Задача номер один для Сибири – решить проблему перегруженности транспортных артерий. Фото Reuters
Ответом на стоящие перед страной геополитические и экономические вызовы может быть опора на опережающее региональное развитие. На роль ключевого центра роста идеально подходит Сибирь: ее потенциал позволяет развернуть производства по глубокой переработке сырья, а близость к странам Азии – нарастить экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью на остающиеся открытыми для России быстрорастущие рынки. Ускоренное развитие Сибири даст мощный импульс инвестиционной активности в стране и потянет за собой другие территории.
Транспорт и логистика
Одна из самых актуальных задач для Сибири – развитие логистики, что обеспечит низкий уровень транспортно-логистических издержек и высокую скорость доставки товаров в страны Азии. Сейчас транспортные артерии забиты. «Транссиб был загружен и до последних событий. А отсутствие электрификации БАМа не позволяет и его использовать в полном объеме, – отметила вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных. – Отрасли конкурируют за отгрузку. Ставится вопрос, что приоритетнее – поставка на экспорт угля, лесопромышленной продукции, алюминия или других товаров. Каждый из них имеет право на приоритет, за ними стоят тысячи людей, это большое подспорье для нашей страны».
Чтобы в короткие сроки расширить пропускную способность Транссиба, необходимо уже до 2025 года создать специализированную инфраструктуру для движения ускоренных контейнерных поездов на всех перегруженных участках. Сделать это Елена Безденежных предложила в рамках концессионного соглашения. Этот механизм пока в строительстве железнодорожных линий применялся очень редко. Развитию перевозок также способствовало бы создание не менее 10 новых особых экономических зон на Транссибе, объединяющих производственные и транспортно-логистические центры (хабы). Обслуживать их мог бы новый логистический оператор высокого уровня (4PL). А использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), могло бы стать альтернативой электрификации БАМа.
Елена Безденежных уверена, что в комплексе эти меры приведут к целому ряду положительных эффектов. Гарантированная скорость перемещения высокодоходных грузов по Транссибу от Китая до Белоруссии сократится до четырех суток. Повысится транспортная доступность портов для регионов Урала и Сибири, в том числе за счет снижения сроков доставки с шести до двух дней следования груза. Будет обеспечена возможность ускоренного пассажирского сообщения между крупнейшими городами Сибири и Урала: путешествие из одного регионального центра в другой займет всего 3–5 часов. А транзит между ЕС и КНР через территорию России увеличится в четыре раза.
Промышленные кластеры
Развитие инфраструктуры и логистики обеспечит рост объемов и скорости грузоперевозок, однако не менее важна номенклатура этих грузов. Пока подходы к экспорту повторяют застарелые ошибки: раньше газ и нефть по трубам шли на Запад, сейчас в приоритете отгрузка угля на Восток – все это просто сырье. В то время как в Сибири есть огромный потенциал для реализации ориентированных на экспорт проектов глубокой переработки сырья, создания востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью. Такие проекты обеспечат опережающий рост Ангаро-Енисейского макрорегиона, в который входят Красноярский край, Иркутская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, считает Елена Безденежных. «Основа для ускоренного развития региона – формирование кластеров перерабатывающих производств», – уверена она.
Ключевым промышленным проектом в регионе может стать Красноярская технологическая долина, уверена Елена Безденежных. Фото с сайта www.kef2023.ru |
«Стратегическим направлением развития агропромышленного комплекса в регионе может стать высокотехнологичный сектор, ориентированный прежде всего на экспорт в страны Азии для нужд около 2 млрд потенциальных потребителей», – продолжает Елена Безденежных. Преимущества территории – наличие свободных земельных ресурсов, квалифицированных кадров, промышленных площадок, высокая обеспеченность сельхозугодиями, в том числе пашнями, энерговооруженность. В Красноярском крае уже рассматриваются проекты строительства завода по глубокой переработке зерна и научно-производственного кластера выращивания и переработки масличных культур. Дополнительными инвестиционными нишами могут стать глубокая переработка льна и производство модифицированного крахмала из картофеля.
«Ключевым проектом может стать Красноярская технологическая долина, – подчеркнула Елена Безденежных. – Она будет расположена в непосредственной близости от действующих предприятий алюминиевой отрасли – Красноярского алюминиевого завода и Красноярского металлургического завода. Недалеко Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы. Это позволит обеспечить прямое взаимодействие с предприятиями по выпуску алюминиевой продукции высокого передела».
Сейчас США понимают, что развитие Сибири может дать экономике России мощный рывок. Именно поэтому они и ввели 200-процентные пошлины против российского алюминия. РУСАЛ – это один из становых хребтов экономики Сибири. В этом макрорегионе сосредоточены основные мощности, производящие алюминий для российской авиакосмической отрасли, упаковки, энергетики, автопрома. Производственные кластеры при алюминиевых заводах обеспечат глубокую переработку от 20 до 50% производимого металла.
В Красноярской технологической долине готовятся выпускать прокат для авиации и судостроения, компоненты для машино- и автомобилестроения, профиль и слитки для строительной отрасли, кабели, посуда, аккумуляторы – все это продукция высокого передела, востребованная на азиатском рынке. По прогнозам, объем инвестиций составит 17 млрд руб., а общая сумма налогов, уплаченная в федеральный и региональный бюджеты, может достичь 1 млрд руб. Новые предприятия позволят создать до 1,5 тыс. новых рабочих мест и увеличить ВРП Красноярского края на 25–30 млрд руб. в год в течение пяти лет.
Экология и соцподдержка
Задачи ускоренного развития Сибири требуют решения и других проблем. В том числе смены парадигмы в энергетике. К примеру, в вопросе использования сибирского газа: пока национальное достояние идет на экспорт, а Сибирь и Дальний Восток не включены в систему газификации. Между тем местные жители задыхаются от «черного неба», во многом спровоцированного использованием бурого угля в частных хозяйствах. Газификация не просто улучшит экологическую обстановку, но подстегнет развитие промышленных предприятий. Она повысит надежность энергоснабжения, снижая зависимость от возможных перебоев в поставках угля. Экономика получит новые возможности для низкоуглеродного и экологически чистого развития. Регион может полностью отказаться от сжигания угля к 2030 году, стать пионером внедрения природосберегающих технологий и лидером перехода к зеленой экономике.
Кроме того, чтобы остановить отток из Сибири людей и привлечь в регион специалистов, недостаточно только создания новых рабочих мест в промышленных кластерах – потребуется строительство доступного жилья и объектов городской инфраструктуры: транспортной, коммунальной, медицинской, образовательной и т.д. «Новым землепроходцам» понадобятся стимулы – система подъемных выплат, льготные ипотека и социальное жилье, выдача жилищных сертификатов, повышенный размер материнского капитала.
Сегодня у России нет другого выхода, кроме как самостоятельно и успешно освоить Сибирь. В противном случае высказывание Петра Столыпина станет пророчеством: «Отдаленная наша суровая окраина богата золотом, лесом, пушниной, громадными пространствами земли, годными для культуры. И при таких обстоятельствах, при наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, оно уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию».