Мошенничество в отношении клиентов Сбера за последнее время сократилось в 15–20 раз. Фото с сайта www.freepik.com
Масштабы кибермошенничества в финансовой сфере давно стали национальной проблемой. По данным ЦБ, в 2022 году размер ущерба от действий злоумышленников вырос на 4,29%, до 14,2 млрд руб. При этом объем телефонного мошенничества в отношении клиентов банков за год вырос на 40%. Регулятор рассчитывает добиться перелома, то есть падения ущерба от деятельности преступников, в крупнейших финансовых институтах в этом году, а по всей банковской системе – в течение трех лет. В Сбере этот перелом уже наступил, и банк готов делиться своими наработками и возможностями со всей отраслью.
По словам заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, за последние годы уже сделано многое для противодействия мошенничеству, в первую очередь в сфере социальной инженерии, когда люди добровольно отдают преступникам деньги, находясь под их воздействием. В частности, удалось ликвидировать мошеннические колл-центры, которые находились в местах лишения свободы. Были усовершенствованы механизмы антифрода банков и операторов мобильной связи, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта. Это позволяет пресекать большинство подозрительных переводов в режиме реального времени. Изменилось и законодательство.
В целом благодаря этому телефонное мошенничество в отношении клиентов Сбера сократилось в 15–20 раз. Но его общий объем по России вырос за 2022 год на 40% – значит, злоумышленники переключились со Сбера на другие банки.
На данный момент более 90% мошеннических колл-центров находятся на территории Украины. Столица телефонного мошенничества – город Днепр: на пике зарегистрированной активности там действовало более 1100 колл-центров. Сейчас в городе продолжают работать около 150 таких точек, а всего по Украине их около 800–900.
Преступники постоянно совершенствуют свои схемы, подчеркнул Станислав Кузнецов. По его словам, все больше звонков совершается через мессенджеры. Если до 2020 года жертва, как правило, теряла только собственные деньги, то теперь преступники уговаривают граждан брать кредиты, а иногда и продавать жилье. В последнее время к трендам добавился даже терроризм в виде призывов к поджогу отделений банков.
«В отношении клиентов Сбера коренной перелом в борьбе с телефонными мошенниками уже произошел. Но, чтобы он произошел и в России в целом, нам нужно объединять усилия. Мы готовы инвестировать ресурсы в создание единого автоматизированного подхода к защите от телефонного мошенничества, который смогут безвозмездно использовать все банки. Мы уже открыли доступ к соответствующей информации для всех банков», – отметил Станислав Кузнецов.
Способствовать прогрессу в борьбе с мошенничеством будет изменение законодательства. Принятие поправок в закон «О национальной платежной системе» обяжет банки не принимать распоряжения клиентов по переводам на реквизиты предполагаемых мошенников из специальной базы Банка России в течение двух дней, обратил внимание Станислав Кузнецов. По его словам, это станет мощным ударом по преступникам: за это время люди обычно понимают, что были обмануты, и могут вернуть свои деньги.
Еще одно важное направление в борьбе с мошенничеством – пресечение деятельности дропов, то есть людей, которые обналичивают и переводят похищенные телефонными мошенниками средства. По словам Станислава Кузнецова, в Сбере создана программа борьбы с этой криминальной отраслью.
«Мы насчитали в России не менее 580 тыс. действующих дропов. Кто-то занимается этим сознательно, кого-то используют втемную. Люди обналичивают деньги в банкоматах, несут их на криптобиржи, после чего деньги попадают на Украину, там их снимают в любой валюте и используют для ведения военных действий против России. Все это существует открыто. Чтобы купить криптовалюту, не нужен даже паспорт», – рассказал Станислав Кузнецов.
Он рассказал о проведенном Сбером эксперименте: банк собрал информацию об активности дропов и одномоментно заблокировал 119 тыс. засвеченных ими карт. «Не получили ни одной жалобы – это означает, что добросовестные граждане в это число не попали и нам удалось точно идентифицировать преступников», – подчеркнул Станислав Кузнецов. «Эффективная борьба с дропами возможна, если мы объединим усилия», – добавил он.