, а как это будет оформлено – вопрос второй. Не будет препятствием и то, что речь идет о выплатах «как бы» за предыдущие налоговые периоды».
Эксперты бизнес-омбудсмена Бориса Титова предложили расширить возможности по возврату российских компаний из зарубежных юрисдикций, что, по идее, должно расширить налоговую базу, а в итоге и налоговые поступления. Задача по переводу активов в Россию до сих пор в недостаточной мере обеспечена налоговыми мерами поддержки, полагает управляющий партнер юридической фирмы «Щекин и партнеры» Денис Щекин.