Отечественные аграрии надеются нарастить экспорт говядины. Фото Reuters
Евросоюз идет по пути сокращения производства и потребления мяса. Германия снижает его производство уже шестой год подряд. А Еврокомиссия прогнозирует сокращение производства говядины в этом году на 1,6%. В России же напротив – увеличивается производство мяса. А по некоторым его видам увеличивается и потребление. Некоторые не готовы менять структуру питания ради климатической политики или прогрессивной «зеленой повестки». Так, в Италии прямо отказываются переходить на синтетическое мясо, которое, по заверениям экологических лоббистов, совершенно не сказывается на потеплении планеты. Борьба с натуральным мясом в мире сулит РФ возможности стать крупным экспортером еще и мясной продукции.
Во многих странах ЕС идет планомерное сокращение животноводства. Так, Германия в прошлом году сократила производство мяса на 8,1%. Производство мяса птицы снизилось на 2,9%, а производства свинины и говядины упало на 9,8% и 8,2% соответственно. Процесс сокращения животноводства продолжится и в 2023 году. По прогнозу Еврокомиссии, производство говядины в Евросоюзе сократится в текущем году на 1,6%. Во многих странах внедряются продукты с белками искусственного происхождения или с их заменителями.
При этом далеко не все европейцы готовы менять традиционную диету из идеологических соображений. Так, правительство Италии одобрило законопроект, запрещающий использование продуктов питания и кормов для животных, произведенных в лаборатории. Если предложение будет принято парламентом, итальянской промышленности не будет разрешено производить продукты питания или корма «из клеточных культур или тканей, полученных от позвоночных животных», говорится в законопроекте. Нарушение правил может привести к штрафу в размере до 60 тыс. евро. Законопроект также предусматривает, что заводы, на которых происходят нарушения, могут быть закрыты, а производители могут потерять право на получение государственного финансирования на срок до трех лет. Итальянский законопроект официально направлен на защиту агропродовольственного наследия страны. «Лабораторные продукты, по нашему мнению, не гарантируют качество, благополучие и защиту нашей культуры, наших традиций», – сказал министр сельского хозяйства Италии Франческо Лоллобриджида. Местные лоббисты поддержали действия властей против «синтетических продуктов питания». Запрет на «мясо из пробирки», по мнению итальянцев, необходим для защиты домашнего производства «от нападений транснациональных компаний». Однако это возмутило многие организации, выступающие за разработку «клеточной» сельхозпродукции.
Синтетическое мясо – растущий сектор во многих странах. К примеру, в 2022 году Нидерланды объявили о выделении государством 60 млн евро на исследования и разработки синтетического мяса. Подобные проекты быстро находят финансирование и в других европейских странах.
Есть признаки сокращения традиционного животноводства и в Азии. Так, Сингапур стал первой страной, официально разрешившей производство синтетического мяса. Отдельные мясные продукты «из пробирки» прошли проверку безопасности Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США.
Основное объяснение, почему мир должен переходить на искусственное мясо, – забота о климате и выбросы парниковых газов в животноводстве. «Исследования показывают, что культивируемое (синтетическое) мясо может произвести на 92% меньше выбросов, чем обычная говядина. Это также может снизить загрязнение воздуха, связанное с производством мяса, на 94% и использовать на 90% меньше земли, освобождая место для более устойчивых методов ведения сельского хозяйства», – сообщают в Институте хорошей еды. Эта некоммерческая организация активно пропагандирует переход с потребления обычного мяса на синтетическое.
И в перспективе Европе грозит сокращение объемов производства мяса из-за борьбы экологов и общественников с фермерами.
По оценкам ООН, домашний скот производит до 15% глобальных выбросов парниковых газов каждый год. «Пищеварение и отходы от коров и других жвачных животных производят метан, газ, который в 80 раз сильнее удерживает тепло в атмосфере, чем углекислый газ», – приводит их выводы агентство Reuters. Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что крупный рогатый скот является основным источником выбросов метана в сельском хозяйстве, которые в 2022 году достигли 142 млн т, что в три раза превышает выбросы в нефтяном секторе. Впрочем, из их же данных следует, что больше всего метана производят водно-болотные системы почти 200 млн т в год.
Тем не менее, чтобы сократить содержание метана в атмосфере на 30% к 2030 году, страны ЕС обсуждают не борьбу с болотами, а с коровами. Так, в ЕС пытаются договориться о сокращении количества ферм, чтобы сократить выбросы парниковых газов от животноводства, что приведет к сокращению поголовья скота.
Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе это обернется потерями для сельхозотрасли и самих фермеров. Прибыль 40 крупнейших производителей скота сократится на 24 млрд долл. уже к 2030 году, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на группу международных агроинвесторов Fairr (Farm Animal Investment Risk & Return). Эксперты этой группы ожидают, что прибыли компаний снизятся в диапазоне 7–11%. «Коровы – это скот с наибольшим уровнем выбросов, поэтому компании, производящие говядину и молочные продукты, более подвержены налогам на выбросы углерода», – считают в Fairr. Они также не исключают сценария, при котором половина из 40 оцененных животноводческих компаний будет работать в убыток в 2030 году. В качестве решения проблем организация предлагает сельхозкомпаниям переходить на растениеводство.
