Мораторий на госзакупки, считают парламентарии, предотвратит такое явление как укладку асфальта зимой. Фото PhotoXPress.ru
Депутаты просят правительство РФ пересмотреть старые процедуры государственных закупок, которые не соответствуют потребностям экономики в условиях антироссийских санкций. Эти просьбы к правительству стали регулярными еще с апреля прошлого года. Но министры до сих пор настаивают на сохранении докризисных норм и процедур. В среду с требованием введения моратория старых норм о госзакупках выступила уже спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко. Она пообещала обратиться в правительство с предложением моратория в течение ближайшей недели. Мораторий на госзакупки может ускорить перестройку производства на военные рельсы, считают эксперты. Но одновременно можно ожидать и роста злоупотреблений.
Верхняя палата предложит правительству ввести мораторий на закон о госзакупках (44 ФЗ) на период до завершения военной спецоперации, сообщила в среду Валентина Матвиенко. «Я бы предложила с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы, а, может быть, наложить мораторий на 44-й закон и дать возможность быстро осваивать средства», – сказала она в среду. Она также отметила, что сам закон принимался для борьбы с коррупцией и наведения порядка, однако недобросовестные подрядчики все равно находят способы нормы этого закона обойти.
Матвиенко отметила и медленное выделение средств в рамках установленных процедур. К примеру, по ее словам, парламентарии стараются до 1 декабря принимать бюджет, а выделенные деньги, если проходить все процедуры по 44-му закону, можно начинать осваивать только с июня-июля. «Ну что, опять асфальт в дождь класть, в зиму стройку вести под сильными морозами?» – поделилась спикер.
Она поручила вице-спикеру верхней палаты Николаю Журавлеву обратиться в правительство, с тем чтобы «на период до завершения специальной военной операции наложить мораторий и дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов». Обращение в правительство в СФ обещают подготовить в течение недели.
Позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что предложение СФ нужно проработать в правительстве. Положения закона о госзакупках обеспечивает работу контрактной системы в сложных условиях, сообщили в Минфине.
Идеи о корректировке законодательства о госзаказе циркулируют уже почти год. В частности, на медленное доведение средств до исполнителей госзаказа обращал внимание президент РФ Владимир Путин еще в марте 2022-го. «Предприятия, которые выполняют заказы органов власти и компаний с госучастием, должны как можно быстрее получать деньги за поставленные товары и услуги, пускать их снова в дело», – говорил он, тогда предлагая увеличивать объемы авансирования по госконтрактам.
В конце октября Госдума утвердила закон о госзакупках у единственного поставщика для нужд СВО. По нему были отменены ограничения на годовой объем закупок у единственного поставщика. Ранее лимит был ограничен потолком в 50 млн руб. Кроме того, теперь разрешено пересматривать условия контрактов: цены, сроки, предмет контракта, порядок оплаты.
Уже в январе этого года правительство РФ разрешила новым регионам (Донецкой, Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям) осуществлять госзакупки у одного поставщика. Для обеспечения конфиденциальности информация о таких закупках будет размещаться в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок, сообщили чиновники российского Минфина.
На медленную загрузку предприятий заказами обращал внимание Владимир Путин и в январе 2023 года. Тогда глава государства указал вице-премьеру Денису Мантурову на отсутствие заказов на воздушные судна на ряде предприятий и требовал от чиновника решить эту проблему в течение месяца (см. «НГ» от 11.01.23).
Две недели назад премьер РФ Михаил Мишустин объявлял, что практически все планы по производству военной техники для снабжения войск на СВО, установленные в начале работы Координационного совета, были выполнены. «По предварительным итогам, практически полностью реализованы планы по производству военной авиационной и автомобильной техники, ракетно-артиллеристского и бронетанкового вооружения, средств бронезащиты, всесезонного полевого обмундирования для снабжения войск», – сообщал он. Правда добавил, что все «недостающие по планам прошлого года маттехсредства должны быть направлены в войска не позднее февраля».
Глава кабмина подчеркивал: сейчас особенно важно «в непрерывном режиме» наращивать мощности предприятий оборонно-промышленного комплекса и закупать все необходимое оборудование.
Снабжение армии, и в частности обеспечение мобилизованных, неоднократно подвергалось критике как со стороны чиновников, так и представителей общественности (см. «НГ» от 04.10.22).
