На заседании Совета министров Союзного государства стороны отметили успехи экономической интеграции РФ и Белоруссии. Фото с сайта www.government.ru
В понедельник состоялось заседание Совета министров Союзного государства, где премьер РФ Михаил Мишустин встретился с белорусским коллегой Романом Головченко. Основной темой встречи стали успехи экономической интеграции обеих стран. Но есть и недоработки. Минск выступает за дальнейшее транспортное сближение с РФ. Что понятно: страна зарабатывала на транзите грузов из РФ в Европу и обратно. Сейчас падение грузоперевозок – одна из причин углубления рецессии в стране. А российский рынок выглядит для белорусских перевозчиков, вероятно, привлекательным.
Анонсировалось, что стороны обсудят выполнение основных положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 союзных программ, итоги развития российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества в 2021–2022 годах, стратегию научно-технологического развития, а также совместные проекты в области космических исследований и микроэлектроники.
Заседание Высшего госсовета Союзного государства с участием президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко назначено «пока» на 6 апреля. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании Совета министров Союзного государства.
В начале встречи в понедельник премьер РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании Совета министров Союзного государства, отметил, что сегодня с уверенностью можно сказать: решение о формировании объединения было правильным и оправданным. Он также заметил, что ответом на внешнее давление стало углубление российско-белорусской интеграции, и привел в пример рост взаимной торговли.
«У нашего экономического сотрудничества хорошие показатели. После существенного роста в 2021 году на 35% взаимная торговля увеличилась еще на 12% и достигла рекордного уровня в 45 млрд долл. И сейчас сохраняется положительная тенденция», – отметил Мишустин. По его мнению, такой результат был достигнут в том числе за счет реализации комплекса решений по переориентации белорусского экспорта с западных рынков на российский. «Импорт вашей продукции стал больше на 40% и впервые обеспечил положительное для Белоруссии сальдо торговли с Россией», – сказал российский премьер.
Россия действительно является ведущим торговым партнером Белоруссии, если не сказать единственным. Ранее сообщалось, что по итогам 2022 года доля РФ в белорусском товарообороте составила почти 60%. А вот доля Белоруссии во внешнеторговом обороте России – около 5%. В 2022 году товарооборот вырос до 43,4 млрд долл. Российский экспорт сократился на 7,7%, до 21,3 млрд, импорт из Белоруссии вырос на 41,2%, до 22 млрд долл. По итогам января 2023 года товарооборот увеличился на 29% в годовом выражении. При этом российский экспорт составил 1,8 млрд (рост на 31,6%), а импорт – 1,2 млрд долл. (рост на 25,6%). Российский премьер в понедельник также отметил, что на сегодняшний день выполнено больше половины мероприятий по активизации интеграционных процессов Союзного государства.
Напомним, осенью 2021 года президенты двух стран утвердили «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства», а также 28 отраслевых программ, что стало «принципиальным решением об углублении интеграции». Сам же пакет из 28 программ предполагает создание общих правил конкуренции для бизнеса, создание единого транспортного рынка. А также формирование странами объединенных рынков нефти, газа и электроэнергии. Туда же включены положения о регулировании налоговой и таможенной сферы двух стран.
Мишустин сообщил, что уже выполнено «две трети мероприятий». В феврале сообщалось, что Москва и Минск реализовали 71% мероприятий союзных программ по углублению экономической интеграции. В частности, уже полностью выполнены семь программ, касающихся прослеживаемости товаров, финансовой отрасли, бухучета, атомной энергетики, а также валютного, транспортного, ветеринарного и карантинного контроля. Продолжается реализация 21 программы – в том числе в сфере аграрного хозяйства, индустриального производства, энергетики и транспорта.
Российская сторона отметила успехи интеграции в налоговой и таможенной сфере, а также в области прослеживаемости товаров, предлагая по возможности распространить этот опыт и для Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. По мнению главы российского кабмина, выгоды очевидны – это более эффективный контроль на рынке, пресечение каналов незаконного ввоза. «А главное – защита потребителей от контрафакта и подделок. И более благоприятные, прозрачные условия для работы бизнеса», – подчеркнул российский премьер.
При этом белорусская сторона прямо призывает ускорять работу и по другим направлениям. А особенно в части создания единого транспортного и газового рынков. Так, на заседании совмина Союзного государства премьер Белоруссии Роман Головченко призвал Россию усилить координацию в сфере транспорта в ответ на санкции. «Одной из основных причин роста цен на товары, с чем мы все столкнулись, является выросшая стоимость перевозки из-за изменения прежних схем логистики», – напомнил чиновник. Он также отметил, что целый пакет соглашений этой сферы, который подписан и находится в высокой стадии готовности, направлен на то, «чтобы мы сбили этот ценовой фактор, который влияет на стоимость наших товаров из-за изменения логистики».
