Фото Reuters
В январе 2023-го россияне снизили потребительскую активность по сравнению не только с кануном Нового года, что объяснимо, но и с январем 2022-го: расходы в реальном выражении, если учесть инфляцию, сократились, следует из данных холдинга «Ромир». Как сообщает фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в январе увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам: до 55%. И это – несмотря на улучшение в целом потребительских настроений граждан в начале года. Правда, и этим настроениям в феврале, видимо, предстоит откат.
Вторую неделю россияне снижают траты, причем в номинальном выражении. Как сообщил «Ромир», с 23 по 29 января средние расходы сократились на 2,6% по сравнению с прошлой семидневкой. С 16 по 22 января недельное сокращение составляло 2,2%.
На первый взгляд, это обычная история для начала года. «Замедление потребительской активности во второй половине января вполне укладывается в сезонные колебания, – комментирует директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. – После существенного роста потребительского кредитования в ноябре-декабре, связанного с отложенным спросом и праздничными покупками, мы наблюдаем резонное охлаждение».
«Январь – традиционно сезон самого низкого спроса по сравнению с другими месяцами: только что закончились новогодние праздники, а до следующих праздников еще далеко, – говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. – Небольшой всплеск потребительской активности, как показывает аналитика предыдущих лет, наблюдается сразу после каникул, когда восполняются необходимые запасы, а затем снова период затишья. Эта статистика повторяется из года в год».
Однако более полную картину дает сопоставление текущих тенденций с аналогичным периодом прошлого года – с таким же сезонно охлажденным январем 2022-го. «Год к году номинальные расходы выросли, хотя этот рост был ниже инфляции», – обратил внимание гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин.
Так, если брать данные «Ромира» в целом за полные четыре недели текущего января, то средние расходы россиян увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022-го примерно на 6% при годовой инфляции выше 11%. Инфляция съела весь прирост.
«Рост покупок в номинальных ценах мало о чем говорит, если не смотреть на доходы и инфляцию», – пояснила директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, завлабораторией Института Гайдара Наталья Шагайда. Ведь при высокой инфляции даже увеличение покупок в номинальных ценах вполне может означать сокращение физического объема этих покупок. Россияне вынуждены тратить больше не потому, что стали покупать больше товаров, а потому что эти товары подорожали.
Хотя не исключен и такой вариант, как наращивание покупок даже в натуральном выражении, но уже в другом – более низком – ценовом сегменте.
В АКИТ предупреждают: январь еще не позволяет объективно оценить, действительно ли россияне сокращают траты. Между тем, как отметил старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов, с учетом всего, что происходило в прошлом году, можно выделить такие тренды, как сокращение потребительской активности и воспроизводство практик потребительской экономии.
Динамика номинальных недельных расходов россиян, в руб. Источник: исследовательский холдинг «Ромир» Увеличить |
«Мы предполагаем, что в 2023 году тенденция, в соответствии с которой россияне будут экономить на потребительском рынке, сохранится», – говорит эксперт. Причин несколько: проблемы с доходами населения, накопленная инфляция, опасения возможной будущей нестабильности. Тем более что в прошлом году уже случались ажиотажные закупки впрок.
А режим потребительской экономии, как пояснил Логинов, может предполагать либо полный отказ от какого-либо вида расходов, либо сокращение объемов потребления того или иного товара, либо переход к приобретению более дешевого продукта. «Все вышеперечисленное, очевидно, может привести к снижению качества жизни как в объективных, так и субъективных параметрах», – добавил эксперт.
«На данный момент мы видим сохранение сберегательной модели поведения потребителей с ростом спроса на товары преимущественного среднего и низкого ценовых сегментов», – сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Эта тенденция характерна и для продовольственной, и для непродовольственной розницы. Потребители, по его словам, ищут умные решения для управления расходами, проводят больше времени на онлайн-витринах торговых сетей и посещают большее число магазинов в поисках наиболее выгодных предложений.
Опросы ФОМа, которые проводятся по заказу Центробанка, подтверждают, что в январе 2023-го увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам. Она составила 55% против, например, 50% в январе 2022-го и 54% в январе 2021-го (опрошено более 2 тыс. респондентов).
Отмечена интересная деталь. В начале этого года заметно улучшились потребительские настроения населения: индекс потребительских настроений (ИПН) вырос с 95 пунктов в декабре 2022-го до 101 в январе 2023-го. Судя по данным ФОМа, на протяжении всего прошлого года этот показатель в принципе не поднимался выше отметки в 100 пунктов.
«Все его составляющие выросли, но особенно сильно выросли ожидания улучшения экономической ситуации в стране через год и через пять лет, а также ожидания улучшения собственного материального положения», – пояснила директор проектов ФОМа Людмила Преснякова.
По ее словам, сказались два фактора. Во-первых, снова сезонность: «Люди накануне нового года обычно настроены напряженно, опасаются нового витка роста цен, а в январе, увидев реальную ситуацию, успокаиваются». В январе ИПН обычно растет, а в феврале возвращается на предыдущие значения.
Во-вторых, повлияли особенности именно 2022 года. «Он был очень тревожным для россиян, и весной, особенно в марте, было много страхов и опасений серьезного ухудшения экономической ситуации. Однако год завершился, экономика, в представлении рядового потребителя, в целом справилась, уровень и качество жизни драматично не изменились. Отсюда рост надежд на то, что дальше ситуация будет улучшаться», – пояснила Преснякова.
Тем не менее, как предполагает социолог, в феврале все-таки произойдет некоторый откат потребительских настроений россиян, в том числе потому, что «нынешние ожидания выглядят завышенными».