В настоящий момент, судя по сообщениям военкоров, ситуация со снабжением далека от идеала. И это касается как новой техники, так и традиционной, которая производилась еще во времена СССР. Спецкор ВГТРК Александр Сладков, в частности, называет ситуацию со связью в Вооруженных силах РФ «неразберихой». По его словам, разнообразные системы связи, используемые в настоящее время, зачастую не адаптированы друг к другу. «Аналоговые, неаналоговые… закуплены в разных фирмах, разными производителями предоставлены за деньги, люди сбрасываются на средства связи, она закрытая/открытая. Вакханалия мощнейшая в системе связи у нас в Минобороны», – подчеркнул военный журналист.
«Тут и военно-промышленный комплекс должен участвовать. Надо перейти на единую систему связи бесперебойную, прекратить эксперименты очаговые в боевых подразделениях», – говорил Сладков.
На сохраняющиеся проблемы с обеспечением военнослужащих обращает внимание в своем Telegram-канале и военкор Владлен Татарский. «Зачем создавать новые подразделения, если на создания новых банально не хватает вооружения? Дают автоматы АК-12, ПК, РПГ, «Утес» (ДШК) и не всем АГС. Все. Видел полк с 122-мм пушками, но на них, как известно, нет НИ ОДНОГО снаряда. Какой мобильности будет батальон, если по факту у них ОДИН «Урал»? Целые батальоны мобилизованных, которые передвигаются на «Газелях» и «уазиках». Иногда эти машины дает государство, иногда эти машины дарят волонтеры, а иногда люди покупают за свои деньги», – возмущался он.
Требования моратория на исполнение старых процедур госзакупок вызвано стремлением перестроить госмашину и все подведомственные организации на военные рельсы развития, предполагают эксперты. «Видимо, государство готовится к затяжной фазе спецоперации», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. Он считает, что контрактная система закупок для госнужд заметно уменьшила коррупцию и откаты. «Хоть она и была громоздкой, иногда сложной для госзаказчиков, но прозрачность заключаемых госконтрактов повысила», – замечает эксперт, полагая, что резко отменять систему опасно. «Это вызовет шквал откатов и иных злоупотреблений. Можно же просто ее подкорректировать под сегодняшние нужды. Например, расширить основания и сумму для закупок у единственного поставщика. Ускорить механизм заключения госконтракта, шире используя электронные механизмы торгов», – предлагает он.
Владелец компании «Капитал» Николай Пальченко считает, что существующая система не позволяет проводить срочные и немедленные закупки. «А это не то, что может сегодня себе позволить наш военно-промышленный комплекс. Кроме того, раскрывается слишком много информации, знать о которой ни к чему даже гражданам РФ, не говоря уже о противнике», – полагает он.
Сложности процедур освоения бюджетных средств в рамках старого закона о госзакупках вызывают критику уже не первый год. При этом гарантий защиты от коррупционных схем этот закон так и не создал. Скорее всего СВО стала поводом для оценки возможностей госзакупок по упрощенным процедурам», – рассуждает эксперт компании «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
Никакой мобилизационной экономики с 44-м ФЗ не будет, считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Не согласна с министром экономического развития Максимом Решетниковым, который не считает необходимым пересмотреть 44-й федеральный закон и полагает тендеры и конкурсы приемлемыми механизмами в нынешней экономической ситуации», – отмечает депутат.
Заявление о моратории на закон 44 ФЗ (о госзакупках) на период до завершения военной спецоперации скорее всего, нацелено на зондирование мнения внутри элитных и экспертных кругов, считает руководитель департамента спецпроектов «Полилог» Роман Моложон. «Мораторий на 44 ФЗ – это чрезвычайная мера, в существующем контексте ее можно воспринимать как меру военного времени. И главный вопрос – готовы ли власти признать необходимость перехода на чрезвычайные меры», - рассуждает он.
При этом оправданность временной или постоянной отмены закона о госзакупках спорная. «Она создаст турбулентность в системе по всей стране. Да, этот закон не любит никто – ни заказчики, ни подрядчики, но эти правила игры выстраданы и работают, пусть и не всегда так, как хотелось бы. Позволит ли мера ускорить или улучшить решение инфраструктурных задач – большой вопрос, особенно при кратно увеличивающихся коррупционных рисках», - отмечает эксперт.