Падение доходов российской казны в 2023 году – это только начало исчерпания сырьевой ренты, вклад которой в экономику сократится вдвое уже в этом десятилетии. Перспектив восстановления сырьевых доходов у РФ нет, считают экономисты. Для поддержания государственных финансов правительство перейдет от точечного «ощипывания» крупного бизнеса к фронтальному повышению налогов (прежде всего НДС), а также к девальвации рубля за счет квазиэмиссионного финансирования госрасходов, прогнозируют эксперты. Еще одно предложение – создать в РФ мощную «обычную» экономику с высокодоходными секторами.
За первые два месяца 2023 года бюджетный дефицит вырос почти до годового запланированного предела и составил почти 2,6 трлн руб., сообщил Минфин РФ.
Экспорт нефти, газа, нефтепродуктов в текущих ценах, % к ВВП. Источник: ЦМАКП |
Из-за санкций, ограничивших поставки на прежние основные рынки, ценовых потолков, трудностей с перенаправлением углеводородной продукции на новые рынки из-за проблем с транспортом, оплатой, страхованием и т.п. Россию, похоже, ждет новая эпоха низких нефтегазовых доходов. Что вызывает поиски не только новых «центров ренты», но и подходов к инвестированию российской экономики. Некоторые ученые видят варианты не только «инвестиционной продразверстки», но и второй приватизации.
Новые условия развития – системные санкции, рост социальной и оборонной нагрузки – предполагают сохранение достаточно высоких темпов развития, поэтому необходимо либо создать новый центр получения ренты – взамен иссякающей природной, энергосырьевой, либо создать достаточно мощную «обычную» экономику с высокомаржинальными секторами, предлагают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем докладе.
Необходимо создавать дополнительные источники бюджетных доходов в результате реализации инвестиционных проектов и создания новых производств, пишут они. Экстраординарные 2020–2022 годы привели к разбалансировке доходов и расходов бюджета. В условиях сокращения сырьевых доходов, исчерпаемости резервов речь идет о будущей бюджетной консолидации, которая несет угрозу бюджетным инвестициям: как правило, под секвестр в первую очередь попадают они. Поэтому ЦМАКП предложил вывести их из-под удара, выведя бюджетные инвестиции из-под контура бюджетных правил, обеспечив возможность финансирования инвестиций, капзатрат за счет заимствований, а сдерживать темпы роста текущих расходов.
А для частных инвесторов предлагается своего рода продразверстка: введение обязательного депонирования на специальном инвестиционном счете в ВЭБ. РФ 10–15% средств российских компаний, которые они направляют для размещения в зарубежные финансовые активы или которые относятся к нерепатриируемой экспортной выручке. Так, вероятно, удастся, по мысли авторов доклада, достичь «системного эффекта», в противном случае интересы и приоритеты государства не будут подкрепляться результатами бизнес-активности. Взамен предполагается активнее привлекать бизнеса к выработке приоритетов в рамках госпрограмм.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев предлагает все же исходить из возможностей отраслей в конкретных условиях. «Заместить потерю нефтегазовых доходов вряд ли возможно, с 2000 года страна получила за них несколько триллионов долларов, однако у нас есть отрасли, способные в значительной степени компенсировать потери. Сейчас в моменте речь идет о сельском хозяйстве, которое уже приносит миллиарды долларов ежегодно (с 2013 по 2020 годы выпуск российского аграрного сектора увеличился почти на 20%, а его доля в российском ВВП достигла 4,5%, объем экспорта агропромышленного комплекса в 2020 году установил рекорд, увеличившись на 20%, до 30,7 млрд долл. – «НГ»). Зерно, продовольствие с учетом спроса на мировых рынках вполне может стать новой нефтью. С учетом того, что отрасль не подпадает под санкции, есть большой потенциал и по производству удобрений».
В любом случае необходимо определиться, на что делать акцент, считает Николаев. «Сальдированный финансовый результат, то есть прибыль минус убыток, в январе–ноябре прошлого года сократился на 11,6%, то есть база для инвестирования и так сжалась. А теперь бизнесу, который и так играет основную роль в инвестировании, предлагается депонировать еще значительную часть средств. Причем речь идет о принуждении, обязательном депонировании с обязательным инвестированием. Но главный вопрос – куда инвестировать – так и не определен. У нас значительная проблема со спросом, из-за этого и происходит падение вложений в основной капитал – на 5,9% за три квартала 2022 года. При этом речь именно о сокращении в основном частных инвестиций, так как у нас доля государства во вложениях в основной капитал никогда не превышала 20%», – говорит эксперт.
Никаких программ поддержки инвестиций создавать не надо, считает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. «Инвестиции не нуждаются в стимулировании, – сказал он «НГ». – Если есть спрос, есть выпуск продукции, мощности загружены – в этот момент бизнес сам наращивает инвестиции. Если же мощности простаивают, то и инвестиции не нужны. Поэтому стимулировать нужно рост выпуска. Определить приоритетные направления инвестирования можно с помощью применения метода определения технологических границ: если в той или иной отрасли в РФ максимальная выработка на одного работника примерно равна среднему показателю примерно по 30 ведущим странам, то помощь нужна только в НИОКРе. Если же отрасль далека от такой технологической границы, то ей нужна поддержка».
«Нынешний кризис имеет смысл использовать для структурной перестройки экономики на основе создания комплексных (и положительных, и отрицательных) стимулов для максимально эффективного использования предприятиями финансовой помощи. В антикризисной политике все большее значение приобретает использование не стандартного кредитования, а подходов, свойственных скорее венчурному финансированию. Например, капитал может предоставляться банками или антикризисной корпорацией развития (АКР) в обмен на временную передачу им акций получателя помощи. При погашении долга акции возвращаются, а если кредит не возвращается, то акции продаются на рынке. Так находится эффективный собственник и происходит новая приватизация», – говорит Миронов.
У чиновников пока остаются надежды на некоторое улучшение ситуации с бюджетом к концу 2023 года. «Могут вырасти мировые цены, а также заработает новый механизм налогообложения, связанный с нефтегазовыми доходами, который приведет к изъятию больших сумм в бюджет по сравнению с тем, что изымается сегодня, – рассказал Bfm.ru директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. – Если этого не произойдет, тогда возможны несколько вариантов: либо сбор доходов по мелочам, как сейчас пытаются выжать из крупного бизнеса, либо фронтальное повышение налогов. Cудя по всему, это будет налог на добавленную стоимость».
«Стабильность и прогнозируемость основных макроэкономических переменных является критически важным условием в обеспечении благоприятных условий для инвестиций и ускорения экономического роста. Для стран с высокой долей конъюнктурных доходов в структуре экспорта задача минимизации зависимости внутренних макроэкономических условий от динамики внешних конъюнктурных условий особенно актуальна. Единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры для сырьевых стран являются "бюджетные правила", - сообщили «НГ» в Минфине РФ.
В России финансовую стабильность также во многом удалось достичь благодаря действию этого механизма, который зарекомендовал себя как надежный инструмент для обеспечения предсказуемости экономических и финансовых условий, подчеркнули в ведомстве. «Уже несколько лет бюджетные правила позволяют минимизировать восприимчивость внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры, а также снизить зависимость ненефтегазового сектора и госфинансов от конъюнктуры сырьевых рынков, посредством изменения объемов иностранных активов государственного сектора, обеспеченных бюджетными сбережениями. Минфин России и дальше будет проводить бюджетную политику в соответствии с этим инструментом», - отметили там.