0
4555
Газета Экономика Печатная версия

02.03.2023 20:42:00

Россияне тратят деньги на онлайн-развлечения, каршеринг и курьеров

Не найдя привычной продукции в магазинах, потребители раскошелились на услуги

Тэги: росстат, услуги, потребление, спрос, каршеринг, курьеры, фитнес, it услуги, электронные услуги, игровые сервисы, платные услуги


росстат, услуги, потребление, спрос, каршеринг, курьеры, фитнес, it услуги, электронные услуги, игровые сервисы, платные услуги Спрос на услуги фитнес-центров тоже набирает обороты. Фото с сайта www.freepik.com

Росстат впервые обнародовал годовые данные по объему таких услуг населению, как услуги IT-сервисов включая онлайн-кинотеатры, курьеров, каршеринга, фитнес-центров. Они показали взрывной рост – сразу на десятки процентов. И это несмотря на в целом вялый потребительский спрос. Эксперты фиксируют: последствия событий-2022 так же, как и пандемии, меняют структуру потребления. Вместо блуждания по магазинам россияне изучают онлайн-площадки в поисках привычных и дешевых товаров, которые заказывают на дом. Вместо расходов на личный автомобиль выбирают каршеринг, вместо покупки билетов в кино – онлайн-подписки.

Спрос на некоторые услуги в стране растет сейчас взрывными темпами. Росстат впервые обнародовал годовые данные по изменению объема тех видов платных услуг населению, статистическое наблюдение по которым он начал вести только с января 2022-го.

Во-первых, это электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий, включая платные подписки на онлайн-кинотеатры и игровые сервисы, пользование облачными хранилищами данных. Объем этих услуг в январе 2023-го увеличился сразу почти на 58% по отношению к январю 2022-го (здесь и далее все изменения даются в сопоставимых ценах, то есть с устранением влияния инфляции).

Во-вторых, это услуги по аренде и лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, включая каршеринг. Объем таких услуг увеличился за тот же период на 25%. В-третьих, услуги курьерской доставки: объем вырос почти на 21%. И в-четвертых, услуги фитнес-центров и спортивных клубов с увеличением объема на 15%.

Хотя, для сравнения, в случае некоторых услуг, наоборот, фиксировался спад. Объем жилищных услуг сократился в январе 2023-го по сравнению с январем 2022-го примерно на 1% (не путать с коммунальными: в первом случае это оплата соцнайма, ремонта, уборки и т.п., во втором – оплата электричества, газа, воды и т.п.; коммунальные услуги показали рост на 3%). Объем транспортных услуг населению сократился на 2%, а телекоммуникационных (телефонная связь, радио-, телевещание, доступ к интернету) – на 3%.

Также, по Росстату, в январе несколько просел спрос на ремонт и строительство жилья и других построек, ремонт и пошив обуви, ремонт и обслуживание транспортных средств, машин и оборудования: снижение соответственно составило примерно 1, 2 и 3%.

Отметим, что в целом объем платных услуг населению в начале этого года по сравнению с тем же периодом 2022-го увеличился на 2,3%. И это может показаться необычным на фоне, например, обвала оборота розничной торговли, составившего в январе 6,6% год к году (тоже в сопоставимых ценах).

«Одно из возможных объяснений – спад потребления домохозяйств связан не только с сокращением платежеспособного спроса, но и с резким вынужденным сокращением ассортимента товаров, которые потребители были готовы покупать (результат санкций, добровольного ухода ряда компаний из России, проблем с логистикой, постпродажным обслуживанием и т.д.)», – комментирует руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая.

Модель потребления стала сильно смещаться в онлайн-формат еще с начала пандемии. Но в 2022 году по мере полного или частичного ухода ряда зарубежных брендов из торговых центров и развития параллельного импорта, который реализовывался в основном через маркетплейсы, услуги курьерской доставки получили новый стимул для роста, обратила внимание Беленькая.

При этом, как она пояснила, возможно, с точки зрения россиян, «адекватной замены ушедшим брендам либо не появилось, либо стоимость доступных товаров представлялась непривлекательной». «В итоге часть выпавшего спроса, который мог бы уйти на потребление непродовольственных товаров, ушла в сбережения, а часть переключилась на потребление услуг», – отметила эксперт.

