В Минфине считают, что бюджет получит свыше 600 миллиардов рублей благодаря налоговым изменениям. Фото агентства «Москва»
Налоговую систему РФ в текущем году ждут значительные изменения. В среду в первом чтении в Госдуме был принят законопроект о применении дисконтов к цене Brent в расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на добавленный доход (НДД) и обратного акциза на нефть.
В рамках новой схемы расчета нефтяных налогов правительство предлагает применять цены нефти российской марки Urals в фактическом размере, которые при этом должны быть не ниже цены сорта Brent, уменьшенной: в апреле – на 34 долл. за баррель (долл/барр), в мае – на 31 долл., в июне – на 28, в июле – на 25 долл. «Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals», – пояснили в Минфине.
В рамках правительственного законопроекта предлагается также увеличить с 20 до 25 долл. за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпферных платежей из бюджета в пользу нефтяных компаний. А также ввести ценовой дифференциал при расчете демпферных платежей по дизельному топливу, установив предел в размере 10 долл. за баррель, который будет действовать с 1 апреля до 31 декабря 2023 года.
Напомним, в настоящий момент в налогообложении используется цена нефти Urals, рассчитываемая агентством Argus. После введения эмбарго ЕС на закупку российской нефти с декабря 2022 года цена Urals сложилась ниже Brent примерно на 35–40 долл. за баррель. Правительство таким образом пытается нивелировать эффект снижения цены нефти Urals по отношению к Brent для доходов бюджета. Однако нефтяные компании ожидают, что по мере установления логистических цепочек и увеличения спроса на нефть со стороны Китая скидки Urals к Brent будут снижаться.
При этом бюджет-2023 был сверстан в прошлом году исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. за баррель. Дисконт Urals к Brent в настоящий момент несколько снизился. Так, средняя цена барреля нефти Urals с 15 января по 14 февраля 2023 года составила 50,51 долл. Таким образом, дисконт Urals к Brent составил около 40,5%. Для сравнения: в период с 15 декабря по 14 января скидка на российскую нефть достигала 43%.
При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не говорится о бюджетном эффекте от предлагаемых мер. Замминистра финансов Михаил Котюков озвучил только цифру бюджетного эффекта в размере 600 млрд руб. от всех предложенных в законопроекте новаций в нефтяной отрасли.
Парламентарии ожидали от Минфина уточнений о возможных выпадающих доходах регионов по налогу на прибыль. «У вас в финансово-экономическом обосновании одна строчка, что не потребует дополнительных расходов бюджета, ни федерального, ни регионального. Выпадающие доходы там есть, а о них ни одного слова, поэтому хотелось бы понимать, что у нас происходит с региональными бюджетами», – обращал внимание глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. Котюков отвечая, на вопрос Макарова об оценке выпадающих доходов регионов, говорил, что Минфин «имеет некоторые оценки», которые пока преждевременно озвучивать. В среду замглавы Минфина Алексей Сазанов подчеркнул, что новый закон «должен стабилизировать доходы региональных бюджетов». Снижение добычи нефти Россией на 500 тыс. барр. в сутки с марта текущего года уже заложено в налоговые изменения, фиксирующие дисконт российской нефти Urals к Brent при расчете нефтяных налогов, сообщил Сазанов.
Часть экспертов налоговые новации встретили без восторга. «Ограничение дисконта отчасти перебрасывает в нефтегазовые те доходы, которые были бы формально ненефтегазовыми, – налог на прибыль, дивиденды от доли государства в нефтедобывающих компаниях», – обращал внимание экономист Bloomberg Economics по РФ Александр Исаков.
Ранее ведомство Антона Силуанова отчитывалось о доходах федерального бюджета за январь 2023 года. В общем и целом доходы казны сократились на 35% год к году и составили 1,3 трлн руб. При этом нефтегазовые доходы обвалились почти вполовину – до 426 млрд руб. Такие снижение в министерстве объясняли снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа.
Вместе с тем ненефтегазовые доходы в январе также заметно сократились – 931 млрд руб., что на 28% ниже прошлогодних значений. В Минфине такой провал объясняли сокращением поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль. Эксперты происходящее объясняли кассовым разрывом из-за неучтенных доходов и подчеркивали, что в условиях санкций и бюджетных проблем эксперименты с налоговым администрированием начинать было не слишком разумно (см. «НГ» от 05.02.23).
