0
7397
Газета Экономика Печатная версия

06.03.2023 20:37:00

Коммунальное бремя придавило россиян

Тарифы растут, но инфраструктура ЖКХ не успевает обновляться

Тэги: соцопрос, фом, жкх, тарифы, инфраструктура, износ


соцопрос, фом, жкх, тарифы, инфраструктура, износ Высокий износ сетей приводит в регионах к частым авариям и человеческим жертвам. Фото РИА Новости

Уже пять недель подряд одним из наиболее заметных для населения ценовых скачков остается рост стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), показывают опросы фонда «Общественное мнение» (ФОМ). И теперь эти расходы, по оценкам, могут вырасти еще больше с учетом вступивших в силу новых правил расчета общедомовых коммунальных платежей. Удорожание ЖКУ обычно обосновывается необходимостью модернизации и обновления инфраструктуры. При этом уровень износа коммунальных сетей, как можно судить по статистике, с годами в стране либо почти не меняется, либо даже растет.

Именно жилищно-коммунальные услуги уже пять недель лидируют в списке наиболее подорожавших за последний месяц товаров и услуг. По данным ФОМ, на это жалуются около 41–42% из 1500 опрошенных граждан.

И после внеочередного повышения коммунальных тарифов в декабре 2022-го теперь россиянам предстоит столкнуться с последствиями внедрения новых правил расчета общедомовых коммунальных платежей, которые вступили в силу в сентябре 2022-го. Первые платежки с рассчитанными другим способом суммами должны прийти в марте 2023-го.

Судя по информационной справке ТАСС, «вся сумма фактических расходов (на общедомовые нужды. – «НГ») переносится на собственников-потребителей». Минстрой ранее пояснял, что изменения направлены «на справедливый расчет»: «Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления». Это, по ожиданиям ведомства, защитит права собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, которые провели мероприятия по энергосбережению и экономно относятся к коммунальным ресурсам.

«Документ не предполагает оплаты долгов за ЖКУ соседей», – особо подчеркивало ведомство Ирека Файзуллина. Но есть другие подводные камни. Например, судя по информационной справке ТАСС, в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ предупреждали, что платежи могут вырасти более чем в 40 регионах страны, а представители отрасли сообщали, что в большинстве регионов нормативы для расчета гораздо ниже фактических объемов потребления ресурсов на общедомовые нужды – порой в разы.

Одно из самых распространенных обоснований в целом для любого повышения стоимости ЖКУ – необходимость модернизации сетей. Например, Минэкономразвития ранее объясняло перенос индексации тарифов на газ, электроэнергию, водо- и теплоснабжение с 1 июля 2023-го на 1 декабря 2022-го тем, что это требуется для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов.

«Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения», – уточняли в министерстве. Тем более что, как добавляли в ведомстве, рост регулируемых тарифов долгое время сдерживался. «Бонус», который должен смягчить удар: следующая индексация зато произойдет только 1 июля 2024 года.

Между тем хоть рост тарифов и сдерживался, однако тарифы в целом росли. Кроме того, среди платных услуг населению именно ЖКУ – главная статья расходов россиян, поэтому любое – даже, как оценивают чиновники и отраслевики, недостаточное – повышение тарифов заметно бьет по семейным бюджетам.

При этом проблема износа коммунальных сетей обсуждается годами, и точно так же годами, несмотря на повышенное внимание к проблеме, не теряет своей острой актуальности. «Системы коммунального хозяйства, особенно в небольших городах, уже сильно изношены: в среднем по России износ составляет 60%», – оценивали аудиторы Счетной палаты, например, в ковидном 2021 году.

«Ситуация с износом систем коммунального хозяйства в целом по стране вызывает серьезную обеспокоенность», – сообщил «НГ» директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

Эксперт при этом уточнил, что «количественная оценка износа, во-первых, затруднена, во-вторых, непоказательна». «Среди показателей, наблюдаемых Росстатом в отношении коммунальной инфраструктуры, как такового износа нет. Бухгалтерский износ можно рассчитать на основании статистики по стоимости основных фондов. Оценки бухгалтерского износа для сферы теплоснабжения, например, составляют порядка 50%, – сообщил Долматов. – Но показатель бухгалтерского износа говорит в первую очередь о достаточности амортизационного фонда для планомерного обновления инфраструктуры (на общеотраслевом уровне). Ведь физическое состояние может улучшаться за счет ремонтов, которые не меняют стоимость фондов».

