0
4605
Газета Экономика Печатная версия

02.02.2023 20:40:00

Число автомобильных краж сокращается, несмотря на дефицит запчастей

Нехватку комплектующих россияне устраняют легальными, а не криминальными методами

Тэги: мвд, статистика, автомобильные кражи, автозапчасти, дефицит, страхование, параллельный импорт


мвд, статистика, автомобильные кражи, автозапчасти, дефицит, страхование, параллельный импорт Полиция фиксирует, что угонов и краж автомобилей стало меньше. Фото агентства «Москва»

Сокращение прямых поставок запчастей должно было бы спровоцировать рост автомобильных краж. По данным некоторых страховщиков, прирост автокраж достиг 25%. Однако статистика МВД показывает прямо противоположную картину: число автомобильных краж в РФ сократилось на 20%, а число угонов – на 9%. Похоже, что в отличие от лихих 90-х россияне теперь выбирают менее рискованные способы доставки запчастей через параллельный импорт или ввоз импортных автомобилей с пробегом.

Миллионы россиян повысили бдительность и стараются ездить аккуратнее. Так можно получить скидку по ОСАГО, а главное – не попасть на проблемы с автозапчастями после ДТП. Сокращение поставок весной прошлого года привело к дефициту трети всего объема запчастей, используемых в РФ, но и сейчас страховые компании говорят о дефиците на уровне 15–20%. Несмотря на официальную статистику, которая показывает снижение числа краж авто, некоторые страховые компании объявляли о драматическом росте показателя в конце прошлого года. Эксперты «НГ» не сомневаются, что угоны с целью разбора авто на запчасти увеличились, но успокаивают, что развившийся бизнес и современные технологии не дадут вернуться мрачным временам, когда число краж превышало нынешний уровень в десятки раз.

Дефицит автозапчастей на недавней встрече автостраховщиков и общественников с участием депутатов Госдумы был оценен в 15–20%. То есть ситуация по сравнению с весной 2022 года, когда сервисные центры по всей России сообщали о нехватке автозапчастей и росте стоимости комплектующих на десятки процентов, не сильно исправилась.

Количество угонов автомобилей с октября 2022 года в России снова начало расти, заявляет компания «АльфаСтрахование». По сравнению с предыдущими месяцами рост числа заявляемых убытков ежемесячно составляет 25%, рассказывают страховщики «по итогам анализа обращений владельцев полисов КАСКО».

В России уже был печальный опыт, когда дефицит запчастей массово компенсировался продукцией сомнительного происхождения. Большее количество угонов (то есть краж) авто среднего класса происходило именно с целью разборки на части.

Однако официальная статистика МВД фиксирует не рост автомобильных краж, а их существенный спад. По данным ведомства, в 2022 году было украдено транспортных средств почти на 20% меньше, чем в 2021-м. А число угонов за прошлый год снизилось, по данным МВД, на 9%.

«На территории РФ с 2013 года по 2022 год включительно число краж автомобилей сократилось с 36055 до 5266, а угонов с 37451 до 13501, - сообщили «НГ» в МВД России. - В 2022 году в стране зарегистрировано 5266 (-28,5%) краж автомобилей, количество совершенных угонов снизилось до 13501 (-9,3%)».

«Статистика в принципе лукавая вещь, у страховщиков она своя – по полисам КАСКО, по выплатам, а в руках ведомств, в данном случае МВД, она тем более не отличается точностью. По моим наблюдениям, по данным коллег, знакомых, рост числа угонов однозначно есть, – сказал «НГ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗА) Виктор Травин. – Дефицит запчастей, в том числе кузовных, создает стимулирующую угоны ситуацию. Страховые компании сами стимулируют автокражи, отказывая в ремонтах из-за отсутствия запчастей, предлагая выплаты, размер которых не может покрыть приведение машины в исходное состояние». При этом Травин не думает, что ситуация может вернуться к темным временам, когда кражи исчислялись десятками тысяч. Например, по данным МВД, за 2004 год было совершено свыше 111 тыс. краж и угонов автомобилей, из них краж – 57 тыс.

«Ситуация ухудшится, но не в тех масштабах, которые мы наблюдали 20–30 лет назад, – говорит Травин. – Угонять стало сложнее, во дворах появились шлагбаумы, в городах – видеонаблюдение, в машинах – более современные противоугонные устройства, трекеры и т.п. Купировать негативное развитие ситуации может начало производства необходимых запчастей, материалов или у нас, или помогут китайцы и турки. Рынок за последние десятилетия сильно изменился, наши бизнесмены стали более подвижными, отката до тех времен, когда приходилось забирать домой аккумуляторы, дворники, ставить на колеса секретки, скорее всего не будет».

По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), количество угонов застрахованных транспортных средств в 2022 году уменьшилось почти вдвое. Как сообщили «НГ» в ВСС, за 10 месяцев 2021 года было угнано 1,5 тыс. застрахованных транспортных средств, а за тот же период 2022 года – всего около 750 машин. Такое снижение активности угонов связано во многом как с закрытием границ с европейскими странами, так и со снижением активности движения в сторону юго-восточных государств.

«Активности угонов под разбор автомобилей мы пока не наблюдаем, – заявили в ВСС. – Данные МВД и РСА находится в одном тренде, хотя количественно они отличаются, так как в РСА фиксируются только застрахованные по КАСКО автомобили. Оценка статистики по угонам отдельно взятой страховой компании может характеризовать только конкретный портфель автомобилей данной компании за определенный период, но не может отвечать за весь рынок автострахования».

