0
2795
Газета Экономика Интернет-версия

11.02.2023 09:00:00

Школьники готовятся к созданию базы на Луне

Карьера профессоров и изобретателей начинается уже с детской игровой площадки

Тэги: десятилетие науки и технологий, год науки, Нацпроект Наука и университеты


десятилетие науки и технологий, год науки, Нацпроект «Наука и университеты» На проекте «Уроки настоящего» ребятам читают лекции ведущие ученые и инженеры. Фото с сайта www.sochisirius.ru

Привлечение талантливой молодежи в научную сферу – одна из главных задач Десятилетия науки и технологий. Школьников знакомят с учеными и изобретателями, для них создают новые форматы научно-технического творчества и совершенствуют механизмы выявления молодых талантов. Значительная часть этой работы проводится при поддержке национального проекта «Наука и университеты».

Одна из инициатив – «Научные детские площадки» – посвящена формированию инфраструктуры развивающего досуга для детей дошкольного и младшего школьного возраста с навигацией по научно-популярным и образовательным ресурсам российских регионов. На таких площадках ребятам в игровой форме расскажут о достижениях отечественной науки и работе ученых, а их родителей познакомят с современными научными тенденциями и возможностями, которые открывает детям научная карьера. Научные детские площадки появятся во всех регионах России.

Как они будут выглядеть, определится по итогам проведения ряда конкурсов. Один из них – «Развитие-СОПР» (социально ориентированные проекты). Он проводится для компаний, относящихся к микро- и малым предприятиям: победители получат до 1 млн руб. на разработку площадок. Конкурс проводится уже во второй раз, сейчас идет этап оценки поданных работ.

При создании площадок и соответственно оценке конкурсных проектов учитываются комфорт и безопасность. В частности, площадки должны быть удобными для посещения и самостоятельного использования детьми, находиться в шаговой доступности от домов или образовательных учреждений, находиться на открытом воздухе, иметь антивандальную защиту. Главное, чтобы проекты могли в игровой форме заинтересовать детей наукой и профессией ученого.

Победителем первого конкурса стала компания «Телеконт», развивающая Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в городе Жуковском Московской области. «Игровое пространство – это место рождения личности, – отметил руководитель ЦМИТ Дмитрий Савенков. – На детских площадках нужно создавать такие условия, которые будут мотивировать ребенка выбирать более сложные варианты движений для развития мозга, заставлять его быть более изобретательным в достижении цели, до которой он хочет добраться. Инновационная среда, окружающая ребенка на детской площадке, подсознательно приучает его к творческому восприятию, пробуждает интерес к исследованию предметного пространства и приучает к нестандартным и неочевидным проявлениям и закономерностям».

Площадка «Аэронавтик», которая стала победителем конкурса, представляет собой набор игровых объектов и механизмов. Самый крупный элемент – игровой комплекс из каната «Сосуд Кляйна», который знакомит детей и их родителей с одним из разделов математики, изучающим непрерывности, в том числе непрерывности пространства. На карусели «Скамья Жуковского», свободно вращающемся кресле на подшипниках, ребенок получит представление о законе сохранения момента импульса: вначале он садится на скамью с разведенными в сторону руками, а когда прижимает руки к корпусу, уменьшая свой момент инерции, угловая скорость вращения вокруг вертикальной оси возрастает и кресло вращается быстрее. В песочнице «Солнечная система» происходит знакомство ребенка с космосом: в центре находится Солнце, вокруг него располагаются восемь планет, в том числе наша Земля. Все они разные по величине, каждая находится на разном расстоянии друг от друга в условном масштабе. Благодаря механизмам «Колесо Рёло» и «Скамья Мебиуса» ребята узнают о законах геометрии и трехмерного пространства.

Другой конкурс – «Нарисуй науку» – направлен на разработку концепций научных детских площадок при участии самих детей, которые могут присылать на него свои рисунки. Цель акции – выявить, как дети видят научные объекты, какие у них фантазии на данную тематику. Дети станут неотъемлемой частью разработки проектов и соавторами «умных» площадок.

