Многие пункты выдачи заказов продолжали работу несмотря на призывы к забастовке. Фото агентства «Москва»
Быстро развивающийся сектор интернет-торговли в РФ ищет баланс интересов между подразделениями и работниками. При общем падении розничной торговли на 6–7% крупные маркет-плейсы растут почти на 30%. Однако внутри компаний обостряются противоречия между центральными офисами, где концентрируется прибыль, и работниками пунктов выдачи по всей стране. Одна из крупнейших интернет-компаний Wildberries столкнулась с угрозой потери сети пунктов выдачи, которые прекратили работу в среду из-за спорных штрафов со стороны центральной компании. В четверг центральный офис пошел на уступки.
В середине четверга головной офис компании Wildberries объявил об отмене более 10 тыс. «некорректных штрафов» за подмены товаров и пообещал, что отмена штрафов будет отражена на балансах пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Условные балансы многих пунктов выдачи оказались в последнее время отрицательными, что и вызвало протесты владельцев и работников ПВЗ. При этом нужно отметить, что так называемая забастовка пунктов выдачи Wildberries не была тотальной, и во многих регионах страны ПВЗ этой компании продолжали работать.
Однако, несмотря на уступки центрального офиса, сама проблема мошенничества, внутренних утечек товаров и денег внутри маркет-плейса никуда не делась.
«Подмены товаров – крайне чувствительная для предпринимателей – продавцов товаров проблема, которой мы вместе с ними активно занимаемся и которые нас активно поддерживают. С одной стороны, мы уже в течение нескольких дней усиливаем наш контроль для предотвращения возможных мошеннических действий. С другой стороны, временно замораживаем механизм списаний за подмены с владельцев партнерских точек выдачи заказов и менеджеров ПВЗ, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях», – сообщили представители Wildberries в четверг.
«В ближайшее время будет обновлена система обратной связи с сотрудниками и партнерами компании, благодаря чему в несколько раз вырастет скорость обработки тикетов по проблемным ситуациям», – пообещали в Wildberries.
Так что для сохранения своего бизнеса головной компании придется всерьез заняться внутренним контролем бизнес-процессов, а не просто списывать все потери на нижестоящих работников и подрядчиков. Последствия политики «спихивания потерь» на работников и поставщиков проявляются в публичном поле уже не первый раз.
Внутренний кризис в крупнейшей интернет-компании создал удобный повод для имитации активности для российских чиновников. Роспотребнадзор следит за ситуацией, возникшей вокруг компании Wildberries, сообщили в четверг в пресс-службе ведомства. Минпромторг попросил Wildberries повысить эффективность обратной связи с партнерами. А Минтруд РФ пообещал разобраться в ситуации с Wildberries.
Накануне глава думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг говорил о возможности разрешения конфликта внутри самой компании. «Есть технические вопросы, которые в силу возможного непонимания со стороны владельцев ПВЗ, возможно, восприняты в штыки. Но компания Wildberries сказала, что они готовы разъяснить свою позицию, где-то, может быть, отменить какие-то автоматизированные решения и перевести их обратно в ручной режим, но это уже техника. Я думаю, что компания заинтересована в том, чтобы у них подобных публичных случаев не возникало. Все заинтересованы в том, чтобы конфликт был погашен», – заявил депутат, которого цитирует РБК.
«Сейчас к Wildberries приковано много внимания со стороны Роструда, со стороны депутатского корпуса, Минпромторга, с ситуацией разбираемся. Мы сейчас пока работаем с документами, с заявлениями граждан. В зависимости от этого будет принято решение совместно с Генеральной прокуратурой», – сказал глава Минтруда РФ Антон Котяков. Министр добавил, что работа Wildberries скорее подразумевает «традиционные трудовые отношения, тогда они должны соответствовать традиционным нормам трудового законодательства».
А Минпромторг, в свою очередь, призвал компанию Wildberries усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами, повысив ее эффективность. «По итогам заседания комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле на площадке Минпромторга России мы указали Wildberries на крайнюю необходимость усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами компании», – сказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.