0
5475
Газета Экономика Интернет-версия

06.03.2023 13:52:00

Отъем собственности под прикрытием национальной безопасности

Государство отобрало морскую гавань у бизнеса, не компенсировав несколько миллиардов рублей инвестиций


Фото pixabay.com

Мурманск называют российскими воротами в Арктику – в городе расположен единственный незамерзающий порт на побережье Северного Ледовитого океана. Через одну из морских гаваней города – Мурманский морской рыбный порт (ММРП) – происходит перевалка 30% рыбопродукции в Арктическом и Балтийском бассейнах и 14% – во всей России. За прошлый год ММРП увеличил перевалку грузов почти на четверть. Там реализовывалась масштабная программа модернизации – обновлялось перегрузочное оборудование, ремонтировались железнодорожные пути, строились склады. Но все результаты трудов инвесторов сейчас бесплатно присваивает государство.

«Состояние, запущенное до предела»

Можно подумать, что успех ММРП гарантируется стратегическим местоположением. Это далеко не так. Почти все постсоветские годы рыбаки предпочитали сдавать продукцию и ремонтироваться в соседней Норвегии. Государственный порт деградировал и становился банкротом. В 2008 году тогдашний премьер Виктор Зубков лично засвидетельствовал: «Состояние, запущенное до предела». Власти попытались приватизировать морскую гавань в 2011 году за 1,15 млрд руб., но покупателей не нашлось.

Продать порт удалось в 2015 году. На этот раз его оценили гораздо дешевле – всего в 711 млн руб. Тем не менее, в ходе аукциона цена превысила первоначальную почти в полтора раза и составила 1,026 млрд руб. Победителем стал крупный игрок рыбной отрасли, который много лет работал на территории ММРП и собирался вывести его на качественно новый уровень. «Мы смогли привлечь на предприятие профильного инвестора, специализация которого гарантирует развитие рыбного направления порта, которое в последнее годы было под угрозой», – отметили организаторы аукциона.

Государство осталось довольно значительным превышением стартовой цены и итоговой суммой. Еще бы – к этому времени имущество порта представляло собой рухлядь. Большая часть перегрузочной техники имела физический износ 100%, обновления по большинству видов портовой техники не было десятки лет, износ основных фондов в составлял 72,4%, вспоминает бывший исполнительный директор ММРП Даниил Полещук .

За миллиард рублей инвестор купил руины. Восстановление порта требовало сопоставимых денег. Новые собственники не поскупились: за семь лет вложили порядка 2 млрд руб. в усовершенствование портовой инфраструктуры. Активно развивали капитальные объекты, а кроме того, увеличивали зарплату рядовых сотрудников и нанимали новых специалистов.

«Обновлено и отремонтировано имеющееся перегрузочное оборудование, приобретено новое, – рассказывает Даниил Полещук. – Построены площадки для размещения рефконтейнеров, организованы открытые складские площадки общей площадью 19,5 тыс. кв. м, отремонтированы закрытые склады, включая склад для хранения рыбной муки и склад консервов, железнодорожные пути, собственные маневренные локомотивы, подъездные автомобильные пути, крановые рельсовые пути, линии связи, сети и устройства электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации. Мы также ввели в эксплуатацию новые причальные электро- и водоколонки, организовали площадки для сбора мусора с судов, отремонтировали административно-бытовые помещения. Кроме того вместе с выросшей в более чем два раза производительностью труда выросли и зарплаты сотрудников».

В 2019 году был разработан долгосрочный план развития морской гавани. Согласно документу, общий объем инвестиций предполагался на уровне более 14 млрд руб. Ставилась задача на эти средства провести реконструкцию и строительство причалов, строительство контейнерного и зернового терминалов, приобретение новых кранов, капитальный ремонт подкрановых путей, строительство складов и очистных сооружений. Первые 5 млрд руб. порт готов был инвестировать за 10 лет. Эти меры могли бы увеличить мощности до 1 млн т грузооборота в год.

План поэтапно воплощался в жизнь. В частности, ММРП заключил договоры на поставку четырех «рыбных» кранов, не имеющих аналогов в России, на сумму более 900 млн руб. и уже принял первые партии комплектующих. В 2023 году в модернизацию и ремонт основных производственных фондов планировалось вложить 1 млрд руб.

