Минфин планирует теперь более равномерно тратить средства. Фото Reuters
Минфин замедлился с расходованием бюджетных средств. Если в январе и феврале расходы достигали 100 млрд руб. в день, то в начале марта они сократились примерно на треть, составив менее 70 млрд руб. в день по состоянию на 10-е число. В Минфине подтвердили «НГ», что недавние ускоренные финансовые инъекции теперь позволят обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов в течение года. Но эксперты все равно предупреждают о риске разрастания бюджетного дефицита сверх плана – оценки колеблются в диапазоне от 3 до 6% ВВП РФ.
За первые 10 дней марта расходы федерального бюджета РФ составили около 671 млрд руб., следует из оперативной статистики Единого портала бюджетной системы РФ и Минфина.
Тем самым можно рассчитать, что сейчас, в начале марта из бюджета тратится в среднем по 67 млрд руб. в день. Это существенно меньше, чем было в начале года. Так, судя по предварительным оценкам ведомства, в январе расходы составляли чуть больше 100 млрд руб. в день, в феврале – немногим меньше 95 млрд руб. в день.
«Сравнивая эти цифры с итогами января-февраля, мы в очередной раз убеждаемся, что со второй половины февраля расходы бюджета, сильно встревожившие общественность в начале года, резко замедлились», – сообщает аналитический Telegram-канал MMI (один из участников макроэкономических опросов Центробанка).
«На наш взгляд, именно пугающая ситуация с расходами в конце 2022-го – начале 2023 года стала основным фактором, оказавшим давление на рынок облигаций федерального займа (ОФЗ) и курс рубля. Масла в огонь подлил и январский всплеск инфляции, – комментирует MMI. – Но сейчас эти риски ослабли, поэтому мы ждем, что и давление на ОФЗ уменьшится».
«Ускорение финансирования расходов в начале 2023-го главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года», – подтвердили «НГ» в пресс-службе Минфина.
«В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете на 2023–2025 годы, и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»)», – также пояснили в министерстве.
«По январю исполнение действительно было рекордным – 11% от запланированного бюджета. В феврале, несмотря на стабилизацию, оно также оставалось завышенным – 9% (в среднем цифра для февраля колеблется в пределах 6–7%), – комментирует главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова. – Однако нельзя исключать возможность выравнивания в марте».
При этом опрошенные эксперты все равно пока предупреждают о рисках разрастания дефицита сверх запланированных значений. Изначально в бюджет-2023 был заложен дефицит на уровне 2,9 трлн руб., или 2% ВВП РФ. Но если опираться на оперативные данные по состоянию на 10 марта, то дефицит уже достигает 3,2 трлн руб.
«Неопределенность прогнозов достаточно высока, но пока, по нашим ожиданиям, дефицит (в 2023 году. – «НГ») может составить 4–5 трлн руб., или около 3% ВВП», – сообщила руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая.
«В нашем базовом прогнозе превышение дефицита относительно бюджетных цифр составляет 1 трлн руб. То есть речь может идти приблизительно о 4 трлн против заложенных 2,9 трлн, – отметила Лаврова. – В расходной части мы исходим из бюджетных проектировок, но закладываем большее выпадение в части доходов, в том числе за счет нефтегазового сектора».
«Считаем, что дефицит бюджета РФ в 2023 году может составить от 2,9 до 5 трлн руб., – говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. – В процентах от ВВП мы оцениваем дефицит соответственно в 2–3,5%». По ее словам, достижение верхней границы прогноза возможно при неблагоприятном сценарии развития событий, предполагающем, в частности, обвал цен на нефть.
Фундаментальный риск бюджета РФ связан с ценами на экспортируемые ресурсы, соглашается директор департамента компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. И по его уточнению, если цены на ресурсы упадут, например, в результате глобального перехода к рецессии, аналогичного 2020 году, дефицит бюджета сильно вырастет.
«Мы по-прежнему находимся в условиях глобальных экономических рисков, и динамика нашего дефицита будет зависеть от развития мировой экономики», – обратила внимание доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. В случае если глобальная экономика покажет рост менее 2% за год, можно ожидать, что дефицит достигнет даже 5–6% от ВВП, это примерно 7,5–9 трлн руб., допускает эксперт.
Для сокращения бюджетных рисков, если они наступят, правительство скорее всего будет использовать средства Фонда национального благосостояния, но это, как ожидает Мильчакова, крайняя мера.
Возможны и другие варианты восполнения недополученных доходов – например, как говорит эксперт, это рублевые заимствования на внутреннем рынке облигаций, получение дивидендов от ряда госкомпаний, приватизация части госимущества, одноразовые налоги на сверхприбыли крупных корпораций.
«Основные способы сокращения бюджетных рисков в отношении доходов выглядят так. Первый – новый механизм определения цены Urals в целях налогообложения (ограничение максимальной скидки к Brent). Он начнет работать с апреля, но полностью будет реализован с июля. Второй – курс рубля более слабый, чем заложено в бюджет (чем 68,3 руб. за доллар), – перечисляет Беленькая. – Третий – дополнительные 250–300 млрд руб. единовременного сбора со «сверхприбылей» бизнеса в 2021–2022 годах, которые правительство намерено получить в этом году».