Еще одна инициатива Десятилетия науки и технологий – «Школьники в научно-технической деятельности»: она направлена на развитие существующих и создание новых форматов детской проектной деятельности и научно-технического творчества, тиражирование лучших практик вовлечения школьников в научно-техническую деятельность. Школьникам предлагается поучаствовать в кружках, научных сменах в летних лагерях, внеурочных дополнительных занятиях и факультативах, развить свои инженерные навыки, углубиться в исследования, пройти стажировки и попробовать свои силы в исследовательских процессах.

Инициатива включает создание, поддержку и развитие центров научно-технического творчества, кванториумов, кружков, IT-кубов, разработку образовательных курсов и учебных проектов – от проектирования спутников до биотехнологических решений и археологической практики. В рамках инициативы будут проводиться сезонные научные школы, смены в детских лагерях, конференции, школьные хакатоны, квестинары и мастер-классы, на которых ученые и научные коммуникаторы будут рассказывать об актуальных исследованиях и передовых разработках.

Один из примеров реализации инициативы – «Уроки настоящего», дистанционная программа образовательного центра «Сириус» для учащихся 7–11 классов. Проект помогает создать в российских школах научно-технологические студии и на их базе заняться решением практикоориентированных кейсов, прокачать знания в физике, химии, биологии, математике, информатике, психологии, получить обратную связь от экспертов. Программа работает уже на протяжении пяти лет, за это время было открыто 670 студий, в которых ребята разработали 2 тыс. технологических решений.

Ребятам, которые будут заниматься в студиях, дадут командное задание, связанное с проблематикой месяца. Чтобы выполнить этот проект, нужно будет проявить навыки работы в команде: обсудить поставленную задачу с товарищами, разработать план действий, разделить большое задание на маленькие и распределить их между собой. Оценивать работу ребят будут эксперты той компании, которая станет партнером в текущем месяце.

В этом учебном году школьники смогут изучить технологии получения наноматериалов, энергетику, узнать больше об экологических исследованиях, восприятии речи, анализе биосигналов человека, «умном» производстве, редактировании генома, компьютерном зрении, искусственном интеллекте и цифровых двойниках. «Лекции, задачи. Казалось, что в этом интересного? Но как насчет создания экспедиции по изучению редких растений вашего края или базы на Луне? «Уроки настоящего» – это не зубрежка материала и его пересказ, а объединение знаний всей команды и их активное пополнение, буквально энциклопедический взрыв», – делится впечатлениями Александра Окунева, ученица Лицея народной дипломатии в Сыктывкаре.

Научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» также входит в инициативу «Школьники в научно-технической деятельности». Это крупнейший в стране организатор работы с талантливой молодежью в сфере исследований и разработок. В течение ноября-декабря более 1000 школьников-исследователей и студентов начальных курсов станут участниками интерактивных занятий Всероссийской дистант-школы «Научно-технологические лидеры будущего». Авторитетные ученые и специалисты, доктора и кандидаты наук, имеющие продолжительный опыт работы с молодыми исследователями, расскажут о современных методах ведения разработок, достижениях науки и техники, прорывных технологиях, тайнах научных открытий, инженерного мастерства, эффективного наукоемкого бизнеса. Программа дистант-школы включает пять тематических школ и 25 интерактивных вебинаров, посвященных главным научным и технологическим вызовам современности.

Еще одна инициатива, «Наука побеждать», направлена на оптимизацию существующих и создание новых социальных лифтов для молодежи, увлеченной естественными науками и техникой, а также на улучшение имиджа сферы научных исследований и разработок. Проекты и мероприятия, реализуемые в рамках инициативы, позволят целевой аудитории попробовать свои силы в решении научных и технологических задач.

Инициатива включает организацию и проведение олимпиад, конкурсов, чемпионатов, кубков и других научных соревнований межрегионального, всероссийского и международного уровня. Благодаря участию в этих мероприятиях учащиеся средней и старшей школы расширят свои знания, углубятся в интересующие их темы и получат отзывы ученых на свои первые исследовательские работы. Студенты и аспиранты смогут продемонстрировать свои знания и разработки научному сообществу.

В инициативу «Наука побеждать» входит создание школьных центров искусственного интеллекта и робототехники и соревнования по робофутболу «Робокит», технологические игры MARS, проводятся научные турниры «БиоТурнир», «Турнир трех наук», «Уральский химический турнир», развивается Международный инженерный чемпионат «CASE-IN», проходит конкурс на лучшую научную работу в области химической физики и многое другое.



Другие новости