Российский рынок электротранспорта растет высокими темпами, но в абсолютных цифрах значительно отстает от мировых лидеров. К примеру, количество электромобилей в России за прошлый год удвоилось, но их по-прежнему очень мало: в стране зарегистрировано лишь около 24 тыс. машин на электротяге. Та же картина – в развитии производства и зарядной инфраструктуры. Участники экспертной дискуссии, прошедшей в рамках Красноярского экономического форума, подчеркнули: главным драйвером развития отрасли должно быть государство, что является стандартной мировой практикой, причем меры поддержки нужно усилить.
По словам руководителя транспортных проектов фонда «Сколково» Кирилла Жанайдарова, сегодня в России производятся практически любые компоненты электромобилей. Другой вопрос, насколько они конкурентоспособны в сравнении с импортом по объемам выпуска и цене: к примеру, если российская компания может производить несколько электромоторов в год, то китайский завод – 40 тыс. По мнению эксперта, в течение нескольких лет можно достичь 80-процентной локализации производства компонентной базы.
«Все зависит от государства, от мер поддержки, которые оно может предоставить. Нигде в мире электротранспорт самостоятельно не выживал», – подчеркнул он.
Развитием электрозарядной инфраструктуры занимаются 35 компаний. Одна из них – Эн+, построившая в 2020-2022 годах за счет собственных средств 19 станций в основном в Иркутской области – как в Иркутске, так и по дороге на Байкал. «У нас есть синергия с собственной электросетевой инфраструктурой, – рассказал руководитель энергетического бизнеса Эн+ Михаил Хардиков. – Кроме того, это часть нашей политики по развитию чистого транспорта. Создание инфраструктуры стимулирует увеличение количества электромобилей».
Для компании это долгосрочная инвестиция, при этом ряд станций уже окупаются, отметил Хардиков. По его словам, наиболее востребованные точки расположены в Иркутске, где много собственников электромобилей – сказывается близость японского рынка, к тому же стоимость пробега у самой популярной «электрички» Nissan Leaf в 2-2,5 раз меньше, чем у бензинового авто.
Эн+ продолжит расширение сети электрозаправочных станций (ЭЗС). По словам Хардикова, компания рассчитывает, что Иркутская область будет включена в список регионов – получателей федеральной субсидии на развитие зарядной инфраструктуры с 2024 года. Дополнительным драйвером рынка электромобилей может стать предоставление услуги по зарядке в подземных паркингах многоквартирных домов.
Сеть ЭЗС компании «РусГидро» насчитывает 141 быструю станцию в 28 регионах. «Раньше мы развивались преимущественно на Дальнем Востоке, а с прошлого года начали активно застраивать Шелковый путь из Владивостока в Москву, – отметил генеральный директор АО «ЭЗС РусГидро» Дмитрий Беляев. – Сейчас покрываем его на 70% из расчета, чтобы наши станции были каждые 100-150 км. Хотим в этом году закончить и проехать по всему пути, заряжаясь только на наших ЭЗС».
Один из главных производителей электробусов в России – «Группа ГАЗ». Компания начинала этот проект в 2018 году, первым покупателем была Москва, напомнил вице-президент по развитию корпоративных продаж Николай Одинцов. В этом году компания планирует выпустить 250-300 машин на электрическом приводе, которые разойдутся по 11 городам. ГАЗ выпускает модели самых разнообразных типов и расширяет продуктовую линейку: в этом году выпустит новый 18-метровый электробус, а также запустит серийное производство электрических «ГАЗелей» на «легкой» платформе.
Пока в стране очень небольшое количество электромобилей, а приобретают их в основном корпоративные парки: каршеринг, такси, органы власти, рассказал автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. Обычные россияне покупают «электричку» как второй-третий автомобиль. «В мире поддерживают конечного покупателя. У нас эта система пока отсутствует. То, что предлагает государство, – больше декларация, чем реальная помощь, – констатирует эксперт. – Субсидия с прошлого года сократилась с 925 тыс. руб. до 625 тыс. руб., причем выдается с условием покупки в кредит. Такой механизм скорее поддерживает банки и страховые компании – субсидия уходит на процент по кредиту и стоимость страховок. А надо сделать так, чтобы конечный потребитель был очень сильно заинтересован в покупке электромобиля».