0
5354
Газета Экономика Печатная версия

21.03.2023 19:11:00

РУСАЛ разработал проект сибирского экономического чуда

Основой ускоренного развития региона станет формирование кластеров перерабатывающих производств

Тэги: русал, сибирь, транспортные артерии, транссиб, логистика, промышленные кластеры, агропром, экология, соцподдержка


русал, сибирь, транспортные артерии, транссиб, логистика, промышленные кластеры, агропром, экология, соцподдержка Задача номер один для Сибири – решить проблему перегруженности транспортных артерий. Фото Reuters

Ответом на стоящие перед страной геополитические и экономические вызовы может быть опора на опережающее региональное развитие. На роль ключевого центра роста идеально подходит Сибирь: ее потенциал позволяет развернуть производства по глубокой переработке сырья, а близость к странам Азии – нарастить экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью на остающиеся открытыми для России быстрорастущие рынки. Ускоренное развитие Сибири даст мощный импульс инвестиционной активности в стране и потянет за собой другие территории.

Транспорт и логистика

Одна из самых актуальных задач для Сибири – развитие логистики, что обеспечит низкий уровень транспортно-логистических издержек и высокую скорость доставки товаров в страны Азии. Сейчас транспортные артерии забиты. «Транссиб был загружен и до последних событий. А отсутствие электрификации БАМа не позволяет и его использовать в полном объеме, – отметила вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных. – Отрасли конкурируют за отгрузку. Ставится вопрос, что приоритетнее – поставка на экспорт угля, лесопромышленной продукции, алюминия или других товаров. Каждый из них имеет право на приоритет, за ними стоят тысячи людей, это большое подспорье для нашей страны».

Чтобы в короткие сроки расширить пропускную способность Транссиба, необходимо уже до 2025 года создать специализированную инфраструктуру для движения ускоренных контейнерных поездов на всех перегруженных участках. Сделать это Елена Безденежных предложила в рамках концессионного соглашения. Этот механизм пока в строительстве железнодорожных линий применялся очень редко. Развитию перевозок также способствовало бы создание не менее 10 новых особых экономических зон на Транссибе, объединяющих производственные и транспортно-логистические центры (хабы). Обслуживать их мог бы новый логистический оператор высокого уровня (4PL). А использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), могло бы стать альтернативой электрификации БАМа.

Елена Безденежных уверена, что в комплексе эти меры приведут к целому ряду положительных эффектов. Гарантированная скорость перемещения высокодоходных грузов по Транссибу от Китая до Белоруссии сократится до четырех суток. Повысится транспортная доступность портов для регионов Урала и Сибири, в том числе за счет снижения сроков доставки с шести до двух дней следования груза. Будет обеспечена возможность ускоренного пассажирского сообщения между крупнейшими городами Сибири и Урала: путешествие из одного регионального центра в другой займет всего 3–5 часов. А транзит между ЕС и КНР через территорию России увеличится в четыре раза.

Промышленные кластеры

Развитие инфраструктуры и логистики обеспечит рост объемов и скорости грузоперевозок, однако не менее важна номенклатура этих грузов. Пока подходы к экспорту повторяют застарелые ошибки: раньше газ и нефть по трубам шли на Запад, сейчас в приоритете отгрузка угля на Восток – все это просто сырье. В то время как в Сибири есть огромный потенциал для реализации ориентированных на экспорт проектов глубокой переработки сырья, создания востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью. Такие проекты обеспечат опережающий рост Ангаро-Енисейского макрорегиона, в который входят Красноярский край, Иркутская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, считает Елена Безденежных. «Основа для ускоренного развития региона – формирование кластеров перерабатывающих производств», – уверена она.

58-4-02480.jpg
Ключевым промышленным проектом
в регионе может стать Красноярская
технологическая долина, уверена Елена
Безденежных.  Фото с сайта www.kef2023.ru
К примеру, лесопромышленный кластер на базе агломерации Лесосибирска и Новоенисейска в Красноярском крае может выпускать в год продукции на сумму более 200 млрд руб. Прогноз основан на таких факторах, как качественная ресурсная база, оптимальное транспортное плечо до Китая и дальневосточных портов, рост спроса на продукцию лесной отрасли на рынках Юго-Восточной Азии. Создание нового промышленного центра увеличит численность населения агломерации с текущих 60 тыс. до 300 тыс. человек.

