0
6155
Газета Экономика Печатная версия

16.02.2023 20:14:00

Билеты на общественный транспорт дорожают быстрее бензина

Привлекательность автобусов, метро, троллейбусов и трамваев подрывают растущие тарифы

Тэги: общественный транспорт, билеты, тарифы, расходы


общественный транспорт, билеты, тарифы, расходы Экономить за счет поездок на общественном транспорте многие россияне пока не готовы. Фото РИА Новости

Автомобильный бензин подорожал в России за прошлый год в среднем на 4,5%. А проезд на общественном транспорте дорожал вдвое быстрее. Услуги городского общественного транспорта стали дороже в среднем по стране на 8,6%, сообщил Росстат. При этом цены проездных билетов на автобусы, трамваи или метро быстро догоняют суммарные ежемесячные расходы на бензин у владельцев личных автомобилей. Стремительный рост цен на услуги общественного транспорта ставит под сомнение курс на рост его привлекательности. Между тем проекты внедрения бесплатного городского транспорта далеко не всегда оказываются успешными.

Большинство россиян (63%) тратят в месяц на транспорт, в том числе на покупку бензина, не более 3 тыс. руб., показали результаты опросы «Росгосстраха» и банка «Открытие». Около 30% респондентов расходуют на транспорт не более 1 тыс. руб. в месяц. Еще 33% оценили свои транспортные расходы в диапазоне 1–3 тыс. руб. У 23% респондентов на оплату транспорта уходит ежемесячно от 3 до 5 тыс. руб. Десятая часть респондентов расходуют на транспорт от 5 до 10 тыс. руб. И еще 3% тратят на транспорт более 10 тыс. руб. в месяц.

Стоимостью проезда в общественном транспорте удовлетворены чуть более трети опрошенных (34%). Недовольны транспортными тарифами почти половина населения (46%). По данным опросов, коло 40% россиян добираются до места работы на собственном автомобиле. Только 28% респондентов заявили, что ездят на работу на общественном транспорте (в том числе 7% на метро). А 14% опрошенных ходят на работу пешком.

Большинство участников опроса тратят на дорогу до работы менее получаса. Около 21% россиян добираются от дома до работы не больше чем за 15 минут. Еще 37% респондентов тратят от 15 до 30 минут. У четверти респондентов (25%) на проезд к работе уходит от 30 минут до одного часа. Больше часа тратят на проезд к месту работы 7% опрошенных (больше всего таких ответов в Москве, Московской области и на Дальнем Востоке (12%).

При этом большинство опрошенных (44%) довольны графиком и маршрутами движения общественного транспорта в их населенном пункте. Однако и доля тех, кто выражает недовольство графиком и маршрутами, тоже немаленькая – около 37%. Около 45% опрошенных довольны качеством подвижного состава общественного транспорта в их населенном пункте. А 39% – не довольны.

Январский опрос показывал, что российские водители не готовы менять автомобили на общественный транспорт, несмотря на дефицит или дороговизну автозапчастей или нехватку страховых выплат для ремонта. Наши автомобилисты скорее купят более дешевый автомобиль, чем пересядут на общественный транспорт.

Мысли о том, что в текущей ситуации автовладельцы пересядут на общественный транспорт, кажутся утопией координатору движения «Общество синих ведерок», руководителю рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петру Шкуматову. «Наиболее частый профиль использования автомобилей – это ежедневное использование. По нашим опросам, очень редко автомобилем пользуются только 1% автомобилистов, а просто редко, то есть несколько раз в месяц – 3% автомобилистов», – рассказывал он, подчеркивая, что многие автомобилисты ежедневно посещают сразу несколько мест, часть из которых может находиться в зоне плохой транспортной доступности общественным транспортом.

По словам Шкуматова, проблема доступа к запчастям слишком драматизируется, по крайней мере необходимые детали для отечественных автомобилей или машин, которые собираются в РФ, доступны повсеместно и в сжатые сроки. «Возможно, те 4% автовладельцев, которые редко или крайне редко используют автомобиль, будут постепенно отказываться от автомобиля в пользу общественного транспорта, но их крайне мало», – говорит он.

Сказываются и климатические особенности страны: в зонах Арктики и Крайнего Севера (а к ним можно отнести две трети страны) самокаты, велосипеды, моноколеса и тому подобные альтернативы как автомобилю, так и неудобным маршрутам актуальны только в теплое время года. Зимой многие россияне просто не глушат двигатели круглосуточно, получая в итоге с утра быстрый доступ в свой теплый автомобиль вместо долгих ожиданий на автобусной остановке. Этот способ, конечно, затратен с точки зрения сожженного бензина, но в среднем он в основном доступен автомобильному населению. За последнюю неделю средние потребительские цены на бензин в России снизились на 1 копейку и составили 50,87 руб. за литр, говорится в материалах Росстата.

Для привлечения населения от руля в общественный транспорт власти некоторых городов прибегают к такой мере, как полный отказ от платы за проезд, но такая практика не всегда успешна. Один из самых известных таких проектов – в столице Эстонии – подал недавно сигнал бедствия. Бесплатный общественный транспорт – в том виде, в каком он сейчас находится, – это полный провал, считают эстонские политики, так как расходы государства на него увеличились с 18 млн до 60 млн евро в год, хотя количество пассажиров увеличилось не так сильно, как ожидалось.

