0
4320
Газета Экономика Печатная версия

06.02.2023 19:43:00

Государственную пшеницу оставят на складах

Минсельхоз подготовился к критичной ситуации с производством муки

Тэги: минсельхоз, товарные интервенции, пшеница, излишки, цены


минсельхоз, товарные интервенции, пшеница, излишки, цены После рекордного урожая в России сформировались значительные запасы зерна. Фото Reuters

Власти отказываются от закупочных интервенций для стабилизации внутренних цен в этом году. О таких планах в понедельник заявила первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. При этом в Министерстве сельского хозяйства предупреждают о возможности проведения товарных интервенций – то есть продаж зерна из госфонда. Отказ от закупок происходит на фоне затоваривания рынка. Излишки пшеницы оцениваются в 20 млн т, что в два раза выше обычного. Такой избыток приведет к снижению стимулов у сельхозпроизводителей вкладываться в производство.

«У нас есть определенные отказы, зерно не все оплачено. Суть самих интервенций – это не собрать зерно с рынка, это обеспечить нашу с вами продовольственную безопасность по продовольственному зерну», – сказала Лут.

«Годовой объем потребления продовольственной пшеницы у нас 12 млн т, соответственно мы всегда профицитная страна по зерну. Мы не страна, которая импортирует продовольствие, а страна, которая обеспечена продовольствием самостоятельно и экспортирует продовольствие, поэтому нам нужен просто переходящий остаток по зерну для того, чтобы в случае критичной ситуации быть обеспеченными для мукомольной отрасли», – подчеркнула чиновник.

Она также напомнила, что в прошлом году в фонд было закуплено порядка 3 млн т зерна. По ее словам, этот объем закрывает трехмесячную потребность в продовольственном зерне, чтобы из него можно было произвести муку. Как заявляют в ведомстве Дмитрия Патрушева, с помощью закупочных интервенций продовольственная безопасность уже обеспечена. «Мы продовольственную обеспеченность закрыли, соответственно 3 млн тонн набрали», – говорит Лут, поясняя, что в следующем году, если урожай будет низким, власти не исключают проведения товарных интервенций.

«Если в следующем сезоне – а уже все видели прогнозы, что пшеницы будет существенно меньше, чем в этом сезоне, – у нас будут какие-то всплески ценовые, значит, будем продавать зерно из интервенционного фонда», – сказала она. «И дальше соответственно по сезону будем смотреть: много зерна – будем закупать, чтобы обеспечить внутренний продбез, мало зерна – будем выпускать зерно из интервенционного фонда, чтобы мукомолы могли покупать зерно по приемлемой цене», – добавляет Лут.

В Минсельхозе при этом признают, что рекордный урожай зерна привел к значительным излишкам, забирать с рынка которые власти не намерены. «Это (интервенции. – «НГ») не забор излишков с рынка, излишков у нас много. Мы потребляем условно 85 млн т всего зерновых в год, а произвели 153 млн т (по предварительным данным Росстата – 153,8 млн т. – «НГ»), столько зерна собрать с рынка невозможно, его негде будет хранить, и притом в этом нет никакого смысла – на это не хватит никакого бюджета», – подчеркивает Лут.

Напомним, закупочные интервенции проводились с 1 августа по 30 декабря 2022 года. По данным Национальной товарной биржи (входит в группу Московская биржа), было закуплено свыше 3 млн т зерна. Стоимость закупленного зерна составила 47 млрд руб. Однако эти данные не учитывают расторгнутые договоры.

При этом сам механизм товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда) и закупочных (закупка государством зерна) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. При резком росте цен государство продает зерно из госфонда и тем самым останавливает подорожание, при падении цен – выводит лишнее зерно с рынка, чтобы прекратить его удешевление.

Излишки зерна на внутреннем рынке российские власти собираются убрать за счет экспорта. В Минсельхозе надеются, что по итогам первого полугодия РФ экспортирует еще 30–35 млн т зерновых, тогда как по итогам второго полугодия 2022 года страна вывезла 29 млн т. Власти тем не менее признают: радужные прогнозы по экспорту зерновых могут не оправдаться. «30 млн т – это, наверное, более разумный, достижимый объем в связи с тем, что у нас есть большое число ограничений по внешнему рынку», – указывает Оксана Лут, считая, что при отсутствии ограничений РФ «вывезла бы гораздо больше».

