0
7737
Газета Экономика Печатная версия

19.02.2023 20:31:00

Центробанк заметил в 2023 году ускоренное подорожание автомобилей

Россияне откладывают покупку машин из-за быстрого роста цен на китайские модели

Тэги: центробанк, автомобили, цены, подорожание, спрос, продажи, китайские модели


центробанк, автомобили, цены, подорожание, спрос, продажи, китайские модели Современная начинка позволяет задирать цены на авто из Поднебесной. Фото РИА Новости

В России растет число оптимистов, ожидающих, что цены на автомобили замедлят свой рост. Однако, по данным Центробанка, автомобили в РФ дорожают последние три месяца (в том числе и в январе 2023 года) гораздо быстрее, чем раньше. Надежды на стабилизацию цен благодаря поставкам китайских автомобилей явно не оправдались. Тем более что дилеры предпочитают ввозить в основном самые дорогие модели.

Около 65% автомобилистов ожидают роста цен на новые автомобили в ближайшие два месяца, показал опрос исследовательского центра «Ромир». 82% респодентов ответили, что сейчас не лучшее время для покупки автомобиля (в октябре 2022 года таких было 80%). Доля ожидающих роста цен снизилась до минимального значения за последние 1,5 года. Однако большинство потенциальных покупателей новых машин не торопятся продавать свои используемые автомобили. Больше половины (69%) оценивают нынешнее время как плохое для продажи (годом ранее таких было 56%).

Намерение отложить продажу своих авто подкрепляется тем, что гражданам стало сложнее выбрать замену. Сокращение модельного ряда на авторынке отметили 61% респондентов. Впрочем, 18% отметили улучшение в этом направлении.

«Рынок новых автомобилей по-прежнему остается дефицитным, несмотря на выход новых марок и параллельный импорт. Автовладельцы все так же настороженно относятся к покупке нового транспортного средства, и основным блокирующим фактором, помимо ограниченного выбора, является стоимость, – отметила старший директор по работе с клиентами «Ромир» Людмила Фукова. При этом она считает, что потребители постепенно начинают привыкать к ситуации и уже не так резко отвергают ее как в отношении цены, так и в отношении модельного ряда.

В большинстве категорий товаров и услуг январское ускорение роста цен отчасти лишь компенсирует их сдержанный рост в предыдущие два месяца. Так, за последние три месяца (ноябрь 2022-го – январь 2023 года) в сравнении с августом–октябрем 2022 года можно отметить значимое ускорение среднемесячного темпа роста цен и на автомобили, отмечается в последнем отчете Центробанка.

В расчете на тысячу жителей в России в 2022 году было продано всего четыре автомобиля. Тогда как в лучшие годы этот показатель доходил до 16–20 штук, сообщил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По данным Росстата, в 2022 году в РФ было собрано 450 тыс легковых автомобилей, что демонстрирует спад за год на 67% и является историческим минимумом. Причины очевидны: падение производства на фоне санкций и ухода из страны иностранных компаний.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в недавнем заявлении по итогам заседания совета директоров отмечала, что расходы населения на крупные покупки, в том числе автомобили, сократились из-за изменения предложения и высокой неопределенности. Эти средства у части населения перетекли в сбережения, склонность к формированию которых сейчас высока, отмечала глава регулятора. С другой стороны, она заметила признаки улучшения потребительских настроений, которые появляются в последнее время.

Дефицит авто привел к резкому росту цен и расцвету различных схем завоза авто, в том числе и по параллельному импорту. По данным «Автостата», в 2022 году в России было продано 626,3 тыс. легковых машин и внедорожников – на 58,7% меньше, чем в 2021-м (причем 8% попали в РФ путями «альтернативного импорта»). Новые легковые автомобили в России в 2022 году подорожали на 20%, их средневзвешенная стоимость достигла 2,38 млн руб., сообщил Целиков на форуме автобизнеса ForAuto 2023. В 2021 году средняя цена на авто немного не доходила до 2 млн руб., а в 2014-м – находилась на уровне 1 млн. То есть за восемь лет новые легковые автомобили подорожали в РФ почти в 2,4 раза.