Шок для отрасли

Планы ММРП не получили поддержки властей. Государство, кстати, все эти годы совсем не торопилось привести принадлежащие ему причалы и дно порта в порядок. Вместо этого губернатор Мурманской области Андрей Чибис презентовал программу реновации всего морского порта Мурманск, частью которого является ММРП. Для реализации утверждена программа сноса зданий на территории 53 га, где работают более полусотни предприятий рыбопромышленного комплекса.

Бизнес попытался от этой программы отбиться. «В мае 2022 года владельцы предприятий написали письмо вице-премьеру правительства России Виктории Абрамченко, – пишет издание 47news.ru. – В нем сообщили, что планируется снести или реконструировать 290 объектов недвижимости и инфраструктуры. Как полагают авторы, это «приведет к остановке рыбного терминала Мурманска. ...может стать шоком для российской рыболовной отрасли. В условиях санкций отсутствует возможность переориентировать рыбные грузопотоки в другие порты, что грозит остановкой промысла в Северном бассейне. …ставит под удар продовольственную безопасность страны». Похожее письмо ушло премьер-министру Мишустину».

Власти от своих планов не отступили. А одновременно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подала иск с требованием вернуть акции ММРП государству. Такое совпадение наводит на определенные мысли.

Суть иска в том, что в результате цепочки сделок иностранный инвестор получил косвенный контроль над предприятием, которое имеет стратегическое значение для обороны и безопасности государства. Такие сделки надо предварительно согласовать с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. А если согласования не было – то сделки считаются недействительными.

Для понимания ситуации нужно вернуться к моменту приватизации ММРП в 2015 году. Тогда порт приобрела компания «Купец», получив деньги от компании «Зевс». Позднее право требования по договорам займа перешло к организации Hermes Investment & Trading Pte Ltd. В пользу этой компании был оформлен залог акций «Зевса» без передачи права голоса на собраниях акционеров. А в 2020 году «Купец» присоединился к «Зевсу». «В итоге получилось, что «Зевс» стал единственным акционером ММРП, а по договору залога компания Hermes получала только право на получение дохода по всем заложенным ценным бумагам АО «Зевс», но не получала право голоса на собрании акционеров АО «ММРП», – объясняет издание «Право.ру».

Тем не менее, по мнению ФАС, в результате сделок иностранный инвестор обеспечил возможность перехода контроля над стратегическим обществом – в случае неисполнения АО «Зевс» обязанностей по договорам займа он получил бы 100% акций ММРП.

Ответчик пытался обратить внимание суда на целый ряд обстоятельств, делающих такую постановку вопроса некорректной. Он отметил, что у компании «Зевс» достаточно высоколиквидного имущества для погашения займов. Никакой продажи акций ММРП иностранным лицам не осуществлялось и не планировалось. Фактического влияния на принимаемые в ММРП решения иностранцы не оказывают. Да и инвестор-то, собственно, не иностранный. «Иностранцем» является бизнесмен Александр Романов, гражданин РФ, являющийся налоговым резидентом РФ и не имеющий иностранного гражданства. Все эти обстоятельства суд перечислил в своем решении, но по сути проигнорировал, удовлетворив требования ФАС и вернув государству акции ММРП.

Решение принято, но сомнения остаются. ФАС предъявила претензии к передаче заемных обязательств, а не к базовой сделке по приватизации 2015 года, отмечает 47news.ru. «Возможно, дело в том, что в таком случае пришлось бы оспаривать сам факт приватизации и привлекать к ответственности Росимущество, – предполагает издание. – Так или иначе, ФАС оттолкнулась от косвенного влияния – если бенефициар порта не исполнит обязательства перед кредитором, акции отойдут иностранной компании. В связи с этим вся цепочка сделок (далее цитата ФАС) противоречит «основам нравственности ... направлена на завуалированное завладение нерезидентами стратегическим предприятием, бесцеремонно к российскому обществу использованы лживые схемы по захвату организаций, обеспечивающих безопасность страны».

«Закон не распространяется на компании, единолично контролируемые гражданами России, – подчеркивали 47news.ru. – Как утверждали ответчики, если фирма дала в долг, это не означает, что он может иметь влияние на бизнес-процессы – займы возвратные, обязательства исполняются. Но даже если денег не будет, то их собственного имущества достаточно, чтобы рассчитаться. При этом неясно, каким законом запрещается брать деньги в долг у иностранных компаний. Наконец, пока шел процесс, обязательства по долгу были переуступлены иностранной компанией отечественной компании».

