Реформы госзаказа и отраслевых систем управления в промышленности могут дать положительный эффект в течение ближайших трех лет, полагает экономист Оксана Дмитриева. Фото РИА Новости
Экономические реформы последних трех десятилетий привели к технологической деградации и создали угрозу сохранения государства в условиях конфликта с Западом, говорят промышленники и экономисты. Падение экспортных доходов, которые являются основой российского бюджета, грозит повторением сценария распада СССР, поскольку институты власти и вся социальная система РФ финансируются за счет опирающегося на внешние источники госбюджета, предупреждают ученые МГУ. Чтобы избежать сценария развала, в нашей стране нужно создать внутренние источники роста, а также существенно изменить экономическую модель, считают экономисты. Эта задача сравнима с индустриализацией прошлого века. Возможность новой индустриализации станет главной темой и первого Московского экономического форума, который прервал свою работу пять лет назад по требованию властей.
Созданная за последние три десятилетия сырьевая экспортная модель экономики поставила государственный бюджет РФ в зависимость не от внутренних, а от внешних источников. Бюджет наполовину зависит от цен на сырьевые ресурсы, и государство может лишиться этого внешнего источника бюджетных доходов, предупреждают доктора экономических наук из МГУ Иван Теняков и Кайсын Хубиев (журнал «Экономическое возрождение России»). Институты государственной власти и управления РФ, а также вся социальная система финансируются наполовину за счет внешних источников. «Нет бюджета – нет социальных структур. О возможных последствиях напомнит недавняя история, когда падение цен на энергоносители во второй половине 1980-х годов стало одной из причин развала СССР», – предупреждают ученые. О начале расставания России с нефтегазовыми доходами наша газета уже писала (см. «НГ» от 09.03.23).
Для создания новой модели роста и развития государству следует организовать «конкуренцию за эффективное использование национальных ресурсов с целью создания источников внутреннего роста», в которых сегодня возникла чрезвычайная необходимость, предлагают экономисты.
«Мы предлагаем передать государственные ресурсы во владение инновационно мотивированным экономическим субъектам, с доминированием планов развития отечественной экономики. Главным критерием отбора победителей должен стать инновационный проект с подтверждением ресурсного обеспечения. Определять победителей конкурсов будут специальные комиссии. Если по результатам конкурса необходима смена владельцев, то прежние собственники должны получить компенсацию затрат, понесенных при приватизации. Во избежание спекулятивной интерпретации изложенной позиции отметим, что это не национализация, не конфискация», – предлагают Теняков и Хубиев. «Наши предложения затрагивают интересы нынешних владельцев, поэтому неизбежны спекуляции по поводу священности и неприкосновенности собственности», – прогнозируют ученые-экономисты. «Священной» они предлагают считать только заработанную и эффективно используемую собственность.
Передачу если не собственности, то управления предприятиями уже предусматривает недавний президентский указ № 139 о внешнем управлении в случае военного положения при нарушении сроков и условий выполнения государственного оборонного заказа.
Перераспределение экономических активов в стране ради создания внутренних источников развития экономисты МГУ сравнивают с периодом предвоенной индустриализации.
Но есть и существенные отличия. В РФ уже нет плановой экономики и соответствующего оргресурса для быстрой мобилизации. Объектом мобилизации будет сегодняшняя стагнирующая экономика, а сама мобилизация не прибавит ей эффективности. «Нет надежды и на то, что недостатки экономики будут компенсированы массовым энтузиазмом граждан после трех десятилетий внедрения западных ценностей, основанных на индивидуализме», – отмечают ученые МГУ.
Возможность новой индустриализации в РФ заявлена главной темой Московского экономического форума (МЭФ), который должен начаться одновременно с апрельской конференцией Высшей школы экономики.
«Текущая ситуация показала ограниченность и ненадежность международного разделения труда. Не отвергая его необходимость и невозможность производить в стране все виды продукции, важно найти разумный баланс и расширить существующую номенклатуру конечной продукции в целях технологического суверенитета и военно-политической безопасности.
Кустарный монтаж древних корабельных артиллерийских установок на советские бронетранспортеры демонстрирует современные возможности российской промышленности. Фото из социальных сетей |
«России нужно создать условия для третьей индустриализации, тогда экономика начнет подниматься, а молодежь увидит перспективы», – говорит председатель МЭФ, совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. «Либералы, экономисты чубайсовско-гайдаровской школы говорят, мол, зачем нужно производство? Невыгодно производить самолеты, комбайны, автомобили – так давайте все эти продукты будут поставлять наши «партнеры», а мы будем поставлять им газ, нефть, алмазы. Эта парадигма действует до сих пор, хотя уже привела нас к отставанию от других государств в темпах экономического, технологического развития, к демографическим проблемам», – отмечает Бабкин.
«Чтобы избежать поражения в конфликте с Западом, у России не так много вариантов. Ключевым становится вопрос тыла и изменений правил экономической игры. В случае поражения смена власти в РФ неизбежна. Поэтому сейчас народ оказался в одной лодке с теми, кто рулит страной. Но для изменения политики нужен толчок, которым и может стать будущий Московский экономический форум – или не стать», – рассуждает Владимир Боглаев, гендиректор Череповецкого литейно-механического завода. «Если раньше вопросы технологий, собственного производства или научно-промышленных школ мало кого волновали во власти, то сейчас это стало вопросом выживания страны», – говорит Боглаев. По его словам, запрос властей на формирование новой экономической и промышленной политики может появиться ближе к апрелю, «когда жареный петух доклюет» (см. «НГ» от 27.12.22). При этом не исключает, что предложения промышленников могут быть и проигнорированы властями РФ.