При этом по итогам прошлого года налоговые поступления в бюджет значительно выросли именно благодаря доходам от нефти и газа. Так, в целом налоговые сборы в консолидированный бюджет РФ в 2022 году увеличились к предыдущему году на 17,7%, до 33,6 трлн руб., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В частности, почти три четверти всего налогового прироста (72%) обеспечил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – его сборы увеличились на 3,6 трлн руб., до 11 трлн руб. «В результате доля НДПИ в структуре всех налоговых доходов государства в 2022 году достигла трети (33%)», – сообщают в компании. В то же время нефтяникам вернули из бюджета свыше 2 трлн руб. в рамках демпферного механизма, призванного сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при высоких экспортных ценах. Плюс 676 млрд руб. сверху позволил собрать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), его общие сборы составили 1,7 трлн руб, продолжают в FinExpertiza. При этом годовые сборы внутреннего НДС выросли до 6,5 трлн руб, составив 20% от общего налогового прироста, рассказывают в компании. «Прибавку в 787 млрд руб. дал налог на доходы физических лиц, совокупные сборы которого достигли 5,6 трлн руб. (без учета федеральной части НДФЛ, взимаемой с высоких доходов)», – сообщили эксперты.
Налог на прибыль, один из ключевых бюджетообразующих налогов, обеспечил лишь 274 млрд руб., или 5%, дополнительных поступлений по сравнению с прошлым годом, подчеркивают в организации, притом что общие же сборы налога за год составили 6,4 трлн руб. (около 19% всех налоговых платежей).
В результате крупные поступления от нефтегазового сектора до введения ограничений на российский сырьевой экспорт позволили увеличить налоговые доходы государства сверх инфляции, отмечают эксперты. Однако в течение года спрос на российские нефть и газ стал сокращаться, а рубль – укрепляться, в результате чего налоговая база начала уменьшаться. «Превышение налоговых доходов над уровнем 2021 года с каждым новым месяцем планомерно снижалось. Так, если к концу первого квартала налоговые сборы накопленным итогом превосходили прошлогодние примерно на 39%, то к концу второго – уже на 32%, к концу третьего – только на 20%. По итогам всего санкционного года налоговые поступления в бюджетную систему России оказались выше, чем в 2021 году, на 17,7%, или на 5,05 трлн руб., достигнув 33,58 трлн руб.», – сообщают экономисты, добавляя, что итоговый годовой рост налоговых сборов даже опередил инфляцию (13,75%).
В компании подчеркивают: после введения нефтяного эмбарго бюджет начал терять доходы, что происходило на фоне роста государственных расходов. «С учетом снижения экспортных поставок углеводородов и дисконта на российскую нефть даже на остающихся открытыми «дружественных» рынках государство уже не сможет получать доходы от нефти и газа в прежних объемах», – обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Нефтегазовые доходы играют критически важную роль для сохранения бюджетной стабильности в условиях сокращения ВВП, подчеркивает она. «В этой ситуации государство с 2023 года повысило сырьевые налоги. Обсуждается разовый взнос из рентных прибылей крупнейших предприятий. Очевидно, что власти будут искать и другие решения для восполнения бюджетного дефицита», – считает эксперт.
Эксперты «НГ» сомневаются в возможностях РФ быстро слезть с сырьевой иглы и переориентироваться на получение дохода с ненефтегазового сектора. Сегодня основная проблема для предприятий заключается в непредсказуемости изменений налогового регулирования, хотя настрой налоговых служб – не ухудшать экономические условия для бизнеса, говорит первый замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров.
«Но в этом случае страдают регионы, так как недополучают налоги, которые уже заложены в бюджеты. Наиболее сложная ситуация у компаний, связанных с длительным инвестиционным циклом, например нефтегазовый сектор: проектная инвестиционная модель перестает работать, и это приводит к оттоку инвестиций из-за возрастания рисков невозврата средств», – рассказывает он.
Эксперт при этом считает, что будет трудно предсказать, как налоговые новации отразятся на бюджете и эффективности нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, так как по экспортной составляющей ситуация будет понятна не раньше лета. «Крайними в этих изменениях опять будут региональные бюджеты, которые будут поддерживаться федеральными средствами, направляемыми на конкретные региональные программы. Бюджет начнет переориентироваться на доходы от производства продовольствия, несырьевых товаров и услуг, в том числе их экспорта», – полагает он.
Петров подчеркивает: потенциал роста несырьевых доходов возможен только при росте производства в соответствующих отраслях. С ним согласна и депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Слезание бюджета с нефтяной иглы происходит не тогда, когда спонтанно увеличивают налогообложения несырьевого сектора, а тогда, когда структурная перестройка и рост объемов экономической деятельности в несырьевом секторе достигает таких объемов, что значимо увеличивает налогооблагаемую базу и обеспечивает рост налоговых поступлений при тех же, а порой и более низких налоговых ставках», – говорит она.
По мнению Дмитриевой, перевод бюджета РФ на так называемые несырьевые налоги нецелесообразен, даже вреден, поскольку дополнительное налогообложение несырьевого сектора будет его подавлять и препятствовать структурной перестройке в направлении импортозамещения.
Как считает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики Владимир Саськов, рост налоговой нагрузки на сырьевой сектор в совокупности с сохраняющейся тенденцией налоговой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также и существенные преференции для IT-сектора, по сути, сохраняют на ближайшую перспективу превалирования именно нефтегазового сектора в формировании доходной части консолидированного бюджета РФ.