В феврале 2023 года апелляционный суд подтвердил решение суда первой инстанции, также проигнорировав доводы ответчика. Между тем, как указывал признанный «иностранцем» Александр Романов, в Налоговом кодексе есть норма, позволяющая в 2020 году находиться на территории РФ не 183 дня, а 90 дней для подтверждения статуса налогового резидентства. «Апелляция этот довод не оценила», – пишет «Право.ру». Все остальное время «иностранец» находился в России более 183 дней в году, как и пятеро его детей, работающих и учащихся именно на Родине. Кроме того, Романов в своих возражениях неоднократно обращал внимание, что истец не доказал, как оспариваемые ФАС сделки угрожают безопасности России и лишают возможности сохранить ее национальные интересы. Все оказалось безрезультатно.

Инициатива наказуема

Ситуация вызывает множество вопросов. Лишь вернув контроль над ММРП, государство сейчас действительно готово вложиться в его реновацию? Почему все это время принадлежащие ему причалы никак не обновлялись? А ведь на их капитальный ремонт требуется 6,62 млрд руб.  Не обернется ли такая реновация новым аукционом – а, значит, просто переделом собственности? Так ли необходима реновация именно сейчас – ведь она подразумевает одновременный снос большого количества производственных помещений, то есть приостановку существенных объемов перевалки рыбы, да и не только ее? И главный вопрос: может, это и не реновация вовсе, а элементарный отъем собственности?

Недавно члены профсоюза работников рыбного хозяйства РФ написали письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором назвали шоком решение суда. «Весь коллектив стали беспокоить и беспокоят слухи о возможных перспективах либо сноса порта, либо передачи его другим собственникам, – говорится в нем. – Собственников порта, граждан Российской Федерации, мы знаем лично. Они являются не абстрактными владельцами, а нашими соотечественниками, более того, прописанными и проживающими в Мурманской области! Они живут и дышат радостями и проблемами порта и рыбной отрасли Российского Севера, внося неоценимый вклад не только в развитие Мурманска, но и в защиту продовольственной безопасности всей России. … Такие серьезные и безосновательные решения, как снос порта, даже с перспективами его последующего восстановления, или уничтожение сложившейся команды порта, могут нанести серьезный ущерб конкурентоспособности всей рыбной отрасли Российского Севера и перенаправить потоки выловленной рыбы не на стол российским гражданам, а в порты Северной Норвегии».

Шок работников порта объясним: за последние годы они привыкли к постоянным улучшениям, а что будет теперь – никто не знает. «Порт ожил, теперь на его развитие денег не жалеют, – говорил председатель местного профсоюзного комитета, начальник службы технического обслуживания и ремонта Евгений Горин. – Везде идут ремонтные работы, по всему порту заменили окна: еще относительно недавно у меня в цеху было холодно, а сейчас ребята работают в футболках. Активно приобретается новая техника: больше 50 погрузчиков, два автокрана на пневмоходу – один на 75 т, другой на 150 т и многое другое. Постепенно ремонтируют дороги, железнодорожные пути, здания, площадки, инженерные коммуникации. Конечно, все сразу отремонтировать и заменить нельзя, но то, что уже сделано, большой шаг вперед. Людям стало комфортнее работать. И не хотелось бы, чтобы это останавливалось».

Сейчас по телевидению начинают крутить ролики о том, как в порту все замечательно, забывая, что в изначальном его состоянии этой красивой картинки не было и в помине. А какой она будет вследствие принятых судебных решений? Экс-акционеры намерены подавать кассационную жалобу, а пока вынуждены приостановить инвестиции.

«Запускайте новые проекты, зарабатывайте, вкладывайте в Россию, инвестируйте в предприятия и рабочие места», – обратился недавно президент Владимир Путин к российским предпринимателям. Но какая награда ждет этих сильных инициативных людей? Государство может отнять результаты их труда и будет хвастать чужими достижениями. Вот какую награду уже получили инициативные люди, готовые вкладываться в Россию. Отличная мотивация, ничего не скажешь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1074
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
679
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
471
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
674

Другие новости