0
5460
Газета Экономика Печатная версия

09.02.2023 21:14:00

Беспилотную авиацию в России будут развивать с помощью нового нацпроекта

Российские товары должны стать предметом гордости

Тэги: путин, заседание, аси, отечественные бпла, нацпроект, российские товары, национальная гордость


путин, заседание, аси, отечественные бпла, нацпроект, российские товары, национальная гордость Некоторые создатели отечественных беспилотников работают в горячем режиме. Фото с сайта www.skymec.ru

Президент Владимир Путин в четверг провел заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ). На 100-летие отечественной гражданской авиации глава государства по видеосвязи участвовал в открытии аэропортов в Новосибирске и Новом Уренгое.

Наблюдательный совет АСИ обсудил итоги работы агентства в 2022 году и планы на нынешний год, включая реализацию Национальной социальной инициативы (НСИ), а также программу подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета. Идея НСИ возникла в июле 2020 года.

Особое внимание наблюдательный совет АСИ уделил производству отечественных беспилотников. Правительство РФ должно в ближайшее время сформировать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Весной эта тема будет обсуждаться на специальном совещании, заявил Путин. Смысл нацпроекта – обеспечить возможности для широкой эксплуатации дронов и высокий уровень локализации их производства, сказал президент. По его словам, беспилотные системы – катализатор сквозных технологий в области навигации, связи, систем накопления энергии, новых материалов, искусственного интеллекта, двигателестроения, микро- и макроэлектроники. Некоторые представители производителей рассказали, что часть их компаний уже проводят испытания беспилотников с грузоподъемностью от 12 до 100 кг. Путин попросил АСИ оказать поддержку регионам по формированию спроса на беспилотники и созданию инфраструктуры для их широкого использования. Кроме того, необходимо сформировать систему обучения кадров для развития беспилотной авиации. У АСИ есть опыт работы с молодыми кадрами. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева сообщила, что отобранные ранее 400 человек обучаются в первом в России глобальном цифровом университете – Университете-2035. Всего в программу подготовки навыков программирования в 2023 году будет набрано 5 тыс. человек из новых регионов РФ, сообщила она.

По данным самих представителей формирующейся беспилотной отрасли, ее самостоятельное развитие потребует создания сотен тысяч новых рабочих мест. Проблема кадров вполне может стать узким горлышком, как она уже стала для обычной авиации. Амбициозная программа по выпуску в РФ около 700 самолетов в год к 2030 году может быть не выполнена, так как именно из-за кадровых проблем могут быть не построены вовремя двигатели для них. Непродуманные и недальновидные действия по целевому набору абитуриентов за последние полтора десятка лет обусловили недостаток молодых квалифицированных инженеров для российской авиационной промышленности, что грозит срывом производства авиадвигателей, заявил недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. По его словам речь идет о нехватке как минимум 14 тыс. авиаинженеров. «Сохраняется острый дефицит инженерно-технических кадров и работников, в том числе конструкторов и технологов», – сообщил он.

«Только в рамках реализации проекта самолета МС-21 предполагается принять на работу дополнительно более 25 тыс. высококвалифицированных специалистов в Иркутске, Ульяновске, Казани и Воронеже», – рассказывал глава кабинета Михаил Мишустин во время посещения одного из авиазаводов (см. «НГ» от 20.01.22).

«Новые кадры, особенно талантливые, всегда нужны промышленности, всегда востребованы на рынке, однако и при определенном их недостатке предприятия могут результативно выполнять поставленные задачи. Рост потребности в квалифицированных кадрах возник из-за увеличения с середины 2022 года производственных программ и соответственно загрузки предприятий, – ответили на запрос «НГ» в Минпромторге. – В РФ развита великолепная инженерная школа, созданы вертолетные и самолетные двигатели. Двигатель ТВ3–117 с определенными модернизациями до сих пор является одним из лучших в своем классе, есть абсолютно уникальные двигатели НК-32 для Ту-160, конкурентные двигатели Д-30КП и ПС-90а для транспортной и гражданской авиации. Создан двигатель мирового уровня ПД-14, на подходе ПД-8, в разработке двигатель-демонстратор технологий ПД-35». По данным министерства, важной мерой стимулирования развития кадрового потенциала отрасли являются стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения.