Премьер-министр Белоруссии заявил, что Москве и Минску необходимо принять ряд дополнительных мер, которые отменят сохраняющиеся ограничения во взаимных поставках товаров. Днем ранее, анонсируя встречу в Москве, он подчеркивал, что Минск будет добиваться создания равных с Россией условий в сфере грузоперевозок. «Мы должны и будем добиваться равных условий в области грузоперевозок. Я имею в виду решение вопроса о доступе к каботажным перевозкам», – сообщал белорусский чиновник. Ранее белорусские транспортные компании выступали за снятие ограничений для белорусских перевозчиков на российском направлении. Подчеркивалось, что транспортные компании Белоруссии не один год ждут отмены на запрет осуществлять каботажные перевозки по территории России.
В этом смысле примечательным выглядит стремление белорусской стороны чаще посещать российские регионы. Так, Мишустин в понедельник приветствовал это решение своего белорусского коллеги. «Знаю, что вы, Роман Александрович (премьер-министр Белоруссии Роман Головченко. – «НГ»), поставили перед собой цель в текущем году минимум раз в месяц посещать российские регионы. Мы поддерживаем это начинание», – сказал премьер РФ.
Европейский транзит до недавних пор был важным источником дохода Белоруссии. На транспортных услугах республика могла заработать около 4 млрд долл в год. (5–6% от ВВП). Традиционно основным заказчиком этих услуг была Россия, на которую приходилось около 90% всего белорусского транзита. Но сегодня снижение грузоперевозок – один из тормозов экономической активности. Так, Евразийский банк развития (ЕАБР) сообщил, что снижение ВВП Белоруссии по итогам января-февраля замедлилось до 3,6% с 5% в январе. При этом замедлению рецессии способствовало сохранение положительной динамики сельхозпроизводства в феврале, тогда как тормозили восстановление экономической активности негативная динамика грузоперевозок (снижение на 33,6% в феврале), розничного товарооборота (снижение на 4,1%) и инвестиций в основной капитал (на 4% меньше).
Еще один принципиальный интерес российского соседа – единый газовый рынок. Двумя неделями ранее министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич объявлял, что страна намерена в текущем году выработать с российской стороной принципы формирования и функционирования объединенного рынка газа. «Сейчас у нас задача – обеспечить реализацию третьего блока мероприятий (союзной программы в энергетике. – «НГ»). Это формирование принципов объединенного рынка газа Союзного государства. Это будет правовой основой, дальнейшим толчком в выстраивании работы и на объединенном рынке электрической энергии Союзного государства. Но самая главная задача – это сближение условий для субъектов хозяйствования двух стран», – рассказывал он в середине марта.
По его словам, союзная программа по атомной энергетике уже полностью выполнена. Отметим, Белоруссия и Россия реализуют три союзные программы по углублению сотрудничества в сфере энергетики: в области атомной энергетики, формировании объединенных рынков газа и электроэнергии.
Российские власти пообещали «укреплять взаимодействие» в области космических исследований, а в микроэлектронике, сферах электронной компонентной базы и электронного машиностроения. Указывалось также, что итогом заседания в понедельник станет подписание межправсоглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. «Важно активизировать работу для укрепления технологического суверенитета России и Белоруссии. Использовать преимущества наших государств и для проведения совместных прикладных исследований. А также реализации масштабных проектов уровня «мегасайенс», – подчеркнул российский премьер. «Уверен, совместные инициативы принесут практическую отдачу – помогут создать новые рабочие места. И выпустить широкую номенклатуру передовой продукции с использованием собственного оборудования и комплектующих. Что важно для достижения независимости от иностранных решений. А также – стабильной деятельности предприятий», – заключил премьер РФ.
Режим санкций, введенный США и их союзниками, в значительной степени затронул не только российскую экономику, но и подавляющее число секторов белорусского народного хозяйства. В создавшейся ситуации наиболее результативными мерами против санкционного давления выглядят повышение уровня взаимной интеграции, углубление кооперации, гармонизация производственных процессов в различных отраслях. Особое значение следует придать экономической и технологической интеграции в промышленности и энергетике. И определенные заделы на этом направление уже есть», - подчеркивает доцент РЭУ им. Плеханова Максим Максимов. Он отмечает, что на сегодняшний день уже около десяти тысяч белорусских и российских предприятий связаны производственной кооперацией и осуществляют взаимные поставки сырья, материалов и комплектующих.