«Стратегическим направлением развития агропромышленного комплекса в регионе может стать высокотехнологичный сектор, ориентированный прежде всего на экспорт в страны Азии для нужд около 2 млрд потенциальных потребителей», – продолжает Елена Безденежных. Преимущества территории – наличие свободных земельных ресурсов, квалифицированных кадров, промышленных площадок, высокая обеспеченность сельхозугодиями, в том числе пашнями, энерговооруженность. В Красноярском крае уже рассматриваются проекты строительства завода по глубокой переработке зерна и научно-производственного кластера выращивания и переработки масличных культур. Дополнительными инвестиционными нишами могут стать глубокая переработка льна и производство модифицированного крахмала из картофеля.

«Ключевым проектом может стать Красноярская технологическая долина, – подчеркнула Елена Безденежных. – Она будет расположена в непосредственной близости от действующих предприятий алюминиевой отрасли – Красноярского алюминиевого завода и Красноярского металлургического завода. Недалеко Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы. Это позволит обеспечить прямое взаимодействие с предприятиями по выпуску алюминиевой продукции высокого передела».

Сейчас США понимают, что развитие Сибири может дать экономике России мощный рывок. Именно поэтому они и ввели 200-процентные пошлины против российского алюминия. РУСАЛ – это один из становых хребтов экономики Сибири. В этом макрорегионе сосредоточены основные мощности, производящие алюминий для российской авиакосмической отрасли, упаковки, энергетики, автопрома. Производственные кластеры при алюминиевых заводах обеспечат глубокую переработку от 20 до 50% производимого металла.

В Красноярской технологической долине готовятся выпускать прокат для авиации и судостроения, компоненты для машино- и автомобилестроения, профиль и слитки для строительной отрасли, кабели, посуда, аккумуляторы – все это продукция высокого передела, востребованная на азиатском рынке. По прогнозам, объем инвестиций составит 17 млрд руб., а общая сумма налогов, уплаченная в федеральный и региональный бюджеты, может достичь 1 млрд руб. Новые предприятия позволят создать до 1,5 тыс. новых рабочих мест и увеличить ВРП Красноярского края на 25–30 млрд руб. в год в течение пяти лет.

Экология и соцподдержка

Задачи ускоренного развития Сибири требуют решения и других проблем. В том числе смены парадигмы в энергетике. К примеру, в вопросе использования сибирского газа: пока национальное достояние идет на экспорт, а Сибирь и Дальний Восток не включены в систему газификации. Между тем местные жители задыхаются от «черного неба», во многом спровоцированного использованием бурого угля в частных хозяйствах. Газификация не просто улучшит экологическую обстановку, но подстегнет развитие промышленных предприятий. Она повысит надежность энергоснабжения, снижая зависимость от возможных перебоев в поставках угля. Экономика получит новые возможности для низкоуглеродного и экологически чистого развития. Регион может полностью отказаться от сжигания угля к 2030 году, стать пионером внедрения природосберегающих технологий и лидером перехода к зеленой экономике.

Кроме того, чтобы остановить отток из Сибири людей и привлечь в регион специалистов, недостаточно только создания новых рабочих мест в промышленных кластерах – потребуется строительство доступного жилья и объектов городской инфраструктуры: транспортной, коммунальной, медицинской, образовательной и т.д. «Новым землепроходцам» понадобятся стимулы – система подъемных выплат, льготные ипотека и социальное жилье, выдача жилищных сертификатов, повышенный размер материнского капитала.

Сегодня у России нет другого выхода, кроме как самостоятельно и успешно освоить Сибирь. В противном случае высказывание Петра Столыпина станет пророчеством: «Отдаленная наша суровая окраина богата золотом, лесом, пушниной, громадными пространствами земли, годными для культуры. И при таких обстоятельствах, при наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, оно уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию».


Читайте также


Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
2513
Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

0
1604
Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Виктор Лось

В рамках цивилизации ближайшего будущего ведущую роль будут играть ориенталистские стереотипы

0
12462
3. Участников спецоперации простимулировали материально

3. Участников спецоперации простимулировали материально

Власти корректировали систему финансовых мер поддержки бойцов

0
5980

Другие новости