Уровень бедности это не только доходы, но и качество жизни людей. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru |
Ученые предлагают скорректировать методы оценки нуждаемости, полагая, что традиционный замер не вполне корректно отражает ситуацию с бедностью.
Для оценки материального благосостояния граждан необходимо исследовать не только доходы населения, но и уровень цен, иначе картина получится искаженной. «В некоторых регионах можно достойно жить, имея сравнительно небольшой доход, а в других на такую сумму прожить очень сложно», – подчеркивают эксперты. Так, индекс стоимости жизни в России варьируется от 73 до 178% от среднего показателя. «В нашей стране есть территории, где цены очень высоки (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Магадан) или очень низки (Назрань, Саранск, Белгород)», – поясняют ученые.
Более адекватная оценка бедности будет полезна при разработке государственной социальной политики и мер социальной поддержки населения. «Чтобы разрабатывать экономическую политику, в частности направленную на ликвидацию бедности и ограничение доходного неравенства, необходимы корректные оценки этих явлений и факторов, их определяющих», – утверждает завлабораторией измерения благосостояния ВШЭ профессор Александр Суринов.
Преподаватель Института социальной политики ВШЭ Полина Белопашенцева предлагает также для комплексного понимания ситуации с уровнем бедности оценивать ее не только по официальному (монетарному) критерию, но также учитывать аспект «социального самочувствия», то есть субъективной бедности. «Рассмотрение двух метрик дает понимание меры согласованности официальной бедности и оценки гражданами своего материального положения и специфики каждого из этих измерений бедности, а расхождение двух метрик может свидетельствовать о риске несогласия населения с проводимой политикой», – пишет она. Эксперт обращает внимание, что в России субъективная бедность распространена гораздо шире, чем бедность официальная. «В группу же официально бедных попадают представители более молодого возраста, семьи с маленькими детьми, проживающие в мелких населенных пунктах», – напоминает Белопашенцева. Тогда как материальные проблемы и множественные депривации (лишения) испытывают многие пенсионеры и граждане старшего возраста. «В официальной бедности больше тех, кто испытывает жилищные проблемы, а субъективно бедные характеризуются лишениями в товарах ежедневного потребления», – утверждает Белопашенцева.
Социологи ВШЭ уже оценили вероятный уровень бедности с учетом многомерного подхода в оценке нуждаемости. «Индекс многомерной бедности – это комплексный способ измерения бедности. Монетарные подходы основываются только на денежных суммах, которыми обладает человек или семья, немонетарные принимают во внимание и другие критерии, например отсутствие у человека необходимых ресурсов или его социальную изоляцию. ИМБ позволяет включить как монетарные, так и немонетарные показатели», – разъясняют ученые.
Индекс многомерной бедности, разработанный Программой развития ООН (ПРООН) и Оксфордской инициативой по человеческому развитию и борьбе с бедностью, оценивает ситуацию каждого человека по 10 индикаторам, связанным со здоровьем, образованием и уровнем материального достатка. Ряд стран, в том числе и государства Евросоюза, в своей оценке бедности используют компоненты измерения многомерной бедности. Экспериментально уровень многомерной бедности рассчитывал и Росстат.
Исследователи ВШЭ для расчета ИМБ сформулировали набор лишений (или деприваций), от которых может страдать отдельный человек или целая семья. Сами лишения были объединены в группы: депривации в части здоровья, питания, образования, удовлетворения базовых потребностей, покупки одежды и обуви, наличия базовых товаров длительного пользования, крупных приобретений (таких как машина или мебель), доступа к средствам коммуникации (наличие компьютера, телефона) и доходов.
Самой распространенной проблемой для российского населения оказалась невозможность заменить старую или ветхую мебель: такая ситуация, по данным исследователей, характерна для 64% всех россиян. Часто встречается невозможность приобрести по две пары сезонной обуви на каждого члена семьи (43%) и провести одну неделю в отпуске в году вне дома (40%). В меньшей степени для россиян характерны такие депривации, как проживание в общежитии или коммунальной квартире, а также трудности с покупкой телефона. Всего же по критериям ИМБ к бедным можно отнести четверть населения нашей страны.
Многомерная бедность больше распространена среди сельского населения, детей и семей с детьми, работников с низкой квалификацией и низким уровнем образования. Однако в отличие от официальной бедности в категорию «многомерно бедных» добавляются пенсионеры, пожилые и инвалиды. «Сочетание разных оценок можно использовать для решения вопросов социальной политики. Оно позволяет учитывать категории людей, которые до этого не считались уязвимыми. ИМБ будет полезен и для оценки бедности, и для проверки нуждаемости», – рассуждает завцентром анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Алина Пишняк.
Несколько лет назад Росстат также проводил экспериментальные расчеты уровня бедности с использованием альтернативных индексов. В ведомстве тогда признали, что индекс многомерной бедности является более совершенным инструментом, показывающим более объективный замер и дающим возможность объемно представить себе положение группы малоимущих. «Долгое время бедность измерялась исключительно через монетарные показатели, то есть доходы или расходы домохозяйств. Подобные показатели не представляют всего многообразия проявлений бедности в современном мире и рискуют быть недостаточно корректными в силу неточного измерения в обследованиях населения, необходимости введения поправок на инфляционные изменения (в случае динамических исследований), а также паритет покупательской способности (при межстрановом, а в отдельных случаях даже при региональном или поселенческом сопоставлении)», – написали чиновники. Впрочем, позднее в Росстате объявили, что ведомство не планирует в ближайшее время переходить на новую методику измерения бедности. А представленные возможности расчета по другим методологиям являются дополнением к официально работающей методологии. Тем более что легко управляемый административными методами официальный уровень бедности очень удобен для чиновников.
С 2017 по 2022 год благодаря активным мерам поддержки из бедности вышли 3,6 млн граждан, объявила вице-премьер Татьяна Голикова. По итогам прошлого года численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума составила 15,3 млн человек против 16 млн в 2021 году. Уровень бедности в стране, таким образом, составил исторически минимальные 10,5% против 11% годом ранее. По мнению Голиковой, снижение числа нуждающихся – показатель успеха проводимой социальной политики. «Особо хочу отметить рост в течение всего года денежных доходов у 10% наименее обеспеченного населения. Благодаря мерам именно адресной поддержки и доведения доходов до уровня прожиточного минимума среднедушевые доходы у наименее обеспеченного населения выросли в четвертом квартале 2022 года на 41% в номинальном выражении по сравнению с четвертым кварталом 2021 года», – добавила вице-премьер, уточнив, что в четвертом квартале 2022-го уровень бедности снижался до 7,9%.
Возможность внедрения расчета показателя немонетарной бедности на федеральном уровне рассматривался Росстатом, однако от этой идеи отказались, обращает внимание доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. «Тогда речь шла о расчете индекса материальных деприваций (лишений). Цель расчета индекса – оценка количества лишений, с которыми индивид одновременно сталкивается изо дня в день», – поясняет она. Эксперт соглашается, что существующая оценка монетарной бедности может не учитывать всего многообразия проявлений бедности.