Перспектива сокращения производства скота на убой в развитых странах создает определенные перспективы для других стран. В прошлом году мировой рынок мяса и птицы составил 365 млн т, а экспорт – 153,2 млрд долл., что на 14% больше, чем в 2020-м, сообщали в Центре агроаналитики при Минсельхозе РФ. Эксперты ожидают дальнейшего роста спроса на мясо и мясопродукты. Потенциал экспорта говядины из РФ они оценивают в 75–80 тыс. т, или 450–480 млн долл. в год. Аналитики отмечают, что за последние годы российский экспорт говядины значительно вырос – с 5,4 тыс. т, или 18,5 млн долл. в 2017-м до 34,6 тыс. т, или 234 млн долл. в 2022-м. Основные надежды по экспорту они связывают с Китаем и Саудовской Аравией, на которые уже приходится свыше 76% российских поставок в стоимостном выражении.
Как считают аналитики центра, рост поставок стал возможным благодаря открытию китайского рынка для российских экспортеров. В последнее время КНР наращивал поставки из РФ. Китай увеличил импорт говядины и субпродуктов из России с 2 т в 2019 году до 21,5 тыс. т в 2021-м (на 149,2 млн долл.). Таким образом, доля Китая в российском экспорте составила 58,1% в натуральном выражении и 65,8% – в стоимостном, сообщают эксперты. Для сравнения: Китай закупает свинины на 2,8 млн т в год. Половина всех поставок практически в равной доле поделена между Испанией и Бразилией.
В то же время пока возможности РФ по экспорту всех видов мяса выглядят довольно ограниченными. Сообщается, что по итогам 2022 года страна произвела 11,7 млн т мяса и птицы. При этом потребление мяса в РФ составляет 79 кг на человека в год. То есть только 11,5 млн т приходится на внутреннее потребление. Больше всего в стране производится свинины и мяса птицы: 5,52 млн т (+5% год к году) и 5,3 млн т (4,4%). На говядину приходится только 1,6 млн т, что на 3,6% меньше, чем годом ранее.
«Наблюдается устойчивая тенденция роста производства птицы и свинины. Вместе с тем снижается производство говядины, что вызвано долгой окупаемостью капитальных вложений и высоким уровнем конкуренции импортного сырья. Ожидаемое увеличение цен на продукцию из говядины продлится до тех пор, пока поголовье крупного рогатого скота в стране не достигнет положительной динамики роста. Кроме того, в общем объеме производства говядины, получаемой от скота пород мясного направления, приходится порядка 30–35%, остальной объем приходится на скот молочного направления по старым советским традициям», – замечает доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин.
Перспективы РФ как экспортера мяса эксперты оценивают смешанно. По мнению Осянина, экспорт будет зависеть от соответствия требованиям импортеров к безопасности мяса и мясопродуктов. «Напомню, что у каждой страны свои параметры и нормативы допустимых уровней вредных и опасных веществ в мясе и мясной продукции. Некоторые страны готовы сотрудничать и открывать свои рынки для российских поставщиков на условиях гарантий Россельхознадзора. Другие, наоборот, видят необходимость в проведении многоступенчатых инспекций», – рассказывает он.
«На протяжении последних десятилетий экспорт мяса из России находился на низком уровне – внутренние цены превышали мировые и внутренний спрос был выше объемов производства. Сейчас ситуация изменилась – производство свинины и мяса птицы полностью закрывает внутренние потребности, цены приблизились к мировым. Кроме того, потребление мяса в России на душу населения превышает рациональные нормы, что при растущем производстве формирует значительный экспортный потенциал», – считает ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский.
По его мнению, поддержку экспорту мяса создает и регулирование рынка зерна. «Плавающая пошлина на его вывоз удешевляет корма, а следовательно, делает российское мясо более конкурентоспособным по цене на мировом рынке. Внутренние цены на мясо в России стагнируют – цена на курятину и свинину сейчас на 5–7% ниже, чем год назад. Поэтому экспорт является необходимым условием развития отечественного животноводства», – подчеркивает он.
«Экспортные поставки по итогам 2022 года из России составили: по птице 355 тыс. тонн и приросли на +17% по сравнению с 2021 годом, по свинине объем сократился 11% до 168 тыс. тонн, по говядине объемы поставок за рубеж выросли на 20% и составили 36 тыс. тонн. Россия обладает существенным потенциалом для развития экспорта мяса всех видов, потому что потребность в Китае и странах Средняя Азия ежегодно возрастает», - замечает гендиректор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова. «Просторы страны, а так же валовый сбор зерновых достаточен для получения поголовья и переработку на мяса, которое полностью закроет потребность свои, ЕС, Кита, и всей Азии», - обращает внимание совладелец конного завода «Ермак» Кирилл Ермоленко.