0
5291
Газета Экономика Печатная версия

15.03.2023 21:14:00

Регионы отдали Центру разбитые дороги

Ремонт и строительство трасс требуют беспрецедентных сумм

Тэги: региональные автодороги, нормативы, федеральные дороги, выборочный контроль, росавтодор


региональные автодороги, нормативы, федеральные дороги, выборочный контроль, росавтодор В правительстве теперь готовы брать на себя только те региональные трассы, которые имеют особое стратегическое значение. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru

В России увеличилась доля региональных автодорог, отвечающих нормативам, но уменьшилась доля качественных федеральных дорог. По данным, которые привели «НГ» в Росавтодоре, если на начало 2020 года доля федеральных автодорог, отвечающих нормативам, была почти 86%, то на начало 2023-го она стала около 73%. Росавтодор пояснил: за этот период в федеральную собственность принято 6660 км региональных дорог, часть из них была в ненормативном состоянии. Так что логично, что федеральный Центр, получив тысячи километров плохих дорог, приостановил бесконтрольный переучет собственности.

По итогам 2022 года в нормативном состоянии находятся около 50% региональных автодорог и примерно 79% дорог крупнейших городских агломераций, сообщили «НГ» в пресс-службе Федерального дорожного агентства (Росавтодора).

Для сравнения в ведомстве напомнили, что, например, «в конце 2016 года эти показатели составляли всего лишь 41,5 и 38% соответственно». «Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах. К примеру, благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2022 году дорожные работы проведены на 6,1 тыс. объектов, к нормативу приведено около 18,2 тыс. км дорог, – отметили в ведомстве. – Фактическая площадь укладки верхних слоев покрытия в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» превысила 146 млн кв. м».

До определенного момента в стране увеличивалась и доля федеральных автодорог, отвечающих нормативным требованиям. Но затем произошел перелом тенденции.

В частности, как сообщили «НГ» в пресс-службе Росавтодора, доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих требованиям нормативных документов, на 1 января 2023 года составила 72,7%, а например, на 1 января 2020-го она достигала почти 86%. Сокращение существенное.

«Данная статистика отражает тот факт, что за этот период в федеральную собственность было принято 6660 км дорог регионального значения, часть которых находились в ненормативном состоянии», – пояснили в Росавтодоре.

Эту тенденцию подтвердили и в пресс-службе Счетной палаты, указав, что при принятии в федеральную собственность дорог от субъектов РФ «транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог Росавтодора снизилось».

В итоге всего за несколько последних лет доля федеральных автодорог, отвечающих нормативам, откатилась к значениям уже упомянутого 2016 года (тогда, судя по отчетам, обнародованным на сайтах профильного ведомства и правительства, она составляла 71,3%).

В прошлом году протяженность автомобильных дорог общего пользования именно федерального значения превышала в стране 64 тыс. км. Из них свыше 90%, или более 60 тыс. км, находились в ведении Росавтодора.

Остальные около 4 тыс. км федеральных дорог были в доверительном управлении государственной компании (ГК) «Автодор», причем около 2 тыс. км из них находятся в платной эксплуатации. Как уточнили в пресс-службе ГК «Автодор», «госкомпания не получала в доверительное управление региональных дорог».

В свою очередь, Росавтодор тщательно отслеживает нормативное состояние подведомственных федеральных трасс, обратили внимание в Федеральном дорожном агентстве, уточнив, что «естественный износ дороги всегда учитывается при определении фактических значений показателей по приведению автодорог в нормативное состояние».

Ведомством заблаговременно планируются ремонтные мероприятия с учетом состояния дорог, характеристик транспортного потока, приоритетов по развитию территорий. При обнаружении дефектов вносятся изменения в планы дорожных работ.

По последним данным Росстата (на конец 2021 года), на дороги федерального значения приходится около 4% от всей протяженности дорог общего пользования, если учитывать как региональные и межмуниципальные, так и дороги местного значения.

Протяженность именно региональных и межмуниципальных дорог составляет, по этим данным, немногим больше 500 тыс. км, а дорог местного значения – чуть менее 1 млн км. Федеральные дороги почти на 100% с твердым покрытием, региональные – более чем на 90%, а местного значения – примерно на 60%. Доля дорог с усовершенствованным покрытием (это, в частности, цементобетонные и асфальтобетонные покрытия) меньше.

«Процесс перевода региональных дорог в федеральную собственность начался в 2018 году. Изначально было принято решение о поэтапной передаче более 17 тыс. км региональных дорог в федеральное управление до 2031 года, – напоминает научный сотрудник лаборатории Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ксения Ростислав. – Заявленная цель – приведение в нормативное состояние региональных автодорог за счет средств федерального бюджета».

