Россияне иногда размещают на разных порталах свои резюме «на всякий случай». Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Государственная онлайн-база вакансий «Работа в России» недостаточно эффективна, выявила Счетная палата (СП). На октябрь 2022-го в базе насчитывалось менее 5 млн резюме, а на популярных негосударственных порталах по поиску работы – в 4–10 раз больше, сообщает СП. Указали аудиторы и на риски для информационной безопасности (ИБ): в отдельные периоды – суммарно от 445 до 540 дней – платформа функционировала без оформления договорных отношений с организациями, отвечающими за вычислительные ресурсы и эксплуатацию. В Минтруде прокомментировали «НГ» эти выводы.
Счетная палата назвала «недостаточно высокой» эффективность мероприятий по развитию и эксплуатации платформы «Работа в России», оценив ее примерно в 54%.
Имеется в виду общероссийская онлайн-база вакансий trudvsem.ru, созданная в 2015 году по поручению президента. За нее отвечает Роструд. Изначально эта система планировалась как инструмент информирования граждан о возможностях трудоустройства с целью повышения их трудовой мобильности, напомнил аудитор СП Данил Шилков. Однако на фоне пандемии основной вектор ее развития был изменен на предоставление госуслуг в области содействия занятости в электронной форме, отметил он.
Эта база значительно повысила уровень цифровизации госуслуг в сфере трудоустройства. «В первую очередь благодаря платформе сократилось количество причин, которые требуют личной явки граждан в центры занятости», – пояснил аудитор.
База «Работа в России» превратилась в экосистему в сфере занятости, пояснил глава Роструда Михаил Иванков. И сегодня как соискатели, так и работодатели могут взаимодействовать со службой занятости дистанционно. С 1 января 2023 года в 84 регионах все услуги центров занятости можно получить онлайн.
Но аудиторы выявили и немало проблем, часть из которых обусловлена в том числе переходным периодом от региональных информационных систем к общефедеральной. Сотрудники служб занятости, как выявили аудиторы, «вынуждены работать одновременно в двух версиях платформы, а также в региональных информационных системах, в том числе вносить в указанные системы идентичные данные». Причем нередко вручную.
При этом сам по себе государственный портал, как можно судить по выводам СП, пока недостаточно популярен среди населения. Аудиторы сопоставили его показатели с данными из нескольких популярных негосударственных порталов по поиску работы и указали на сравнительно небольшое число резюме.
Так, Счетная палата сообщает, что по состоянию на 1 октября 2022 года в базе «Работа в России» насчитывалось 4,6 млн резюме, на Superjob – 16,9 млн, на Rabota.ru – 20 млн, на HeadHunter – 46,9 млн. Хотя одновременно с этим в государственной базе размещено почти 2,5 млн вакансий против соответственно примерно 640 тыс., 250 тыс. и 999 тыс.
«Очевидно, что в целом к услугам служб занятости прибегает относительно небольшая доля ищущих работу», – комментирует результаты старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок.
«Так как безработные не столь заинтересованы искать работу с помощью портала, то и работодатели не стремятся подавать туда наиболее актуальные вакансии и обновлять предоставляемую информацию», – цитирует СП в своих материалах выводы эксперта. «Хотя в отчете показано, что данные о работодателях являются достоверными, слабо проработан вопрос о том, насколько их объявления о вакансиях соответствуют действительности, насколько подробно и точно они описаны», – уточнил Ляшок.
О том, какие вакансии и зарплаты предлагаются государственной базой, можно судить по рейтингам с сайта. Можно взять для примера регионы, в которых зафиксированы одни из самых низких и самых высоких средних размеров зарплат. По предварительным данным Росстата, в 2022 году среднемесячная начисленная зарплата работников по полному кругу организаций в Республике Ингушетия составила около 32,7 тыс. руб. А в Чукотском автономном округе – около 141,8 тыс. руб.
В списке самых востребованных предложений работодателей по рабочим местам в Ингушетии лидирует животновод, а на Чукотке – оленевод 3 разряда, следует из государственной базы вакансий. В списке же самых привлекательных предложений работодателей по зарплате в Ингушетии лидирует главный технолог производства птицекомплекса (в вакансии указан диапазон зарплаты от 70 до 100 тыс. руб.), а на Чукотке – ведущий инженер по управлению блоком реакторно-турбинного цеха на АЭС (более 300 тыс. руб.).
Судя по экспертным оценкам, недостаточно высока осведомленность об этой базе и среди работодателей. Как сообщила представитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова, которую цитирует в своих материалах СП, проведенный Народным фронтом опрос представителей промышленных предприятий показал, что только 9,5% респондентов в качестве основного способа решения кадрового вопроса выбирают базу «Работа в России».
Между тем аудиторами установлено, что государственная база вакансий действительно содержит уникальную функциональность. Например, она предполагает в том числе создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, прохождением стажировки и профессионального обучения. Правда, опять-таки, по уточнению СП, по состоянию на начало 2022 года только 180 работодателей из более чем 1 млн зарегистрированных в базе перешли на оформление электронных кадровых документов с использованием этой платформы.