Реальное же физическое состояние инфраструктуры через статистические показатели можно оценить по доле сетей, нуждающихся в замене, добавил он. Эти показатели, по его словам, тоже имеют недостатки, но альтернативы все равно нет.

По последним данным, которые сейчас приводятся в материалах Росстата, в 2021 году нуждались в замене около 44% уличной водопроводной сети, около 45% канализационных сетей, около 30% сетей в сфере теплоснабжения. И за последние пять лет особых улучшений не заметно: в 2017-м эти доли составляли и в сфере водоснабжения, и по канализации – 44,7%, а в сфере теплоснабжения – около 29%.

Но это данные в среднем по стране. О том, как складывается ситуация на местах, можно судить, например, по региональным сводкам новостей. Несколько примеров. Информационно-аналитический портал Калининграда сообщал со ссылкой на проект программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023–2027 годы)», что в Калининградской области физический износ водопроводных сетей достигает 78%, а канализационных коллекторов – 73%.

Как сообщается в сводках главного управления МЧС по Нижегородской области, износ в регионе сетей теплоснабжения составляет 64%, водоснабжения – 74%, канализационных систем – 66%.

В постановлении правительства Ростовской области «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» сообщается, что более 46% линейных объектов сферы ЖКХ нуждается в замене, в том числе сетей теплоснабжения – 64%, сетей водоснабжения – 45,8%, сетей водоотведения – 44%. Причем в некоторых случаях в регионе износ водоводов доходит и до 80%, такие слова губернатора Василия Голубева приводил Интерфакс.

Все эти показатели, даже когда процент износа растет, не означают, что инфраструктура не обновляется. «Это значит, что, пока перекладываются одни сети, еще большее количество переходит в категорию «требуется перекладка», – говорит Долматов. – Мы не успеваем». «И даже если будут выполнены те темпы перекладки, которые заложены в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ (2–3% в год в зависимости от отрасли), кардинального прорыва не будет, – утверждает эксперт. – На протяжении последних пяти лет мы меняли в среднем по 1% водопроводных сетей, по 0,5% канализационных, по 2% сетей теплоснабжения».

Также, по его словам, «не наблюдается на уровне отраслевой статистики и моральный износ (степень использования устаревших технологий)». «А этот показатель тоже вряд ли порадовал бы», – считает он.

С учетом разных подходов к интерпретации данных и экспертных оценок Долматов сделал вывод, что наиболее сложная ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения, далее – в сфере теплоснабжения, а энерго- и газоснабжение на фоне остальных видов инфраструктуры, по его оценкам, выглядят лучше.

В настоящее время государством проводится большая работа по решению данной проблемы, идет масштабная замена систем водо- и газоснабжения, линий передач, но ЖКХ – одна из сфер, в которой трудно достичь сиюминутных результатов, обратил внимание первый вице-президент Российского союза инженеров, председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Как следует из пояснений эксперта, особенно заметно улучшение инфраструктуры в крупных городах (от 500 тыс. жителей и больше). «Но в других городах проблема решается хуже пропорционально снижению численности населения в них. В городах с населением 100 тыс. жителей и меньше ситуация вялая и плохая», – оценивает Андриевский.

Так что, по его мнению, без крупномасштабной программы обновления ЖКХ, основанной на новых материалах и системах учета потребления, в целом проблему не решить.

Кроме того, как утверждает Андриевский, «в системе ЖКХ пока не наведена прозрачность распределения подрядов, расчетов за выполненные работы и приемки работ»: «Это бич системы».

«Для улучшения ситуации с качеством коммунальной инфраструктуры требуется увеличение финансирования. Вопрос в том, насколько эта потребность должна финансироваться непосредственно из платежей за коммунальные ресурсы, а насколько – из бюджетных источников», – комментирует руководитель отдела специальных проектов Института проблем естественных монополий Алексей Фаддеев.

При этом, как он отметил, ускорение обновления коммунальной инфраструктуры повлечет за собой рост заказов для отечественной промышленности (это ощутят черная и цветная металлургия, производство строительных материалов и строительной техники и т.д.), что крайне важно в условиях внешнеторговых ограничений. 


Читайте также


Молдавия не может заменить российский свет европейским

Молдавия не может заменить российский свет европейским

Светлана Гамова

Для поставок электроэнергии из ЕС в стране нет инфраструктуры

0
621
Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
2393
В США на "Северный поток" нашелся покупатель...

В США на "Северный поток" нашелся покупатель...

Михаил Сергеев

Газпромбанк попал под санкции

0
2553
Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
3762

Другие новости