В Минфине кратное падение налоговых поступлений объяснили «техническими причинами». Фото РИА Новости
Министерство финансов РФ в конце прошлой недели отчитался по налоговым доходам. По итогам января они неожиданно обвалились до 400 млрд руб. против 2 трлн годом ранее. В ведомстве ситуацию объясняют «техническими причинами», связанными с изменениями уплаты налогов. Часть экспертов подтверждают, что текущая ситуация – кассовый разрыв». Основная причина – временно неучтенные доходы. Но в условиях санкций и бюджетных проблем эксперименты с налоговым администрированием начинать было не слишком разумно, считают эксперты. В то же время в январе почти в два раза снизились и нефтегазовые доходы.
По данным единого портала бюджетной системы, доходы на 2 февраля составили 414 млрд руб., расходы – 3,3 трлн руб. Для сравнения: по предварительным данным января прошлого года, доходы составляли 2 трлн руб., расходы – 1,9 трлн руб.
В ведомстве Антона Силуанова низкие доходы объясняют уплатой налогов в рамках единого налогового платежа и возмещением НДС. «Исполнение бюджета по доходам и расходам организовано строго в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и происходило в январе 2023 года в плановом режиме. Доходы бюджетов в январе 2023 года формировались впервые в условиях уплаты ЕНП (единого налогового платежа). Срок уплаты ЕНП (28 января) пришелся на выходной день, и его перечисление налогоплательщиками осуществлялось в первый рабочий день – 30 января. В связи с чем зачисление и распределение по бюджетам средств ЕНП происходило в конце января и первые дни февраля», – говорится в сообщении министерства в Telegram-канале.
Остаток нераспределенных средств ЕНП на 1 февраля составил 525,5 млрд руб., который был распределен по кодам доходов бюджетов (включая федеральный бюджет) в первые дни февраля 2023 года. Кроме того, отмечается, что по НДС в течение января были произведены более значительные возмещения средств налогоплательщикам в связи с действием ускоренного порядка возмещения НДС, которого не было в январе прошлого года (действует с апреля 2022 года). «Исчисленный по декларациям НДС по срокам уплаты первого квартала 2023 года превышает показатели прошлого года на 23% (1,9 трлн руб. к 1,58 трлн аналогичного периода прошлого года)», – рассказывают в министерстве, подчеркивая, что оперативные данные по доходам на 1 февраля 2023 года несопоставимы с данными прошлого года.
Минфин падение доходов объясняет исключительно техническими причинами, однако, вероятно, есть и другие. Чуть ранее министерство отчитывалось об объемах полученных нефтегазовых доходов в бюджет. По данным ведомства Силуанова, в январе нефтегазовые доходы бюджета составили 425,5 млрд руб. при базовом месячном объеме в 585,1 млрд руб. Это считается самым низким уровнем с августа пандемийного 2020 года. Для сравнения: в декабре 2022 года нефтегазовые доходы были в 2,2 раза выше – 931,5 млрд руб. (большая часть из них пришлась на последний транш от увеличенного НДПИ для «Газпрома»). В январе прошлого года нефтегазовые доходы составляли 794,5 млрд руб.
Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в первый месяц 2023 года сократились в годовом выражении на 39% – до 437,7 млрд руб. В том числе поступления НДПИ на нефть просели на 42,6% год к году – до 364,1 млрд, также минимума с января 2021 года. Доходы от экспортной пошлины на нефть год к году сократились на 53,8% – до 24,4 млрд руб., минимума с июня 2020 года.
Поступления НДПИ на газ сократились до минимума с сентября прошлого года, в годовом выражении упали на 24% – до 44,3 млрд руб. Доходы от экспортной пошлины на газ в январе упали на 50% год к году – до 71,2 млрд руб.
Из-за снижения поступлений Минфин с 7 февраля направит на продажу иностранной валюты 160,2 млрд руб. С 13 января по 6 февраля Минфин планировал продать юаней на сумму 54,5 млрд руб. (по 3,7 млрд руб. в день). «Операции будут проводиться в период с 7 февраля 2023 года по 6 марта 2023 года, ежедневный объем продажи иностранной валюты составит в эквиваленте 8,9 млрд руб.», – говорили в Минфине.
Углеводороды теряют статус «кормильцев» РФ, делают вывод эксперты Telegram-канала MMI. «Нефтегазовые доходы в январе рухнули на 46,4% год к году против 6% год к году в декабре. В октябре–декабре в бюджет перечислялась прибыль «Газпрома» за 2021 год в виде разового НДПИ. После того как эти перечисления завершились, доходы рухнули», – замечают экономисты, напоминая, что для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин включил бюджетное правило, начав продажу юаней из ФНБ.
