0
5985
Газета Экономика Печатная версия

01.02.2023 20:40:00

Потребительским настроениям предсказали откат

В условиях двузначной инфляции покупатели начинают год экономно

Тэги: экономика, инфляция, потербительская активность, экономия, соцопросы


экономика, инфляция, потербительская активность, экономия, соцопросы Фото Reuters

В январе 2023-го россияне снизили потребительскую активность по сравнению не только с кануном Нового года, что объяснимо, но и с январем 2022-го: расходы в реальном выражении, если учесть инфляцию, сократились, следует из данных холдинга «Ромир». Как сообщает фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в январе увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам: до 55%. И это – несмотря на улучшение в целом потребительских настроений граждан в начале года. Правда, и этим настроениям в феврале, видимо, предстоит откат.

Вторую неделю россияне снижают траты, причем в номинальном выражении. Как сообщил «Ромир», с 23 по 29 января средние расходы сократились на 2,6% по сравнению с прошлой семидневкой. С 16 по 22 января недельное сокращение составляло 2,2%.

На первый взгляд, это обычная история для начала года. «Замедление потребительской активности во второй половине января вполне укладывается в сезонные колебания, – комментирует директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. – После существенного роста потребительского кредитования в ноябре-декабре, связанного с отложенным спросом и праздничными покупками, мы наблюдаем резонное охлаждение».

«Январь – традиционно сезон самого низкого спроса по сравнению с другими месяцами: только что закончились новогодние праздники, а до следующих праздников еще далеко, – говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. – Небольшой всплеск потребительской активности, как показывает аналитика предыдущих лет, наблюдается сразу после каникул, когда восполняются необходимые запасы, а затем снова период затишья. Эта статистика повторяется из года в год».

Однако более полную картину дает сопоставление текущих тенденций с аналогичным периодом прошлого года – с таким же сезонно охлажденным январем 2022-го. «Год к году номинальные расходы выросли, хотя этот рост был ниже инфляции», – обратил внимание гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин.

Так, если брать данные «Ромира» в целом за полные четыре недели текущего января, то средние расходы россиян увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022-го примерно на 6% при годовой инфляции выше 11%. Инфляция съела весь прирост.

«Рост покупок в номинальных ценах мало о чем говорит, если не смотреть на доходы и инфляцию», – пояснила директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, завлабораторией Института Гайдара Наталья Шагайда. Ведь при высокой инфляции даже увеличение покупок в номинальных ценах вполне может означать сокращение физического объема этих покупок. Россияне вынуждены тратить больше не потому, что стали покупать больше товаров, а потому что эти товары подорожали.

Хотя не исключен и такой вариант, как наращивание покупок даже в натуральном выражении, но уже в другом – более низком – ценовом сегменте.

В АКИТ предупреждают: январь еще не позволяет объективно оценить, действительно ли россияне сокращают траты. Между тем, как отметил старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов, с учетом всего, что происходило в прошлом году, можно выделить такие тренды, как сокращение потребительской активности и воспроизводство практик потребительской экономии.

22-4-2-6502.jpg
Динамика номинальных недельных расходов россиян, в руб. 
Источник: исследовательский холдинг «Ромир» Увеличить















«Мы предполагаем, что в 2023 году тенденция, в соответствии с которой россияне будут экономить на потребительском рынке, сохранится», – говорит эксперт. Причин несколько: проблемы с доходами населения, накопленная инфляция, опасения возможной будущей нестабильности. Тем более что в прошлом году уже случались ажиотажные закупки впрок.

А режим потребительской экономии, как пояснил Логинов, может предполагать либо полный отказ от какого-либо вида расходов, либо сокращение объемов потребления того или иного товара, либо переход к приобретению более дешевого продукта. «Все вышеперечисленное, очевидно, может привести к снижению качества жизни как в объективных, так и субъективных параметрах», – добавил эксперт.

«На данный момент мы видим сохранение сберегательной модели поведения потребителей с ростом спроса на товары преимущественного среднего и низкого ценовых сегментов», – сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Эта тенденция характерна и для продовольственной, и для непродовольственной розницы. Потребители, по его словам, ищут умные решения для управления расходами, проводят больше времени на онлайн-витринах торговых сетей и посещают большее число магазинов в поисках наиболее выгодных предложений.

Опросы ФОМа, которые проводятся по заказу Центробанка, подтверждают, что в январе 2023-го увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам. Она составила 55% против, например, 50% в январе 2022-го и 54% в январе 2021-го (опрошено более 2 тыс. респондентов).

Отмечена интересная деталь. В начале этого года заметно улучшились потребительские настроения населения: индекс потребительских настроений (ИПН) вырос с 95 пунктов в декабре 2022-го до 101 в январе 2023-го. Судя по данным ФОМа, на протяжении всего прошлого года этот показатель в принципе не поднимался выше отметки в 100 пунктов.

«Все его составляющие выросли, но особенно сильно выросли ожидания улучшения экономической ситуации в стране через год и через пять лет, а также ожидания улучшения собственного материального положения», – пояснила директор проектов ФОМа Людмила Преснякова.

По ее словам, сказались два фактора. Во-первых, снова сезонность: «Люди накануне нового года обычно настроены напряженно, опасаются нового витка роста цен, а в январе, увидев реальную ситуацию, успокаиваются». В январе ИПН обычно растет, а в феврале возвращается на предыдущие значения.

Во-вторых, повлияли особенности именно 2022 года. «Он был очень тревожным для россиян, и весной, особенно в марте, было много страхов и опасений серьезного ухудшения экономической ситуации. Однако год завершился, экономика, в представлении рядового потребителя, в целом справилась, уровень и качество жизни драматично не изменились. Отсюда рост надежд на то, что дальше ситуация будет улучшаться», – пояснила Преснякова.

Тем не менее, как предполагает социолог, в феврале все-таки произойдет некоторый откат потребительских настроений россиян, в том числе потому, что «нынешние ожидания выглядят завышенными». 


Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2596
Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
2702
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
3835
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
2926

Другие новости