0
58198
Газета Экономика Печатная версия

27.02.2023 20:30:00

Даже небо дружественных стран становится для России недружественным

"Двойная" регистрация российских самолетов остается проблемой и на 2023 год

Тэги: авиапром, самолетостроение, возрождение, российские самолеты, регистрация, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

авиапром, самолетостроение, возрождение, российские самолеты, регистрация, западные санкции Фото Pixabay.com

Российский авиапром пока не отказывается от планов полномасштабного возрождения отечественного самолетостроения. Правительство выделило в понедельник очередной транш на модернизацию авиапредприятий, которым с 2029 года необходимо строить по 186 бортов ежегодно, то есть в 10 раз больше, чем сейчас. Значимые поставки должны начаться уже с 2024 года. А 2023 год может оказаться чрезвычайно сложным, так как из-за неурегулированности вопроса с регистрацией действующей флотилии России могут закрыть небо даже, как выяснилось, дружественные страны: Минтранс, судя по данным прессы, предупредил, что перевозки в Китай могут упасть до 70%.

Власти планируют выделить более 376 млрд руб. за 14 лет на модернизацию авиапроизводств, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами в понедельник. «Требуется без промедления провести модернизацию заводских мощностей, на которых налажено серийное производство самолетов, авиационных двигателей для них и всего спектра необходимых приборов и агрегатов», – сказал председатель правительства.

«Авиакомпании не должны сталкиваться со сложностями при эксплуатации отечественных самолетов. Важно сформировать фонды запасных частей, детально продумать их логистику, усовершенствовать процедуры проведения технических регламентных работ и ремонта», – заявил Мишустин. Минпромторгу и Минфину поручено при формировании проекта бюджета до 2036 года предусматривать средства на эти цели.

По словам главы кабинета министров, предоставленное финансирование позволит компенсировать до половины расходов авиапредприятий на погашение банковских кредитов вместе с процентами по ним, которые привлекаются, чтобы наращивать выпуск техники.

Летом прошлого года правительство утвердило программу развития авиаотрасли до 2030 года. Тогда Мишустин сообщал, что на ее реализацию будет направлено более 770 млрд руб. Деньги должны пойти на налаживание выпуска отечественных самолетов, причем с нынешних 18 штук в год начиная с 2029 года в РФ должны выпускать уже по 186 штук гражданских самолетов в год. Всего до конца 2030 года должно взлететь свыше 1 тыс. штук новых бортов.

Впрочем, средства пойдут также на субсидирование внутренних рейсов. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, только в 2022 году авиакомпаниям выделено более 172 млрд руб. субсидий. По словам чиновника, Росавиация в 2022 году проверила техническое состояние 647 воздушных судов, которые были перерегистрированы в Российском национальном реестре, и почти на 600 из них выданы сертификаты летной годности.

Он предложил отказаться от термина «каннибализм» (имеется ввиду перестановка узлов, агрегатов, частей с одних самолетов на другие), так как, по его словам, такие перестановки являются не новшеством российских авиакомпаний, а общемировой практикой, к которой США прибегают с середины прошлого века, и так же поступали в СССР. Нерадько считает, что санкционные запреты на поставку запчастей и техобслуживание авиатехники не повлияли на безопасность полетов в РФ. «С учетом запаса ресурса и технических работ по поддержанию летной годности до 2030 года спокойно можно летать», – заявил он, заверив, что по мере того, как Россия будет «заново создавать свой воздушный флот», западные самолеты будут вытесняться отечественными SSJ-New, МС-21 и другими типами самолетов.

После критики со стороны президента Владимира Путина на совещании с членами правительства 11 января правительство в середине февраля отчиталось о формировании паспортов инвестпроектов для обновления парка воздушного транспорта. «Все соответствующие контракты с предприятиями авиационной промышленности уже заключены», – заявил тогда Мишустин. В рамках контрактов в 2023–2025 годах группа «Аэрофлот» получит 63 реактивных самолета, в том числе 18 русифицированных МС-21–310РУС, 34 региональных реактивных импортозамещенных SSJ-New и 11 возрождаемых среднемагистральных Ту-214. Еще восемь SSJ-New получит авиакомпания Дальневосточного федерального округа «Аврора».

На реализацию проектов в сфере авиастроения в 2023 году выделяется более 237 млрд руб., а в следующие два года – свыше 32 млрд, рассказывал Мишустин. Средства будут предоставлены на возвратной основе через приобретение облигаций российских лизинговых компаний. Льготный лизинг и производство самолетов и вертолетов будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния по ставке не выше 1,5% годовых.

