Фото Reuters
Ключевым в опубликованной сегодня отчетности стало заявление о значительном отклонении от ранее объявленной компанией стратегии по «зеленому» переходу.
Хавьер Блас, колумнист «Блумберг» по энергетике и сырьевым товарам и соавтор книги «Мир на продажу» (The World For Sale), лаконично и точно прокомментировал сегодняшние результаты BP. Название компании теперь стоит расшифровывать не как Beyond Petroleum («Больше, чем нефть»), а как Back to Petroleum («Возврат к нефти»).
Что характерно, это заявление менеджмента соответствует вчерашнему прогнозу главы «Роснефти» Игоря Сечина, который предсказал, что BP в годовой отчетности может объявить о возврате к стратегии традиционной добычи и сокращению “зеленых» инвестиций, генерирующих убытки.
Так и случилось. Менеджмент BP в отчете заявил, что компания увеличивает инвестиции в нефтегазовые проекты с коротким циклом окупаемости на 1 млрд долл. в год, т.е. на 8 млрд долл. к 2030 году под предлогом получения возможности генерировать больший денежный поток.
При этом, как свидетельствует отчетность, BP уже в 2022 году стала уделять больше внимания порицаемым "зелеными" активистами углеводородным проектам. Так, доля нефтяного сегмента в структуре органических капитальных вложений BP по итогам 2022 года составила 42,3%, что выше показателя 2021 года на 1,3 п.п. Объем органических капитальных вложений вырос на 6%, капитальные вложения нефтяного сегмента увеличились на 9%.
Органические капитальные вложения:
- 2022 год – 12,5 млрд долл. (в т.ч. нефтяной сегмент – 5,3 млрд долл.)
- 2021 год – 11,8 млрд долл. (в т.ч. нефтяной сегмент – 4,8 млрд долл.)
Кроме того, BP призналась, что ряд нефтегазовых активов будет функционировать дольше, чем ожидалось, и снизила цели по ограничению выбросов. Теперь BP хочет добывать 2,5 млн бнэ./сут. в 2025 году и 2 млн бнэ./сут. в 2030 году, что составит снижение добычи в 25% к уровню 2019 года (без учета «Роснефти»). Предыдущая цель была на уровне 40% снижения к 2019 году.
В новом прогнозе BP ожидает снижение выбросов в 2030 году на 20-30% к уровню 2019 года против предыдущей цели в 35-40%.
Таким образом BP ради быстрых «грязных» денег будут дольше использовать нефтегазовые активы, что неизбежно приведет к росту выбросов по сравнению с первоначальными планами.
Иного выхода для компании, которую завели в тупик «зеленые» инвестиции, попросту нет. Ведь убыток BP по итогам 2022 года составил 2,5 млрд долл. с учетом списания доли в «Роснефти» в 1 кв.
Чистая прибыль без учета списаний и стоимости запасов за 4 кв 2022 года составила 4,8 млрд долл. или 27,7 млрд долл. за полный 2022 год, что оказалось несколько хуже ожидаемых аналитиками 5 млрд долл.
Ранее результаты за 2022 год также опубликовали Exxon, Chevron и Shell. На фоне рекордных значений чистой прибыли у западных мейджеров (Exxon – 55,7 млрд долл., Chevron – 35,5 млрд долл., Shell – 42,3 млрд долл.) BP продемонстрировал убыток в размере 2,5 млрд долл. Значение показателя без учета списаний и стоимости запасов (27,7 млрд долл.) также уступает результатам мейджеров.
Иллюстрация: Cbonds |
Показатель EBITDA за 2022 год у BP (60,7 млрд долл.) оказался ниже значений конкурентов (Exxon – 99,5 млрд долл., Chevron – 64,6 млрд долл., Shell – 85.6 млрд долл.)
Свободный денежный поток за 2022 год у BP составил 24,6 млрд долл. (+127.7% г/г) по сравнению с 58,6 млрд долл. у Exxon (+62.0% г/г), 37,6 млрд долл. у Chevron (+77.9% г/г) и 45,8 млрд долл. у Shell (+75.5% г/г).
Буквально накануне, выступая на министерской сессии Индийской энергетической недели глава «Роснефти» Игорь Сечин обратил внимание общественности на тот факт, что бенефициарами мирового энергокризиса в 2022 году стали американские нефтяные мейджоры.
Опубликованная ими отчетность за прошлый год свидетельствует, что в результате разумного отказа от ускоренного энергоперехода, сосредоточившись на добыче традиционных углеводородов, они получили прибыль и стали лидерами по капитализации. Игорь Сечин при этом отметил, что BP – лидер «зеленой» повестки, показала другую динамику, так как не смогла, как ее конкуренты, воспользоваться сложившейся конъюнктурой.
Как видим, менеджмент BP осознал свой просчет и намерен догнать конкурентов из Нового Света.
Осознавая риск вызвать негативную реакцию у адептов ускоренного «зеленого» перехода менеджмент BP все же решил «подсластить пилюлю» и пообещал увеличить инвестиции в альтернативную энергетику к 2030 году на сумму, сопоставимую с инвестициями в углеводородные проекты, т.е. 8 млрд долл. Удастся ли BP усидеть на двух стульях - покажет время.
комментарии(0)