После того как к середине 2022 года сборочный автопром в России впал в кому, из иностранных марок производство и активный импорт в страну сохраняют лишь китайские бренды, включая тройку лидеров: Haval (часть брендов производит на своем заводе в Тульской области), Chery и Geely. В конце года к ним добавился «Москвич», созданный на бывшем заводе французской Renault, а сама машина – это китайский автомобиль с одним из невыговариваемых названий. Суммарная доля «китайцев» и отечественной LADA за год выросла с 30 до 80%, подсчитали в «Автостате». Там не исключают, что в топе рейтинга продаваемых автомобилей могут остаться и корейские Kia и Hyundai, так как в России много поклонников этих марок, а в соседнем Казахстане действует завод по выпуску последнего. Целиков не исключил, однако, что в 2023 году почти весь топ-25 самых популярных марок в России будет состоять из автомобилей брендов LADA, «Москвич» и китайских производителей.

Китайских авто на российском рынке могло бы быть и больше, если бы не цены. Когда российским автолюбителям пришлось резко разворачиваться на восток, были надежды на получение относительно дешевых автомобилей. Адепты «чайнозамещения» подсчитывали, что стоимость самых дешевых машин из Поднебесной не должна превысить 600 тыс. руб. Однако сегодня самый дешевый из популярных новых автомобилей из КНР в Москве можно купить в три раза дороже – от 1,7 млн руб. Речь о Chery Tiggo 7, которых продано в 2022 году 19,2 тыс. (рост продаж на 55,7%). Еще одна китайская марка, попавшая в топ-10 проданных в РФ в 2022 году, Haval Jolion (было продано 17,5 тыс. штук, рост на 94,8%), стоит от 1,9 млн.

Пик роста цен пришелся на весну 2022 года, за год популярные марки «китайцев» прибавили от 30 до 75%. При этом если рост цен корейских и японских брендов был вызван ограничением доступности, то повышение цен китайских брендов было обусловлено общим трендом на рынке (то есть ростом дефицита авто) и возможностью для них стремительно увеличить прибыльность, отмечают эксперты.

А с учетом того что логистика (наряду с покупательной способностью россиян) продолжает оставаться самым слабым звеном этой цепи, возить дешевые машины нет никакого резона.

«В 2022 году стоимость китайских автомобилей выросла на 30–50% в зависимости от марки. Автомобили бренда Haval подорожали меньше всего – около 30%. Haval Jolion прибавил в стоимости 450 тыс. руб.», – сообщали в пресс-службе АвтоСпецЦентра. В 2023 году иномарки, включая модели из КНР, могут стать дороже для россиян в среднем на 10%, полагают другие эксперты. «Мы можем прогнозировать определенный рост розничных цен из-за ослабления курса рубля и постоянного удорожания услуг логистики, но сейчас запас по прибыли у китайских брендов достаточно велик», – сообщил директор по продажам новых автомобилей «Рольф» Максим Златокрылец.

Китайские автомобили и выглядят, и оснащены гораздо более современно, чем основные бестселлеры российского автопрома; некоторые из них, как «Нива» в различных инкарнациях, корнями уходят в 70-е годы прошлого века, а сейчас еще и теряют различные современные «примочки» типа электроусилителя руля, автоматической противобуксовочной системы и т.д. На российском рынке китайцы в первую очередь хотят заместить люксовые бренды ушедших «мерседесов» и «крайслеров», и им есть что предложить.

Уже в 2021 году на рынке авто РФ сильнее всего росли цены на новые премиальные марки Mercedes-Benz V класса а также JAC J7 и FAW Besturn X40. Теперь «мерседеса» нет, а китайцы остались. Есть у них и предложения по электромобилям. Этот вид автомобилей сейчас активно зазывается в РФ, правительство даже ввело для их владельцев бесплатный проезд по платным магистралям. Но, чтобы стать счастливым обладателем какого-нибудь BYD Tang EV или Hongqi E-HS9, надо выложить от 6,2 млн до 10,2 млн руб. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3036
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2170
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
5447
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
4683

Другие новости