При этом у России действительно существенные излишки зерновых. Как сообщал аналитический центр «Совэкон», только переходящие запасы пшеницы могут увеличиться до 16,2 млн т, тогда как еще 2,9 млн т хранится в интервенционном фонде. Для сравнения: по итогам прошлого сельхозгода запасы были на уровне 6,7 млн т, а в среднем за пять лет – 9,3 млн т.

Аналитики центра считают, что в 2023 году внутренний рынок пшеницы может оказаться перенасыщен. А рекордные запасы будут давить на внутренний рынок.

Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) считают, что такой объем переходящих запасов пшеницы – это подушка безопасности под вероятные проблемы следующего сельскохозяйственного года. «А они могут быть. Есть тревожные ожидания определенного спада на мировом рынке. Они связаны с Украиной, где точно будет снижение производства. Мы ожидаем резкого роста затрат в Европе и США, а высокий урожай там отнюдь не гарантирован. Также есть определенные опасения и по России», – прогнозирует гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.

Эксперты компании «ПроЗерно» прогнозируют, что сбор зерна в РФ в этом году по сравнению с 2022 годом снизится на 17%, до 127,6 млн т. Однако это только на 0,8% ниже среднегодового показателя за последние пять лет, отмечают аналитики.

У части аналитиков и сельхозпроизводителей такие переходящие запасы зерна вызывают опасения. В первую очередь потому, что гарантировать сохранность этих объемов невозможно. «Часть хранится в не очень приспособленных хранилищах, и длительное хранение может негативно отразиться на качестве», – подчеркивает вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут.

В свою очередь, огромные переходящие запасы будут негативно влиять на рынок. Из-за них цены будут искусственно держаться на низком уровне, что впоследствии приведет к снижению стимулов у сельхозпроизводителей в будущем и отсутствию у них денег на производство, говорят в РЗС. «Курс валют меняется, а закупочные цены фактически стагнируют. Также мы имеем классический рынок покупателя, а их активность невелика. Ситуацию мог бы исправить очень масштабный экспорт, но я его перспектив не вижу», – объясняет Корбут.

Сегодня переходящие запасы пшеницы в два раза выше (20 млн т) чем обычно, говорит аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. И аграрии очень надеялись на продолжение интервенционных закупок, так как это позволило бы разгрузить склады перед новым сезоном, продолжает эксперт. Решение Минсельхоза не проводить интервенции – плохая новость для рынка. «Остается лишь надежда на увеличение экспорта, что может реально снизить объемы зерна на внутреннем российском рынке. Так и происходит – в настоящее время на международных тендерах российская пшеница одна из самых дешевых, а российские поставщики конкурируют больше между собой, нежели с иностранными поставщиками», – сообщает аналитик.

Минсельхоз лишь подтвердил приверженность своей прежней политике, согласно которой зерновые интервенции проводятся исключительно для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, продолжает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин. «Для сельхозпроизводителей, которые опасаются столкнуться с перезатовариванием рынка, конечно, это сейчас очень чувствительный вопрос», – рассуждает эксперт.

Проблема аграриев сейчас в низких ценах на зерно, подтверждает ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский. «Например, цены на пшеницу находятся практически на уровне 2019 года, притом что цены на ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, значительно растут. Поэтому определенный рост цен следует рассматривать как положительное явление, поддерживающее стимулы к производству», – говорит он. В этом смысле ожидать резкого снижения цен причин нет, считает эксперт. 


Читайте также


Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
2573
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
2366
Продовольственная инфляция становится двузначной

Продовольственная инфляция становится двузначной

Михаил Сергеев

Молочное стадо в РФ сокращается во всех видах хозяйств

0
5959
ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

Ольга Соловьева

Нефтегазовые доходы РФ увеличились до 9,5 триллиона рублей

0
3989

Другие новости