«Региональные автодороги передаются в федеральную собственность с целью облегчить нагрузку на региональные бюджеты, обеспечить контроль за состоянием и надлежащим качеством дорожного полотна на всей протяженности дороги, исключая необходимость взаимодействия с региональными властями по вопросам ее ремонта и обслуживания», – комментирует завкафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица.

«Бюджеты регионов просто не в состоянии покрыть все их нужды. У каждого региона свой дорожный фонд, и пополняется он по-разному, – отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров, председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Оставшиеся в региональном ведении дороги получат больше денег и внимания».

Но постепенно такой процесс становился все более бесконтрольным, следовало из заявления главы Минфина Антона Силуанова, который летом прошлого года обратил внимание президента на отсутствие четких критериев для передачи региональных дорог в федеральную собственность. «Что делает Федерация (получая от региона дорогу. – «НГ»)? Естественно, доводит ее до нормального состояния и содержит… Но целый ряд таких дорог точно не имеют федерального значения, не имеют связки между регионами», – уточнял министр.

В свою очередь, Минтранс в прошлом году занимался ужесточением критериев для передачи дорог на баланс федерального Центра. А как затем сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, совместно с Минфином в 2022 году было решено в принципе приостановить принятие в федеральную собственность дорог.

«У нас есть региональные дорожные фонды, наполненные деньгами. И когда мы начинаем принимать (региональные дороги. – «НГ») на федеральный уровень, мы просто меньшее количество дорог можем построить и эксплуатировать. Поэтому пока мы приемку дорог с регионального уровня приостановили», – пояснял он осенью 2022-го. Особенно впечатляющей цифрой стал «беспрецедентный объем финансирования», выделенный Росавтодору в 2022 году, – свыше 1 трлн руб.

Так что после пересмотра приоритетов передача дорог в федеральную собственность осуществляется, только если они относятся к опорной сети, которая непосредственно влияет на скорость перевозки грузов и пассажиров по территории страны, уточнял ранее вице-премьер. Опорную сеть осенью 2021 года сформировали Минтранс и Росавтодор при поддержке российских регионов – это 138 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, стратегически важных для развития экономики.

Притом что цель перед страной поставлена амбициозная – «не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно». За предстоящие пять лет нужно привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети автодорог страны, заявлял президент Владимир Путин летом 2022-го. Марат Хуснуллин оценивал объем финансирования за пять лет в 13,2 трлн руб.

Между тем, судя по оценкам экспертов, сейчас требуется вновь проаудировать расходы не только на содержание и ремонт автодорог, но и на их строительство, в том числе снова сравнив российские показатели с показателями других стран, имеющих схожие климатические условия. «Это позволит бороться с нарушением технологий и нецелевым использованием средств», – пояснил замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Как он напомнил, прошлые экспертные расчеты показывали, что «стоимость строительства автомобильных дорог в РФ в целом не выше среднего уровня, наблюдаемого в большинстве стран Европы и Северной Америки». Однако, как считает Валерий Миронов, такого рода исследование по прошествии значительного времени необходимо повторить.

По его мнению, также важно проверить эффективность работы системы выборочного контроля построенных дорог. Не исключает эксперт и того, что может потребоваться усовершенствование механизмов такого контроля – за счет использования, например, искусственного интеллекта. Помимо этого, как добавил Миронов, заранее следует решать вопрос с обновлением парка дорожной и строительной техники. 

Как затем пояснили «НГ» в пресс-службе Минтранса, «перевод дороги из региональной собственности в федеральную (при условии ее соответствия необходимым критериям) позволяет привести ее в нормативное состояние еще более ускоренными темпами».

Минтранс также пояснил, что «получить федеральный статус могут автодороги, соответствующие критериям, установленным федеральным законом об автодорогах и о дорожной деятельности».

В министерстве перечислили критерии: «Согласно существующим нормам федеральными могут быть автодороги, которые соединяют Москву со столицами сопредельных государств или с административными центрами российских субъектов; предусмотрены международными соглашениями; соединяют между собой административные центры российских субъектов; являются подъездами к международным крупнейшим транспортным узлам и специальным федеральным объектам; являются подъездами, соединяющими региональные административные центры, не имеющие соединения по федеральным автодорогам с Москвой, с ближайшими морскими или речными портами, аэропортами, железнодорожными станциями».

В Минтрансе отметили, что в настоящее время ведется работа по корректировке и дополнению этих критериев.


Читайте также


Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Ольга Соловьева

В регионах предлагают снизить нормативы потребления электричества в шесть раз

0
770
Замороженное дорожное строительство в России не сдвинуть с места

Замороженное дорожное строительство в России не сдвинуть с места

Михаил Сергеев

Миллиарды бюджетных рублей вкладываются в несуществующую транспортную сеть

0
7752

Другие новости