0
4484
Газета Экономика Печатная версия

30.03.2023 20:33:00

На одну новую машину на рынке приходится семь подержанных

Китайские иномарки сразу перестали быть дешевыми

Тэги: вторичный авторынок, автопром, китайские автомобили, ценовая политика

Все статьи по теме "Санкционные войны"

вторичный авторынок, автопром, китайские автомобили, ценовая политика Стоимость содержания стареющей досанкционной иномарки часто выше, чем нового автомобиля. Фото РИА Новости

Вторичный авторынок приобретает в России особое значение. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, обвал автопрома: по итогам января-февраля выпуск легковых автомобилей в РФ сократился почти в четыре раза год к году, сообщает Росстат. Во-вторых, хоть китайские автомобили и ворвались на российский рынок, но с тех пор они перестали относиться к разряду дешевых: по Автостату, средняя цена популярных китайских авто уже перешагнула за 2 млн руб. В итоге сейчас в продажах на одну новую машину приходится, по разным оценкам, от 7 до 9 подержанных. И, выбирая себе б/у автомобиль, больше всего средств россияне тратят на «европейцев», «японцев» и «корейцев».

Обвальное падение производства отечественных легковых автомобилей пока продолжается. За первые два месяца этого года в стране было выпущено менее 54 тыс. новых авто: в январе – 21,3 тыс., в феврале – 32,5 тыс. Это, по Росстату, почти в 4 раза меньше, чем за тот же период 2022-го.

Сокращаются и продажи новых автомобилей. За первые два месяца 2023-го они снизились почти в два раза в годовом сопоставлении, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Было продано около 101 тыс. новых машин: в январе примерно 45 тыс., в феврале – 56 тыс.

Китайские автомобили ворвались на российский рынок, но они пока не стали бесспорными победителями в борьбе за спрос россиян. В целом за январь-февраль 2023-го было продано чуть меньше 38 тыс. автомобилей китайских марок. Это скачок: продажи в два с лишним раза превысили прошлогодние показатели. Но подскочили и цены. Как уточняют эксперты агентства, «период, когда «китайский автомобиль» и «дешевый автомобиль» на российском рынке считались синонимами, давно миновал». По их оценкам, «средняя цена популярных китайских автомобилей перешагнула за 2 млн руб.».

«Ценовая политика формируется по китайским автомобилям по восходящей траектории, – комментирует основатель «ГТК Холдинг» Саид Залиев. – Ряд брендов с завидной регулярностью поднимает ценник на свои авто. Изменение цены в годовом выражении исчисляется десятками процентов».

«При этом средняя цена на автомобили в классе эконом/комфорт варьируется в пределах 1,6–2,3 млн руб., это достаточно высокий показатель, учитывая низкий уровень доверия россиян к китайским маркам», – считает эксперт.

Хотя, как отметили, например, в пресс-службе «Открытия Авто», в феврале по сравнению с мартом, то есть в помесячном сопоставлении, большинство китайских моделей сохранили свою стоимость, «но есть и такие, которые стали дешевле».

Одновременно с этим россияне запустили «круговорот в природе» старых, «досанкционных» иномарок. Так, по данным «Открытия Авто» и «Автостата», в феврале россиянами было куплено примерно 394 тыс. автомобилей с пробегом на 382 млрд руб., что превысило показатели января, в течение которого россияне купили около 361 тыс. подержанных машин, потратив 347 млрд руб.

«Больше всего денег в феврале ушло на более старые машины. Так, на автомобили в возрасте от 10 лет и старше в конце зимы было потрачено 134,6 млрд руб., что составляет 35,2% от всей суммы. И это в точности равно показателю января», – уточнили авторы мониторинга. На машины в возрасте 5–9 лет было потрачено еще 32% от указанной суммы. И на авто до 5 лет – тоже около трети. «Свыше 70% всех денег потрачено в феврале на «европейцев» и «японцев»… Третье место в структуре финансовой емкости вторичного рынка заняли корейские марки», – добавили аналитики.

И, судя по всем этим данным, сейчас в продажах на один новый автомобиль приходится семь подержанных. Как минимум. Потому что, как добавили в «Открытии Авто», по некоторым другим данным, за два зимних месяца 2023-го было реализовано б/у машин в 8,5 раз больше, чем новых (уточним: если учитывать еще и отечественные подержанные авто).

Между тем эксперты «Авито Авто» обратили внимание на то, что рост предложения автомобилей с пробегом в регионах России обеспечен в большей степени дилерами, чем частными продавцами. Более того, по их данным, «росту предложения автомобилей с пробегом в целом способствует ввоз таких машин из-за границы».

Количество объявлений на платформе о продаже авто с пробегом из-за рубежа в январе-феврале 2023-го выросло в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Из-за границы часто поступают автомобили в возрасте до трех лет с относительно небольшим пробегом, которые многие рассматривают как прямую альтернативу новым. Преимущественно это автомобили японских и южнокорейских брендов», – пояснили представители платформы.

На фоне таких тенденций некоторые экономисты, например, из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, предположили, что, «если автомобильная промышленность окажется отрезанной от импортных технологий на долгое время и не совершит значительного рывка в разработке собственных, рынок будет существовать в условиях, похожих на советский период, – предложение будет отставать от спроса».

Но это предположение поддержали далеко не все – эксперты возлагают большие надежды прежде всего на параллельный импорт. «Предложение моделей новых автомобилей от официальных источников стремительно растет, а те модели автомобилей, которые официально не продаются, без проблем завозятся серыми импортерами, – пояснили в «Автостате». – По числу представленности новых моделей на рынке Россия сейчас на пике».

Указывают опрошенные эксперты также на амбициозные планы некоторых отечественных производителей, на расширение бизнеса уже представленных в стране китайских марок, на интерес к российскому рынку поставщиков из других дружественных стран и опять-таки на удовлетворение спроса за счет растущего параллельного импорта.

Но даже при реализации позитивного сценария по каждому из этих пунктов круговорот перепродаж старых машин – в частности, иномарок – не остановится. «Он был, есть и будет. Это естественный процесс. Единственное решение, которое будет способно его замедлить, – запретительные меры в виде сильного увеличения налога на владение автомобилями, не соответствующими экологическим нормам», – полагают в «Автостате».

«Вторичный рынок продолжит играть ключевую роль в российском авторетейле, – говорит гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич. – Для многих он предоставляет единственную возможность получить индивидуальную мобильность по доступным средствам».

Но эксперт обратил внимание и на то, что эта экономия имеет свои подводные камни: «Стоимость содержания «стареющей досанкционной иномарки» часто существенно выше, чем нового автомобиля».

«Мы видим, что на вторичном рынке еще есть предложения, где на продажу выставляются автомобили с официальной гарантией от производителей, – продолжил Залиев. – Как правило, такие транспортные средства продаются за 3–7 дней». Однако в ближайшей перспективе, по его оценкам, доля таких предложений будет минимальна.

Покупка автомобиля – верхушка «айсберга», добавил Залиев. Ведь, купив автомобиль марки, не представленной в России, владелец должен будет затем решить проблему с запчастями. 


Читайте также


Возрождение металла

Возрождение металла

Владимир Полканов

РУСАЛ займется переработкой алюминиевого лома в промышленных масштабах

0
1788
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
2938
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
12660
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
14151

Другие новости