Условно все угоны в ВСС делят на две большие группы: угоны под заказ для продажи и угоны под разборку на запасные части. «Во все предыдущие периоды количество угонов под продажу превышало количество угонов под разборку, так как угоны под продажу приносили преступникам значительно больше прибыли, чем угоны под разборку. Усложнение автотранспортного пересечения границы РФ в сторону запада и юго-востока стало препятствием для пересечения угнанными автомобилями границ (большое количество угнанных автомобилей уходило именно за пределы РФ). Активизацию угонов под разборку автомобилей мы пока также не наблюдаем».

Страховщики отмечают, что с учетом возможностей разрешенного в стране параллельного импорта возрастает активность появления на рынке контрафактной продукции, включая материалы и запчасти к автомобилям, и этим заниматься проще, чем угонять авто.

Там пока не ждут роста угонов под разборку. «Возрождается процесс ремонта автомобилей бывшими в употреблении и отремонтированными запчастями, но это совершенно не значит, что должны вырасти и угоны под разборку. Дальний Восток России, например, полностью обеспечен б/у запасными частями для праворульных автомобилей, причем количество ввозимых автомобилей из Японии в 2022 году выросло и цены на них снизились», – отметили в ВСС.

Статистика по нашей компании не подтверждает тренда на рост угонов, заявили «НГ» в «Совкомбанк Страховании». «По-прежнему основные причины угонов – на разбор и запчасти или же для получения страхового возмещения (предполагаемое страховое мошенничество) – здесь в 90% случаев обман вскрывается почти сразу. В таких случаях страхователь отказывается от претензий на возмещение убытка», – заявили в компании. Там отметили, что страховые компании работают с сертифицированными станциями технического обслуживания, которые не используют запасные части сомнительного происхождения. «В том числе именно поэтому увеличились сроки ремонта по некоторым маркам и моделям. Нужную деталь приходится ждать дольше обычного, потому что страховщик отвечает за качество ремонта», – заявили в компании. 

В 2022 году количество угонов и краж автотранспорта в России снизилось на 13,5% по сравнению с предыдущим годом, до менее чем 22,5 тыс. — минимума за всю историю наблюдений (20 лет), сообщили «НГ» в НКР. Самое низкое месячное значение показателя за тот же период — около 1,3 тыс. случаев — зафиксировано в декабре 2022 года. Одновременно раскрываемость подобных преступлений достигла максимального значения — 68%, согласно данным МВД.

Рекордное число краж и угонов автомобилей наблюдалось в 2004 году — более 125 тыс. случаев. С тех пор количество преступлений в этой сфере снизилось в 5,6 раза, а общая раскрываемость выросла более чем вдвое, с 33% до 68%. По мнению аналитиков НКР, такому результату способствовали многочисленные камеры на российских дорогах, сложности перевозки и сбыта украденных автомобилей из-за пандемии коронавируса, введение электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС); борьба МВД с нелегальной разборкой машин.

Главный из этих факторов, на наш взгляд, — широкое использование на дорогах РФ камер, которые позволяют раскрывать подобные преступления по оперативным данным, что оказывает серьёзный сдерживающий эффект. Число средств видеофиксации на дорогах значительно выросло за последние годы: ещё в мае 2022 года Госавтоинспекция говорила о 23,4 тыс. передвижных и стационарных камер, а на начало февраля 2023 года в реестре мест их размещения было уже около 44 тыс. записей, уникальных координат GPS — около 35 тыс.

Пандемия COVID-19, а затем и шоковые события после февраля 2022 года значительно усложнили сбыт краденых авто: закрытые границы затрудняли их перемещение, что внесло вклад в снижение числа краж автотранспорта.

После появления электронного ПТС преступникам стало сложнее давать новую жизнь украденным автомобилям, подделывая документы на них. Изготовить электронную фальшивку значительно сложнее, чем бумажную, поскольку наличие электронного следа существенно усиливает риски для коррупционеров и мошенников. ЭПТС оформляется в основном на новые автомобили — именно тот сегмент, который находится под особым прицелом у профессиональных угонщиков, работающих на заказ.

Несмотря на опасения, что частота краж автотранспортных средств увеличится из-за дефицита запчастей после ухода с российского рынка известных мировых брендов, в публикуемой МВД статистике подобные изменения пока не наблюдаются. Возможно, это является следствием успешной борьбы ведомства с нелегальной разборкой автомобилей, отмечают в НКР. Там считают, что в 2023 году сохранится тренд на улучшение статистических показателей: по мнению НКР, количество преступлений снизится, а процент их раскрытия продолжит рост. «В позитивном сценарии общее число краж и угонов автотранспорта в текущем году не превысит 20 тыс. случаев, а раскрываемость таких преступлений поднимется выше 70%», - заявили в НКР.

НКР также обращает внимание на фактор сезонности: с марта до конца июня ожидается рост числа подобных преступлений в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим месяцем, что может подстегнуть продажи средств защиты авто и рост автострахования.



Читайте также


Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
1045
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
3821
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
4253
Ценные госбумаги резко обесцениваются

Ценные госбумаги резко обесцениваются

Анастасия Башкатова

Ведомству Силуанова подпортили планы по финансированию бюджетного дефицита

0
3835

Другие новости