В пресс-службе Минтруда разъяснили «НГ», в чем главные отличия проанализированной аудиторами государственной базы и негосударственных сервисов: «Портал «Работа в России» – не только витрина, на которой соискатель может разместить свое резюме, а инструмент для взаимодействия с центром занятости».
На количество резюме влияют несколько факторов. Во-первых, база «пассивных» резюме, то есть резюме, созданных в прошлые годы. «В этом смысле «Работа в России» – один из самых молодых сервисов, поэтому объем уже неактивных, но созданных в прошлые годы резюме существенно меньше, чем у работных сайтов, действующих более 20 лет», – отметили в Минтруде.
«Кроме того, с гражданами, которые разместили резюме на портале, как правило, связываются специалисты центра занятости, предлагая свою помощь в поиске работы, поэтому на портале «Работа в России» соискатели создают резюме именно для активного поиска работы, нежели «про запас», – уточнили в министерстве. Во-вторых, это маркетинговое и рекламное продвижение сайта: «Портал «Работа в России» не пользуется рекламой».
Если говорить про вакансии, то на платформе представлены все открытые вакансии, то есть фактически имеющиеся в штатном расписании компании, продолжили в Минтруде. «Востребованность каждой вакансии зависит от ее параметров – уровня оплаты труда, требований к соискателям, предлагаемого соцпакета», – отметили в ведомстве.
По данным Минтруда, «благодаря содействию службы занятости и в том числе возможностям портала «Работа в России» с 2020 года было трудоустроено 7 млн человек».
Но аудиторы указали на еще один аспект – на риски для информационной безопасности. «С 2018 по 2021 год «Работа в России» фактически 1,5 года (540 календарных дней) функционировала на вычислительных ресурсах коммерческого центра обработки данных без оформления договорных отношений», – сообщает СП. Сопровождение системы «Работы в России» «в указанный период осуществлялось исполнителями без заключения государственных контрактов в течение 1,2 года (445 календарных дней)». Речь идет о сумме дней за несколько лет.
«У привлекаемых организаций отсутствовали обязательства по оказанию услуг по обеспечению эксплуатации «Работы в России», а также по предоставлению вычислительных ресурсов, что ставило под угрозу обеспечение информационной безопасности, надлежащего и бесперебойного функционирования системы в указанные периоды времени», – сообщили в СП. В отчете отмечено, что это объясняют длительностью процедур согласования.
В пресс-службе СП в среду сообщили «НГ», что «факты утечки персональных данных с платформы в рамках мероприятия не выявлены». «Но подтвержденный факт атаки на одну из подсистем платформы – SkillsNet – имеется. При этом уязвимость, которая позволила такую атаку провести, в ходе мероприятия не была устранена», – утверждают в СП.
Как рассказал «НГ» замгендиректора «Группы Т1» по технологическому развитию Антон Якимов, отсутствие договорных отношений, в которых были бы четко зафиксированы требования к привлекаемой организации и к гарантированному ею уровню информационной безопасности, «кратно повышает риски возникновения ИБ-инцидентов».
«Обычно конкурсная документация включает значительный список условий по обеспечению определенного уровня отказоустойчивости инфраструктуры. Без договора в случае возникновения ИБ-инцидента подрядчик не будет нести никакой ответственности за его последствия, – уточнил эксперт. – Кроме того, без прописанных заказчиком требований и условий по ИБ увеличивается вероятность полного или частичного несоответствия необходимому уровню безопасности, что делает потенциально возможными утечки данных, взлом и удаление резервных копий, простои и отказы в обслуживании ввиду DDoS-атак».
В Счетной палате сообщили «НГ»: «Учитывая, что порядок доведения бюджетных средств на IT-расходы не менялся, говорить об устранении предпосылок к необеспечению своевременного заключения Рострудом госконтрактов на эксплуатацию платформы считаем преждевременным». Тем не менее, как сказали «НГ» в пресс-службе Минтруда, Рострудом предприняты все необходимые шаги для нивелирования рисков для информационной безопасности.
Результаты проведенного аудиторами анализа прокомментировали и в негосударственных сервисах. Президент SuperJob Алексей Захаров обратил внимание на то, что, во-первых, количество вакансий не связано с количеством рабочих мест – эти два показателя могут сильно отличаться. «Например, объявление одно – «продавец в супермаркет», а рабочих мест за ним тысячи. Или две тысячи вакансий «бурильщик на вахту», опубликованных в разных городах. А на работу вахтой требуется всего восемь человек. Но из какого региона откликнется человек, заранее предсказать невозможно, – пояснил он. – Поэтому совершенно неверно оценивать сайты просто по количеству вакансий. Всегда нужно смотреть глубже».Во-вторых, по его словам, методологически неправильно сравнивать «Работу в России» и, в частности, SuperJob. «Можно оценивать эффективность «Работы в России» относительно тех задач, которые Минтруд ставил перед этим ресурсом», – говорит Захаров. По его мнению, поиск работы или подбор персонала – «это последнее», ради чего люди идут на данный государственный портал. «Там есть другая функциональность, например, регистрация безработных, – пояснил Захаров. – И такой функциональности нет и никогда не будет на коммерческих ресурсах».