Графика freepic.com
Правительство и администрация президента готовит по поручению Владимира Путина указ по Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ). Машинный интеллект уже захватывает разные сферы деятельности в РФ и других странах. Взрыв применения машинного интеллекта начался после успехов чат-ботов. В развитых странах начинается масштабное высвобождение трудоспособного населения, рабочие места будут уничтожены алгоритмами ИИ. В РФ алгоритмы имитации ИИ среди прочего лишат заказов «писателей» дипломов, диссертаций и квазинаучных статей.
Владимир Путин в конце ноября прошлого года поручил администрации президента РФ и правительству вместе с компаниями ИИ подготовить проект указа по изменениям в Национальную стратегию развития ИИ.
«Прошу в связи с этим администрацию президента совместно с правительством и альянсом... компаний искусственного интеллекта подготовить соответствующий проект указа», – сказал Путин на конференции по искусственному интеллекту.
Между тем события в сфере применения имитаторов ИИ в мире развиваются с невероятной быстротой. Новый алгоритм ChatGPT уже продемонстрировал знаковые успехи в написании программного кода. Несколько дней назад алгоритм ChatGPT почти сдал экзамен на поступление в медицинскую школу. При ответах на все вопросы американского экзамена US Medical Licensing Exam (USMLE) алгоритм ChatGPT набирал от 52 до 75% при проходном балле в районе 60%.
Системы искусственного интеллекта угрожают рабочим местам в первую очередь в финансовом, юридическом и технологическом секторах, отмечается в исследовании MLIV Pulse. Более двух третей из почти 300 респондентов заявили, что не считают, что их работа в ближайшее время подвергнется риску, пишет агентство Bloomberg. При этом около 80% финансистов не думают, что в ближайшие три года ИИ сможет заменить их. Однако большинство продавцов финансовых продуктов и услуг уже беспокоятся за свои рабочие места из-за развития ИИ.
В недавнем опросе социальной платформы Fishbowl выяснилось, что более трети опрошенных работников использовали инструменты ИИ для решения своих рабочих задач. Чаще всего технологию чат-ботов использовали маркетологи и рекламщики, IT-специалисты и специалисты в сфере консалтинга. Каждый пятый работник образования также признался в использовании чат-ботов. Пользователи использовали ChatGPT для написания резюме и сопроводительных писем, копирайтинга и составления коммерческих и маркетинговых предложений, электронных писем.
Десять лет назад звучали прогнозы, что к 2034 году автоматизация затронет почти половину существующих рабочих мест, а технология беспилотного вождения устранит потребность в таксистах и водителях-доставщиках. Однако нынешние события показывают, что водители (в отличие от финансистов и маркетологов) пока могут не беспокоиться за свои рабочие места. А вот «офисному планктону» беспокоиться уже пора.
Успех технологии ChatGPT привлекают внимание многих инвесторов. Компания Microsoft уже вложила 10 млрд долл. в компанию OpenAI – разработчика ChatGPT. Совокупно же OpenAI надеется привлечь в ближайшее время почти 30 млрд долл. инвестиций, включая и вложения Microsoft. Многие крупнейшие технологические компании сегодня пытаются применять технологии, лежащие в основе ChatGPT OpenAI, сообщает Business Insider.
Российские успехи в развитие и легальных сферах применения технологий ИИ пока более чем скромные. В январе вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что более 52% крупных организаций страны внедряют ИИ. Однако вклад ИИ в российскую экономику пока малозаметен. «По оценкам… вклад этой сферы в ВВП России к 2025 году может составить до 2%», – рассказывал Чернышенко. По словам вице-премьера, объем российского рынка ИИ к 2030 года должен быть не менее 20 млрд руб., то есть он увеличится минимум в два раза. В ноябре прошлого года чиновник эффект от внедрения ИИ оценил в 1 трлн руб. в ближайшие пять лет. Уровень проникновения ИИ тогда же он оценил в 20%.
Уровень внедрения ИИ в России в три раза ниже, чем в среднем в мире, утверждается в исследовании АНО «Цифровая экономика». При этом наиболее активно применяют ИИ финансовый сектор и сектор интернет-технологий. В этих отраслях высока стоимость рабочей силы, которая в ИТ усугубляется еще и дефицитом кадров. Соответственно остро стоит задача разгрузить сотрудников от выполнения рутинных процедур. По мнению авторов исследования, во многом низкий уровень проникновения ИИ обусловлен тем, что более половины собственников и руководителей банально не знают о преимуществах, которые дает использование ИИ.
В России внедрение ИИ в повседневную жизнь идет во многом стихийно. Большим скандалом обернулась история о том, что российский студент смог защитить диплом, полностью написанный ChatGPT. Для российского образования это означает, что многие студенческие и аспирантские работы будут написаны вообще без участия человека. Проверить такие работы на антиплагиат невозможно, так как ИИ генерирует полностью оригинальный текст. Фактически отличить, к примеру, решение задачи, сгенерированное чат-ботом, от собственного решения ученика по формулировкам и по логике рассуждений станет невозможно, говорит главный эксперт Института образования Высшей школы экономики Мария Добрякова. «Далеко не каждый студент университета в курсовой или дипломной работе даст столь же стройный и обоснованный ответ самостоятельно. Зато каждый точно способен аккуратно написать итоговую работу при помощи ChatGPT, кроме случаев, когда требуется провести собственное эмпирическое исследование или эксперимент. При более или менее творчески и неглупо сформулированных вопросах работа будет уникальной, добротной и спокойно пройдет формальную проверку на плагиат», – поясняет она.