«В любом опросе про общественный транспорт всегда будут недовольные его стоимостью граждане. Здесь важнее учитывать такой параметр, как доля затрат человека, домохозяйств на передвижение, – сказал «НГ» научный сотрудник Центра транспортного планирования ВШЭ Александр Рыжков. – По рекомендации Минтранса эта доля не должна превышать 7%, но в реальности у нас в городах она не превышает 3–4%, то есть стоимость для семейных бюджетов довольно низкая. Что касается автомобилистов, то, как правило, рассчитывая свои затраты на передвижение, они исходят только из расходов на бензин и парковки, но не учитывают амортизацию автомобиля, затраты на ремонт, страховку и запчасти. Именно поэтому городские власти могут регулировать востребованность разных видов транспорта посредством внедрения платы за парковку».

Общественный транспорт в той или иной степени дотируется из бюджетов по всему миру, в США, например, затраты на содержание этого вида транспорта только на 30% покрываются сборами за билеты, говорит Рыжков. Одна из лучших ситуаций – в ФРГ, там граждане оплачивают 80% реальной стоимости.

«Полностью бесплатный транспорт – это скорее исключение из общих правил. Речь не о довольно распространенных временных акциях, связанных с проведением крупных мероприятий, как, например, чемпионат мира по футболу у нас в 2018 году или введение замещающих рейсов бесплатных автобусов на время ремонтов в метро. Бесплатный регулярный общественный транспорт есть в двух десятках небольших городов Европы с населением около 20 тыс. человек и 3-5 маршрутами. Как правило, там покрытие затрат за счет билетов было около 20% и власти посчитали, что сэкономят на организации билетного контроля, если просто отменят плату. Полностью бесплатный проезд недавно был введен в Люксембурге и Таллине. В Эстонии этот проект до сих пор считался успешным — именно с отменой платы за проезд власти города связывали увеличение количества жителей города и, как следствие, повышение налоговых сборов», - говорит эксперт.

Российские автолюбители совершают в среднем 20 поездок в неделю, шесть из которых - на общественном транспорте, перевес в пользу которого может увеличиться. Одна из причин смены приоритетов – растущие издержки, связанные с содержанием автомобиля, следовало из опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ (см. «НГ» от 13.11.2022). Причем, по данным НАФИ и «Автостата», часть автомобилистов не просто экономят на расходниках, запчастях, сервисе, но и начинают меньше ездить, чтобы избежать износа или аварий. Теоретически, есть и поводы оставить машину в гараже, попробовать, например, прокатиться на новом электробусе (в Москве их уже немало, есть они и в регионах, в Ростове-на-Дону заметили один в 2022 году. Всего в ближайшие годы правительство обещает, что будут произведены и повезут людей 400 электробусов в 40 регионах. Хотя в прошлом году объём производства электробусов в России заметно снизился.

Отмечались в прошлом году и проблемы с маршрутной сетью. За год в 84 крупнейших городах РФ были закрыты 200 маршрутов наземного общественного транспорта (190 автобусных линий и 10 троллейбусных), сообщили в компании Simetra. По данным исследования, сократилось и число транспорта: автобусов на 7%, с 61 тыс. до 56,7 тыс., троллейбусов и трамваев – на 3%, с 11,9 до 11,6 тыс. При этом снизилась интенсивность движения – за год средний интервал увеличился с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановках - с 1,8 до 2 минут (см. «НГ» от 14.11.2022).

«Цена автомобильной поездки (без учета амортизации автомобиля и других долговременных составляющих), так называемая "Out of pocket price" запросто может быть выше расходов горожанина на проезд в общественном транспорте. Есть множество примеров на эту тему как в мировой, так и в отечественной практике, - сказал «НГ» профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - Всего 10 лет назад, во времена всеобщей бесплатной парковки, цена стандартной автомобильной поездки в Москве (сводившейся в то время к расходам на бензин) была ниже, чем расходы на стандартную поездку общественным транспортом (автобус + метро) с одной пересадкой. С введением платной парковки ситуация вернулась к рубежу здравого смысла».
По мировым меркам наши тарифы – рекордно низкие. Средняя величина тарифа на разовую городскую поездку в странах мира, где величина ВВП на душу населения сопоставима с российским уровнем, составляет более одного евро, продолжает Блинкин. «Бесплатного общественного транспорта в мире не существует. За это «удовольствие» всегда платит горожанин в качестве налогоплательщика и/или в качестве пассажира. Весь вопрос в соотношении между суммой проездной платы, собранной компанией-перевозчиком за счет продажи билетов, и городской дотацией, предоставленной той же компании. Эксперименты, направленные на выяснение «правильной» пропорции, проводились в городах мира примерно с 1960-ых годов. Пропорция «0 : 100», выбранная в таллиннском эксперименте, иногда срабатывает в туристических городах, где годовой поток туристов кратно превышает население города, и где каждый турист оплачивает общественный транспорт посредством специального сбора, включенного в цену пребывания в отеле. Для Таллинна эти условия вполне могли быть соблюдены, но даже в этом случае успех эксперимента не гарантирован».

Роль новых форм аренды (каршеринг) в передвижении россиян пока более, чем скромная, считает Блинкин. «В Москве, при том, что парк автомобилей каршеринга у нас один из самых больших в мире, на долю этой формы передвижения приходится не более 2 % суммарной городской мобильности», - говорит он.


Читайте также


Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Глеб Тукалин

В регионе недовольны мерами правительства против серых майнеров

0
6222
Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
3288
Брюссель берет курс на милитаризацию

Брюссель берет курс на милитаризацию

Юрий Паниев

Фонд сплочения ЕС переориентируют на военные расходы

0
3127
Сеул боится, что Трамп тайно договорится с Кимом

Сеул боится, что Трамп тайно договорится с Кимом

Владимир Скосырев

Белый дом потребует от Южной Кореи платить за пребывание американских войск

0
3163

Другие новости