Так, вместо покупки нового автомобиля или затрат на уже имеющийся автомобиль люди, видимо, сделали выбор в пользу каршеринга. Управляющий партнер «ГТК Холдинг» Александр Сагун подтвердил рост спроса на каршеринг. «Тенденция была зафиксирована еще в прошлом году и точно продолжится и в этом. Рост спроса будет находиться на уровне 15–30%», – ожидает эксперт.

Причина – желание сэкономить на обслуживании, включая платную парковку. Транспортные средства по итогам года стали дороже в обслуживании «как минимум на 20–40% в зависимости от марки и модели», отметил Сагун.

«Каждый пятый пользователь, который раньше ездил на своей машине и время от времени брал автомобиль в аренду, решил пересесть полностью на каршеринг», – сообщил он. «Каршеринг скорее всего вырос по причине дефицита автомобилей и запчастей в продаже (услуги ремонта сократились)», – добавил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов.

Или другой пример – онлайн-подписки. «Потеря возможности смотреть в кинотеатрах мировые премьеры смещает спрос в онлайн-кинотеатры. К тому же это более бюджетный вариант», – говорит Беленькая.

По данным Единой автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах Фонда кино, кассовые сборы российских кинотеатров в 2022 году сократились почти на 42% по сравнению с 2021-м, продажа билетов просела почти на 43%.

Но, как показало начало этого года, появление в прокате амбициозной, в том числе отечественной, новинки способно сразу же подогреть спрос в том числе на кинотеатры. Допустим, по данным сервиса CloudPayments, в январе этого года онлайн-спрос на покупку билетов в кинотеатры вырос по сравнению с январем 2022-го на 7%.

Кроме того, еще одна деталь: по Росстату, в январе 2023-го на десятки процентов – почти на 34% – увеличился в годовом сопоставлении также объем услуг учреждений культуры, а это и кино, и театры, и музеи.

И в этом случае тоже есть свое объяснение. Сектор услуг сильно пострадал от пандемии и антиковидных ограничений 2020–2021 годов, с 2022-го началось его восстановление, которое, возможно, было частично приостановлено событиями февраля и сентября, но затем скорее всего продолжилось.

«Это должно быть актуально для фитнес-услуг и посещения культурных мероприятий», – отметила Беленькая. А также для кафе и ресторанов, оборот которых, кстати, в январе 2023-го подскочил в годовом выражении на 13% в сопоставимых ценах.

Помимо этого, если говорить про спрос на услуги учреждений культуры и тех же фитнес-центров, то, как считают эксперты, могли сказаться и проблемы с зарубежным туризмом: люди стали ездить внутри страны, внутри региона, а также изучать те варианты досуга, которые им предоставляет собственный город.

Наконец, опрошенные эксперты считают важной еще одну деталь: существенное увеличение объема услуг IT-сервисов или той же доставки связано в том числе с эффектом низкой базы тех лет, когда эти виды услуг не были столь популярны.

«Доставка еды – это молодой рынок, как и онлайн-продажи. Здесь рост из-за низкой базы, постоянно увеличивается клиентура. Рынок еще не насыщен, он не нашел предела своей емкости», – считает Емельянов.

«Структура потребления у россиян меняется вместе с изменениями рынка в целом. С появлением различных удаленных услуг люди стали переходить на них, чтобы экономить время», – говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Однако кое в чем, по оценкам Емельянова, структура потребления вряд ли в ближайшее время изменится: основную часть своих расходов на услуги население направляет все-таки прежде всего на жилищно-коммунальную сферу, и на ее фоне каршеринг или онлайн-подписки – «это копейки». 


Читайте также


Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Борис Кляйн

10-й Петербургский международный газовый форум как зеркало нынешнего состояния рынка

0
2517
Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Ольга Соловьева

Богатые россияне смогут потерять 25% лишнего веса

0
7252
Продовольственная инфляция становится двузначной

Продовольственная инфляция становится двузначной

Михаил Сергеев

Молочное стадо в РФ сокращается во всех видах хозяйств

0
5871
Растущие доходы население перекладывает в золотые украшения

Растущие доходы население перекладывает в золотые украшения

Ольга Соловьева

Граждане доверяют лишь материальным активам

0
6309

Другие новости