По мнению экспертов, в перспективе можно будет научиться распознавать текст или решение задачи, сгенерированные ИИ, от написанного человеком, но для этой работы опять же придется привлекать ИИ.
В определенной степени сегодня наблюдается надувание некоего пузыря ИИ, считает ученый и предприниматель Игорь Ашманов. По его мнению, свою эффективность применение ИИ находит в технологии распознавания лиц и в оборонных нуждах. В остальном это становится этаким «бредогенератором» и пузырем, считает он.
«Внедрение ИИ сможет модифицировать и заменить множество рабочих мест. В первую очередь ИИ будет внедряться в онлайн-продажи и консультирование. На этом фоне могут последовать сокращения менеджеров по продажам, финансистов, банкиров, юристов, бухгалтеров, сотрудников техподдержки различных компаний», – рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Но внедрение ИИ должно дать положительный эффект для множества отраслей экономики. «ИИ позволяет значительно увеличить производительность труда, и есть такие задачи, которые он делает лучше человека», – рассказывает руководитель отдела компании «Код безопасности» Павел Коростелев.
Однако развитие ИИ не означает, что все останутся без работы – ИИ просто возьмет на себя ее часть, полагает он.
Внедрение ИИ приведет к ликвидации типовых рабочих мест, на которых функциональные обязанности работников не связаны с принятием решений, а в основном сосредоточены на обработке и систематизации информации, заполнении документов, продолжает профессор Финансового университета Александр Сафонов. «Однако пока применение человеческого труда дешевле, чем создание сложных автоматизированных систем, которые основаны на применении искусственного интеллекта. Нет правовых конструкций, которые бы определили ответственность за ошибки и ущерб, совершаемый и причиняемый ИИ», – замечает он.
В разных отраслях внедрение искусственного интеллекта дает разный эффект, обращает внимание директор направления «Цифровая трансформация отраслей» Алексей Сидорюк. «К примеру, в обрабатывающей промышленности ИИ дает рост рентабельности в среднем на 5% в краткосрочном периоде», - говорит он. Эксперт сомневается, что развитие ИИ приведет к замещению специальностей, скорее к трансформации самих задач.
«Внедрение ИИ приведет ровно к тому, для чего и происходит внедрение новых технологий, — к повышению эффективности производства. Сейчас бизнес признал возможность получать реальную экономическую выгоду от применения технологий ИИ, поэтому они внедряются постепенно на всех крупных предприятиях. Популярной технологией сейчас становится видеоаналитика, — нейронные сети позволяют эффективно решать ряд важных задач: определение дефектов и брака, подсчет минералов, драгоценных камней, определение полнодревесности в лесодобывающей отрасли и так далее», - перечисляет начальник отдела интеллектуального анализа «Инфосистемы Джет» Антон Чикин.
«ИИ уже давно развивается и меняет рынок труда. Однако, пока нельзя сказать, что ИИ сокращает занятость. Наоборот, для внедрения новых технологий и их обслуживания требуется больше людей. Но нужны сотрудники других специальностей», - соглашается директор Ventra HR-services Юрий Ефросинин.
В то же время у России есть и свои ограничения для развития ИИ. «России будет сложнее создавать и конкурировать в области ИИ из-за внешних ограничений на поставки высокотехнологичного оборудования. Поэтому на сокращение в отставании в развитии ИИ может уйти очень много времени», – говорит Чернов.
России теперь придется пользоваться решениями ИИ, разработанными внутри страны, считает аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. «Соответственно в перспективе потребуются и вычислительные мощности – в виде миллионов серверов, – которые надо установить в России, и сделать это сейчас непросто. Зато появятся собственные популярные технологии, и прибыль от использования облачных платформ и ИИ достанется российским компаниям, а не уйдет в Google и Microsoft», – замечает он.
«Качественные изменения роли ИИ в жизнь человека возможны только при соответствующем уровне развития ИТ-инфраструктуры. Слабая ИТ-инфраструктура только усилит диспропорции в экономике страны, ведь решения на основе ИИ будут носить подрывной характер, создавая условия для успешных разовых проектов в отрасли, но дестабилизируя отрасль в целом», – рассуждает ведущий научный сотрудник РЭУ им Плеханова Наталья Мамедова.
Одно из основных препятствий на пути широкого внедрения ИИ на государственном уровне – это отсутствие законодательной базы, которая регулирует использование AI, указывает директор по связям с органами госвласти компании «Антисон» Станислав Шмелев. «Яркий пример –компания тестирует беспилотные такси, но не может запустить их, потому что в законодательстве нет такого понятия, как беспилотный автомобиль. Нет прозрачных требований, регламентов и в целом правовой базы. К 1 июня нынешнего года готовится проект указа президента России о внедрении ИИ в экономике, государственном управлении и социальной сфере. Работа над законодательной базой идет, и это огромный шаг на пути развития искусственного интеллекта в России», - сообщает эксперт.