Эксперты «НГ» указывают, что, с одной стороны, объяснение Минфина о техническом характере падения доходов выглядит вполне логичным. «Доходная часть упала практически в пять раз год к году. У такой аномалии, возникшей на ровном месте, может быть единственная причина – недоучтенные доходы», – говорит эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. Однако, продолжает он, смущают расходы: 3,3 трлн против 2 трлн год назад. «Вычеты по НДС как-то не особо все это объясняют. Там всего 2 трлн. Даже если в расходы записать половину, там не набирается 1,3 трлн. Да и половина – это чрезмерно много», – указывает эксперт, подчеркивая, что дефицит выглядит чрезмерно большим.
Автор Telegram-канала Spydell_finance, экономист Павел Рябов также обращает внимание на «невероятную дыру» в российском бюджете в начале 2023 года. На 1 февраля 2023-го расходы за январь 2023 года составили 3,12 трлн руб. по сравнению с 1,83 трлн в январе 2022-го, 1,56 трлн в январе 2021-го и 1,62 трлн в январе 2020 года, сообщает он. И это уже второй месяц, когда расходы рвут все рекорды.
В январе 2023 года расходы минимум на 900 млрд отклоняются от плана, считает экономист, полагая, что с высокой вероятностью значительная часть сверхрасходов пошла на оборонные нужды. «Если так дело пойдет, то, очевидно, никаких плановых 29,4 трлн расходов за 2023 год не будет. Напомню, в 2022 году потратили 31,4 трлн, а собирались в начале года оформить 24 трлн, то есть по итогам 2022 года бюджет распух на 7,4 трлн», – рассказывает он.
Рябов также считает, что, показав доход в 547 млрд руб. по итогам января, Минфин, вероятно, ошибся в расчетах. «По каким то причинам Минфин не учел значительную часть доходов по налогам на товары и услуги, реализуемые на территории РФ, которые, по расчетам, должны составить около 700 млрд руб., что выводит доходы как минимум к 1,2–1,3 трлн против 2,1 трлн в 2022 году», – пишет он.
Эксперт ссылается на данные ведомства и напоминает, что доходы от внешнеэкономической деятельности в январе обвалились почти в 2,2 раза – с 278 млрд руб. в январе 2022-го до 128 млрд руб. в январе 2023-го. «Это с высокой вероятностью приведет к обвалу нефтегазовых доходов на 50–55%, с 795 млрд в 2022-м до 370–400 млрд в 2023-м. А здесь еще эмбарго на нефтепродукты впереди», – рассуждает Рябов, не исключая того, что дефицит бюджета за январь мог составить 1,8 трлн руб. «Тут уже прогноз о 8 трлн дефицита в 2023 году – сверхоптимистичный», – подчеркивает он (см. «НГ» от 02.02.23).
Тем не менее, продолжают эксперты, технический характер провала доходов также имеет место быть. «Были рекомендации Минфина, и им последовали все: зарплату за декабрь выплатили в декабре вместе с НДФЛ. То есть то, что ожидалось к поступлению в январе, по факту было заплачено в прошлом месяце. Доля НДФЛ практически равна НДС, то есть это значимая часть бюджета. По этой причине данные января следует анализировать в связке с декабрем», – рассказывает владелец компании «Бухгалтерский дом ТОБУ» Екатерина Зеленская.
Уже в январе налоговая служба официально сообщила, что «есть технические проблемы», и перестала выдавать справки о состоянии расчетов с бюджетом, продолжает она. «Те, кто имеет кассовые разрывы в январе (а это практически все, кто в малом бизнесе не получает доход от новогодних праздников), пользуется слепотой налоговиков и просто не платит налоги, ведь никаких требований до апреля уже не придет, а «налоговый кредит» дешевле и доступнее банковского. То есть часть предпринимателей, которые, столкнувшись с техническими проблемами (в первую очередь из-за неготовности банков) отправки платежей в рамках единого налогового платежа, решили, что дешевле заплатить пени», – указывает эксперт, резюмируя, что выпадание доходов носит вид типичного кассового разрыва.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева говорит, что сложности были предсказуемы. «Единый налоговый счет, или единый налоговый платеж – непроработанная система, которая создает проблемы и для налогоплательщика, и для исполнения бюджета. В условиях нестабильности с учетом санкций крайне неразумно было начинать эксперименты с налоговым администрированием», – указывает она, предлагая как можно скорее отменить ЕНП.
Тем не менее сам Минфин планировал, что доходы в этом году снизятся, и это падение не является результатом технических причин, а результатом санкций, подчеркивает руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Компенсировать выпадающие доходы можно разными способами, продолжает он.
«Первый способ – повышение налогов. Этот метод прост. Однако если повышать налоги с граждан, то мы подорвем платежеспособный спрос. То же будет при повышении налогов с бизнеса», – рассуждает эксперт. По его мнению, сокращение расходов представляется как самый разумный способ.