«Основной базой для обучения, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих являются учебно-производственные базы организаций авиационной промышленности, в том числе организаций – лидеров в определенной сфере знания технологий, – заявили в ведомстве. – Одним из механизмов для обеспечения оборудованием образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профильного образования, является проект «Профессионалитет», реализуемый Минпросвещения России совместно с Минпромторгом России с 2021 года», – сообщили в ведомстве Дениса Мантурова.

В 2022 году был начат проект «Передовые инженерные школы», нацеленный на обеспечение высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости, а также создания новейших видов высокотехнологичной продукции в партнерстве с высокотехнологичными компаниями РФ, заявили в Минпромторге.

Для инженеров разработана и уже третий год успешно апробируется модель подготовки высококвалифицированных кадров в рамках проекта «Крылья Ростеха». В проекте участвуют 15 ключевых вузов России, в которых с 2020 года обучается около 550 студентов. Студенты трудоустроены с первого курса, получают не только инженерное образование, но и рабочую профессию, благодаря наставникам вовлекаются в реальные проекты и производственные задачи.

Президент дал поручение правительству определить перечень приоритетных объектов и проектов, которые можно ускоренно ввести в эксплуатацию и реализовать в 2023-м и первом квартале 2024 года, сообщили в четверг на сайте Кремля. Сжимать сроки призвал Путин и представителя стартап-бизнеса, который хотел два-три месяца готовить предложения по необходимой господдержке, но быстро согласился на предложенные Путиным две-три недели.

Программа создания 700 гражданских самолетов в год с 2030 года потребует около 2,5 трлн руб. только оборотных средств и примерно 1,5 млн работников высокой квалификации, подсчитал директор череповецкого литейно-механического завода Владимир Баглаев. «Выпуск экскаватора или грузового БелАЗа связан с несколькими десятками и сотнями тысяч наименований комплектующих, у самолета их, понятно, больше. Во всей цепочке операций отечественного производства комплектующих узлов и агрегатов должно быть задействовано не менее 1,5 млн квалифицированных специалистов и еще примерно 1 млн тех, кто станет работать на косвенных операциях» - считает Баглаев.

По словам президента Путина, российские товары должны стать предметом национальной гордости и завоевывать международные рынки. «Замыкаться на внутреннем рынке – это плохая история, это только пол-успеха», – заявил Путин. 

«Действительно, в последние годы, в том числе в связи с санкционным давлением со стороны иностранных государств, остро стоит вопрос технологической независимости страны. Это требует от системы образования наращивания объемов подготовки инженерных кадров, чтобы отвечать на запрос экономики, - сообщили «НГ» в Минобрнауки России. - Так, на 2020/21 учебный год по направлениям подготовки и специальностям, входящим в область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», было установлено 233,8 тыс. бюдетных мест, в 2021/2022 учебном году – 247,9 тыс., в 2022/23 учебном году – 268,7 тыс. мест. Также растет объем подготовки по направлениям подготовки и специальностям, входящим в группу «Авиационная и ракетно-космическая техника»: в 2020/21 учебном году по этим программам было установлено 5,3 тыс. мест, в 2021/22 учебном году – 5,6 тыс., в 2022/23 учебном году – 5,7 тыс.».
В ведомстве сообщили, что при формировании бюджетных мест учитываются предложения российских регионов, федеральных органов исполнительной власти и работодателей, а также демографические показатели регионов, возможности образовательных организаций, их научно-технический потенциал, профессорско-преподавательский состав, показатели эффективности, в том числе процент трудоустройства выпускников, и, безусловно, приоритеты развития экономики страны.


Читайте также


Всероссийский конкурс экономической журналистики

Всероссийский конкурс экономической журналистики

0
1297
G20 в плену политизированности

G20 в плену политизированности

Юрий Паниев

Включение в повестку саммита в Бразилии непрофильных проблем малопродуктивно

0
2567
Америка выбрала 47-го президента...

Америка выбрала 47-го президента...

Юрий Паниев

В Германии вышел из строя "Светофор"

0
1833
В новых губернаторах президент не видит технократов...

В новых губернаторах президент не видит технократов...

Иван Родин

В Конституционном суде победили правоохранители

0
1971

Другие новости