По госпрограмме в 2023 году будет выпущено три Ту-214, два SSJ-New и ни одного МС-21. В 2024 планируется выпуск 20 новых «сухих суперджетов», шести МС-21 и семи Ту-214. К концу 2025 года выпуск МС-21 должен достичь 12 штук. Первый полет SSJ New намечен на весну 2023 года, заявлял осенью 2022-го вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. Летные испытания импортозамещенного SSJ New начнутся в середине 2023 года, уточнил в декабре гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Получается, что остальным авиаперевозчикам пока придется ориентироваться на существующий парк, который, напомним, в большинстве своем «невыездной», так как самолеты находятся в «двойной» регистрации – по месту своего прежнего пребывания в Ирландии или на Бермудах, а также в РФ. Это обстоятельство является также причиной серьезного риска. Пассажирские авиаперевозки в Китай могут упасть на 60–70% по сравнению с допандемийным уровнем из-за проблем с регистрацией самолетов РФ и рисков их ареста, сообщили СМИ (РБК и информагентства) со ссылкой на письмо замглавы Минтранса РФ Валентина Иванова.

Причина сокращения трафика между Россией и Китаем заключается в отсутствии гарантий от Пекина того, что КНР не будет задерживать самолеты по требованию третьих стран (из-за западных санкций), также в Китай запрещены полеты воздушных судов с двойной регистрацией (одновременно в РФ, на Бермудах или в Ирландии), объяснил Иванов. В результате в 2023 году пассажиропоток на этом направлении может снизиться до 0,9–1,2 млн человек, предположил замглавы Минтранса.

Российские самолетостроители предлагают использовать возможности международной кооперации, чтобы не потерять старые наработки. ОАК недавно предложила выпускать самолеты Superjet 100 (создававшиеся в кооперации с французами и попавшими под санкции) в Индии. У России есть опыт совместного выпуска воздушной техники с этой страной, но раньше речь шла о военных самолетах. «Индия может закупать западные агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран», – говорил Слюсарь. Однако Индия решает свои проблемы с авиаперевозками другими, доступными ей способами: недавно стало известно, что Air India закупит почти полтысячи самолетов у американской Boeing и европейской Airbus, что считается одной из крупнейших сделок в мировой гражданской авиации.

Для наращивания выпуска отечественной авиационной техники до уровня прогнозных показателей поставок авиационной техники, утвержденных Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли РФ государственной корпорацией «Ростех» в период 2023-2030 годов будут привлечены средства кредитов в объеме до 484 млрд руб. для расширения производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, сообщили «НГ» в Минпромторге. .

«В 2023 году планируется закончить весь комплекс испытаний двигателя ПД-8 (который будут ставить на новые «сухие суперджеты» - «НГ»), разрабатываемого АО "ОДК" на замену (импортного – «НГ») двигателя SaM-146, для получения сертификата типа, а затем завершить испытания этого двигателя в составе самолета, чтобы приступить к серийным поставкам лайнера в авиакомпании, - пояснили в ведомстве. - В конце прошлого года магистральный лайнер МС-21 получил одобрение по главным изменениям в конструкцию: это подтверждает успешную замену ключевых элементов самолета на российские, в частности, двигателя ПД-14, который имеет сертификат типа. ОДК готова обеспечивать потребности в двигателях в полном объеме».

"Двигатель ПД-14 сертифицирован Росавиацией в 2018 году, в данный момент проходит летные испытания в составе самолета МС-21-310 и готов к серийному производству, - подтвердили «НГ» в Ростехе. - В свою очередь силовую установку ПД-8 для импортозамещенных лайнеров SSJ-New планируется сертифицировать в 2023 году, начать производство в 2024».

Сегодня авиационная промышленность столкнулась с огромным вызовом, необходимо обеспечить страну большим количеством самолетов - до 2030 года должны быть поставлены более 500 самолетов различных классов. Это позволит обеспечить потребности российских авиакомпаний, заявили в компании. «Для решения этой задачи мы наращиваем производственные мощности наших авиационных предприятий, ускоряем свою работу. Также одной из важнейших задач является привлечение новых кадров на заводы как инженерных, так и рабочих специальностей», - сообщили в Ростехе.



статьи по теме


Читайте также


Погиб ли российский рынок пеллет

Погиб ли российский рынок пеллет

Михаил Аким

Санкции в отношении твердого биотоплива усложнили логистику

0
7910
России придется извлечь уроки из санкционной войны

России придется извлечь уроки из санкционной войны

Михаил Сергеев

Государственные инвестиции не помогают исправить сырьевую деформацию российской экономики

0
6808
Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.02.24

0
10170
Москвичи протестируют систему дистанционного голосования вопросом про вырубку тополей

Москвичи протестируют систему дистанционного голосования вопросом про вырубку тополей

Татьяна Астафьева

Проверка платформы пройдет 2 марта и продлится 4 часа

0
3919

Другие новости