Стоимость содержания стареющей досанкционной иномарки часто выше, чем нового автомобиля. Фото РИА Новости
Вторичный авторынок приобретает в России особое значение. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, обвал автопрома: по итогам января-февраля выпуск легковых автомобилей в РФ сократился почти в четыре раза год к году, сообщает Росстат. Во-вторых, хоть китайские автомобили и ворвались на российский рынок, но с тех пор они перестали относиться к разряду дешевых: по Автостату, средняя цена популярных китайских авто уже перешагнула за 2 млн руб. В итоге сейчас в продажах на одну новую машину приходится, по разным оценкам, от 7 до 9 подержанных. И, выбирая себе б/у автомобиль, больше всего средств россияне тратят на «европейцев», «японцев» и «корейцев».
Обвальное падение производства отечественных легковых автомобилей пока продолжается. За первые два месяца этого года в стране было выпущено менее 54 тыс. новых авто: в январе – 21,3 тыс., в феврале – 32,5 тыс. Это, по Росстату, почти в 4 раза меньше, чем за тот же период 2022-го.
Сокращаются и продажи новых автомобилей. За первые два месяца 2023-го они снизились почти в два раза в годовом сопоставлении, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Было продано около 101 тыс. новых машин: в январе примерно 45 тыс., в феврале – 56 тыс.
Китайские автомобили ворвались на российский рынок, но они пока не стали бесспорными победителями в борьбе за спрос россиян. В целом за январь-февраль 2023-го было продано чуть меньше 38 тыс. автомобилей китайских марок. Это скачок: продажи в два с лишним раза превысили прошлогодние показатели. Но подскочили и цены. Как уточняют эксперты агентства, «период, когда «китайский автомобиль» и «дешевый автомобиль» на российском рынке считались синонимами, давно миновал». По их оценкам, «средняя цена популярных китайских автомобилей перешагнула за 2 млн руб.».
«Ценовая политика формируется по китайским автомобилям по восходящей траектории, – комментирует основатель «ГТК Холдинг» Саид Залиев. – Ряд брендов с завидной регулярностью поднимает ценник на свои авто. Изменение цены в годовом выражении исчисляется десятками процентов».
«При этом средняя цена на автомобили в классе эконом/комфорт варьируется в пределах 1,6–2,3 млн руб., это достаточно высокий показатель, учитывая низкий уровень доверия россиян к китайским маркам», – считает эксперт.
Хотя, как отметили, например, в пресс-службе «Открытия Авто», в феврале по сравнению с мартом, то есть в помесячном сопоставлении, большинство китайских моделей сохранили свою стоимость, «но есть и такие, которые стали дешевле».
Одновременно с этим россияне запустили «круговорот в природе» старых, «досанкционных» иномарок. Так, по данным «Открытия Авто» и «Автостата», в феврале россиянами было куплено примерно 394 тыс. автомобилей с пробегом на 382 млрд руб., что превысило показатели января, в течение которого россияне купили около 361 тыс. подержанных машин, потратив 347 млрд руб.
«Больше всего денег в феврале ушло на более старые машины. Так, на автомобили в возрасте от 10 лет и старше в конце зимы было потрачено 134,6 млрд руб., что составляет 35,2% от всей суммы. И это в точности равно показателю января», – уточнили авторы мониторинга. На машины в возрасте 5–9 лет было потрачено еще 32% от указанной суммы. И на авто до 5 лет – тоже около трети. «Свыше 70% всех денег потрачено в феврале на «европейцев» и «японцев»… Третье место в структуре финансовой емкости вторичного рынка заняли корейские марки», – добавили аналитики.
И, судя по всем этим данным, сейчас в продажах на один новый автомобиль приходится семь подержанных. Как минимум. Потому что, как добавили в «Открытии Авто», по некоторым другим данным, за два зимних месяца 2023-го было реализовано б/у машин в 8,5 раз больше, чем новых (уточним: если учитывать еще и отечественные подержанные авто).
Между тем эксперты «Авито Авто» обратили внимание на то, что рост предложения автомобилей с пробегом в регионах России обеспечен в большей степени дилерами, чем частными продавцами. Более того, по их данным, «росту предложения автомобилей с пробегом в целом способствует ввоз таких машин из-за границы».
Количество объявлений на платформе о продаже авто с пробегом из-за рубежа в январе-феврале 2023-го выросло в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Из-за границы часто поступают автомобили в возрасте до трех лет с относительно небольшим пробегом, которые многие рассматривают как прямую альтернативу новым. Преимущественно это автомобили японских и южнокорейских брендов», – пояснили представители платформы.
На фоне таких тенденций некоторые экономисты, например, из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, предположили, что, «если автомобильная промышленность окажется отрезанной от импортных технологий на долгое время и не совершит значительного рывка в разработке собственных, рынок будет существовать в условиях, похожих на советский период, – предложение будет отставать от спроса».
Но это предположение поддержали далеко не все – эксперты возлагают большие надежды прежде всего на параллельный импорт. «Предложение моделей новых автомобилей от официальных источников стремительно растет, а те модели автомобилей, которые официально не продаются, без проблем завозятся серыми импортерами, – пояснили в «Автостате». – По числу представленности новых моделей на рынке Россия сейчас на пике».
Указывают опрошенные эксперты также на амбициозные планы некоторых отечественных производителей, на расширение бизнеса уже представленных в стране китайских марок, на интерес к российскому рынку поставщиков из других дружественных стран и опять-таки на удовлетворение спроса за счет растущего параллельного импорта.
Но даже при реализации позитивного сценария по каждому из этих пунктов круговорот перепродаж старых машин – в частности, иномарок – не остановится. «Он был, есть и будет. Это естественный процесс. Единственное решение, которое будет способно его замедлить, – запретительные меры в виде сильного увеличения налога на владение автомобилями, не соответствующими экологическим нормам», – полагают в «Автостате».
«Вторичный рынок продолжит играть ключевую роль в российском авторетейле, – говорит гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич. – Для многих он предоставляет единственную возможность получить индивидуальную мобильность по доступным средствам».
Но эксперт обратил внимание и на то, что эта экономия имеет свои подводные камни: «Стоимость содержания «стареющей досанкционной иномарки» часто существенно выше, чем нового автомобиля».
«Мы видим, что на вторичном рынке еще есть предложения, где на продажу выставляются автомобили с официальной гарантией от производителей, – продолжил Залиев. – Как правило, такие транспортные средства продаются за 3–7 дней». Однако в ближайшей перспективе, по его оценкам, доля таких предложений будет минимальна.
Покупка автомобиля – верхушка «айсберга», добавил Залиев. Ведь, купив автомобиль марки, не представленной в России, владелец должен будет затем решить проблему с запчастями.