Иранский риал, возможно, будут укреплять по рецептам российского ЦБ. Фото Reuters
Усиление давления США на торговых партнеров РФ заставляет Москву искать новые формы расчетов с иностранными поставщиками. Торговлю с Турцией, Ираном, Китаем или Индией существенно ослабляет нестабильность местных валют и их ограниченная конвертируемость. Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила в четверг, что санкции не создают критических проблем для российских банков. В ближайшее время Набиуллина планирует визит в Иран, который может быть связан с реализацией проекта российско-иранской квазивалюты с золотым обеспечением и с помощью в стабилизации курса иранского риала.
Недавние новые санкции для ряда банков РФ уже не воспринимаются как шок и не создают системных рисков, заявила Эльвира Набиуллина в четверг.
По ее словам, попавшие под ограничения кредитные организации «относительно небольшие» по сравнению с теми, против которых вводили санкции ранее. К тому же эти банки «успели подготовиться в части снижения активов, которые могут быть заблокированы», указала глава регулятора.
24 февраля США ввели блокирующие санкции против 11 банков РФ, в том числе, например, против «СДМ-банка», который с самого основания специализируется на обслуживании малого, среднего бизнеса и частных лиц. Минфин США дал срок на сворачивание операций с этими финансовыми организациями до 25 мая 2023 года.
Если финансовые учреждения и адаптировались, то для многих россиян сообщения от банков о том, что им нужно оперативно снять деньги с пластиковых карт платежной системы Union Pay, стали неприятной неожиданностью. В марте прошлого года именно эти банковские карты стали одной из платежных альтернатив. При этом российские карты «Мир» были ограничены в обслуживании многими иностранными банками. В октябре прошлого года о прекращении их обслуживания объявили банки некоторых стран ЕАЭС, в частности банки Киргизии сослались на технические причины.
Новые санкции против банков, работающих с частниками, выглядят как ответ на заявление президента Владимира Путина, который именно действия частного бизнеса назвал одним из факторов устойчивости российской экономики. Кроме того, Россия старается сохранить торговлю с дружественными или нейтральными странами, выстраивая новые логистические и финансовые схемы. В частности, Россия и Китай имеют далеко идущие планы развития двустороннего взаимодействия, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на первой личной встрече с главой МИД КНР Цинь Ганом, которая состоялась в четверг на полях совещания глав МИД стран – участниц Группы двадцати.
На недавней встрече главы Минэкономразвития Максима Решетникова с послом Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в России Мохаммадом Аль-Джабером отмечалось, что ОАЭ – главный торговый партнер РФ в арабском регионе, а за последние три года товарооборот между странами вырос в пять раз, достигнув в 2022 году рекордных 9 млрд долл.
Такой всплеск активности не остается незамеченным у противной стороны. Западные страны оказывают давление на ОАЭ и вынуждают прекратить помогать России обходить введенные санкции, сообщает Financial Times. Представители США, Великобритании и стран Евросоюза в последние недели посетили страну для соответствующих переговоров. Вашингтон считает, что ОАЭ является источником поставок в РФ товаров двойного назначения, в частности электроники, которая может использоваться в военных целях. Через ОАЭ товары могут попадать в Россию, обходя санкционные ограничения.
Меньше других подвержен дополнительному американскому финансовому давлению Иран, против которого уже действуют санкции со стороны США. Возможно, поэтому Москва и Тегеран договариваются о визите председателя российского Центробанка в Иран.
Об этой предстоящей поездке сообщил посол Исламской Республики в Москве Казем Джалали. Дипломат отметил, что речь идет об ответном визите, председатель Центрального банка Ирана Мохаммад Реза Фарзин приезжал с визитом в Москву в 2022 году. В январе Фарзин сообщал, что центробанки двух стран подписали соглашение о сотрудничестве в сфере облегчения финансовых и банковских операций между странами.
Как пишут иранские медиа, по законам Исламской Республики Набиуллина должна будет носить хиджаб. Такое правило для женщин в Иране обязательно с 1979 года. Также сообщается, что сейчас в Москве и Тегеране работает группа специалистов двух центробанков для соединения внутренних систем передачи финансовых сообщений «Мир» и «Шетаб». Запуск системы, как ожидается, возможен уже в 2023 году.
Издание Hamshahri предполагает, что финансовая система Ирана будет укрепляться за счет применения с февраля российского опыта сдерживания резких колебаний рубля с момента начала острой фазы украинского кризиса. Укрепление иранского риала за счет применения российских подходов вполне возможно за счет того, что в структурах экономик обеих стран большую роль играют поставки углеводородов, считают аналитики. О проблемах валюты Ирана «НГ» писала 27.02.2023.
«Уже в течение года стоит задача максимально диверсифицировать наши резервы, максимально отказываясь от рисковых валют и ценных бумаг, выраженных в евро и долларе, – сказал «НГ» зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. – Но валюты, которые добавляются, подвержены своим влияниям, на курс того же юаня влияет политика руководства страны. Сейчас идет активная работа над тем, как будет выглядеть сообщество партнеров России, она ведется на уровне и правительства, и парламента РФ, идет активный диалог и с Ираном, и на этом фоне логичным выглядит визит руководителя регулятора нашего банковского сектора в Иран. При этом хотелось бы, чтобы наш ЦБ активнее использовал те возможности, которые есть у нашей страны. Мы продолжаем производить немало золота, и логично было бы, если бы ЦБ вернулся к активной скупке этого металла в резервы, которые так и называются – золотовалютные».
Не исключено, что в Иране будет обсуждаться и идея использования в трансграничных транзакциях российско-иранского золотого стейблкоина. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказывал в январе, что у экспортеров возникают трудности при расчетах с Ираном. Увеличить объем взаимной торговли до 10 млрд долл. в год страны могут как за счет использования платежной системы, альтернативной международной SWIFT, от которой их отключили, так и с помощью цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспеченных, например, золотом. Стейблкоины могли бы выступать средством платежа во взаиморасчетах РФ и Ирана.
Россия и Иран намерены стимулировать дальнейшее увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах, которая в 2021 году превысила 60%, рассказывал в феврале замглавы МИД РФ Андрей Руденко.
«Пока поездка Набиуллиной выглядит скорее как обмен опытом между санкционными странами. Любые долгосрочные проекты на тему изменения структуры расчетов между странами требуют долгосрочного планирования и проработки. Поэтому ожидать прогресса пока рано», – сказал «НГ». директор департамента корпоративных финансов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. По его мнению, банковская система РФ уже адаптировалась к западным санкциям, поэтому глава ЦБ РФ сделала такое заявление в четверг. «Запас прочности заложен расчете на полное закрытие возможности операций в долларе, евро и других токсичных валютах», – пояснил эксперт.