Фото Pixabay.com
Вступивший 1 февраля в силу запрет РФ на поставки российской нефти с учетом ценового потолка может оказаться недейственным. Механизм по сути никак не мешает компаниям поставлять углеводороды по налаженным каналам с участием посредников, в частности, при помощи собственных трейдинговых подразделений. Контролеры, которые могли бы проследить за тем, как трейдеры выполняют указ президента РФ не определены, а санкции для бизнесменов - символические.
Вступивший в силу запрет призван быть ответом на введенные против РФ с 5 декабря ограничения. Напомним, ЕС перестал принимать российскую нефть, а страны G7, Австралия и Евросоюз ввели ограничение для нее: сырье дороже 60 долл. за баррель запрещается перевозить и страховать. Речь идет только о перевозках по морю, на трубопроводную нефть запрет не распространен. Предполагается, что с 5 февраля подобные меры будут действовать и для нефтепродуктов, но предельная цена в этом случае пока не обозначена. Глава РФ в ответ запретил поставки российской нефти и нефтепродуктов в случае если в договоре прямо или косвенно предусмотрен «потолок цены». С 1 февраля экспортеры обязаны не допускать наличия в зарубежных контрактах положений о применении механизма фиксации предельной цены. Дату по нефтепродуктам определит правительство.
Однако позволят ли принятые меры решить поставленные властями РФ задачи – большой вопрос. Начать можно с того, что правительство по сути поручило экспортерам следить за собой самостоятельно. В частности, они должны сами обеспечивать отсутствие в своих контрактах каких-то признаков того самого установленного инициаторами санкций «потолка цен», а также вести регулярный мониторинг неприменения механизмов «потолка». Если же они будут обнаружены, предполагается, что все те же трейдеры будут устранять выявленные нарушения. Причем тоже самостоятельно.
Без контроля, но с мониторингом
Мониторингом сознательности экспортеров должно заняться Министерство энергетики РФ. Оно, как считают в правительстве, будет присматривать за тем, как успешно нефтяные компании и зарубежные трейдеры сами себя ограничивают в прибыли. Причем, ведомство займется не контролем, а именно мониторингом. Фактический же контроль за соответствием экспортных контрактов новым требованиям будет осуществлять Федеральная таможенная служба (ФТС). Причем механизм предусмотрен очень странный. Предполагается, что представители таможни вычитают все экспортные договоры, чтобы определить, присутствуют ли в них признаки «потолка цен».
Сейчас непонятно, справится ли ФТС с организацией этого весьма трудоемкого процесса, как она будет его администрировать и вообще, готова ли служба к подобной нагрузке, в случае, если появится много компаний, стремящихся раскрыть подробности своего взаимодействия с недружественными странами.
Также есть сомнения по поводу того, смогут ли таможенники в принципе выявлять недопустимые ценовые схемы в экспортных договорах. Если нет – получится, что договоры или не будут проверяться вовсе, или их будут проверять «для галочки». Кроме того, очевидна коррупциогенность новой системы – те, кто хотели бы оставить в тени недопустимые схемы, могут попытаться оказать воздействие на проверяющих, присмотр за которыми, по факту, будет отсутствовать.
Еще одна странность – не ясна ответственность компаний в случае обнаружения нарушений. По сути, экспортеру угрожает только срыв поставки по контракту, поскольку в случае выявления в документе механизмов «потолка», представители таможни не выпустят сырье за пределы РФ.
И не более. Ведь нарушителям указа не грозит ни штраф, ни конфискация. В теории, компании, которые решили продавать нефть по заниженным ценам, могут быть применены нормы Кодекса административных правонарушений РФ, связанные с нарушением таможенных правил. Например, им можно вменить несоблюдение запретов или ограничений на вывоз товаров с таможенной территории России. За это предусмотрен штраф для юридических лиц до 300 тыс. руб., сопровождаемый конфискацией товаров, явившихся предметами правонарушения.
А вот для страны игнорирование компаниями мер, предложенных правительством может быть гораздо более опасным.
Новый торговый порядок мира
Напомним, инициаторы установленных против РФ ограничений, стараются нанести удар по финансовым интересам России.
По сути, они провозгласила новую концепцию взаимодействия с Россией на нефтяном рынке. Сам уровень потолка в 60 долларов за баррель должен оказаться безболезненным для применения как поставщиками, так и потребителями. Ведь эта планка определена практически на уровне текущей стоимости российской нефти с учетом применяемого дисконта. Причем, заместитель главы Минфина США Уолли Адейемо заявил, что пересмотр уровня цены будет проводиться «время от времени»: «Мы начинаем с 60 (долларов за баррель) и имеем возможность двигать потолок цены для ограничения доходов России с течением времени». Ожидается, что потолок позволит трейдерам поставлять требуемые объемы, гарантируя рынку равновесие и не приводя к резкому росту цен на углеводороды, неизбежному в случае сокращения объемов российской нефти на торговых площадках.
В принципе, введение потолка цен укладывается в политику США по сохранению за собой роли глобального регулятора мирового рынка. Ведь ограничения введены не только на поставку, но и на услуги транспортировки сырья, страхования грузов – все это создает нерыночные условия торговли для России. Но только ли для нее?
Экономисты отмечают, что накануне введения потолка цен, инициаторы ограничений постарались – провели переговоры с Венесуэлой и другими крупными поставщиками энергоресурсов, закрыли для РФ европейский рынок, а потому можно понять, что потолок цен – это какая-то не разовая акция, а подготовка нового механизма взаимодействия на мировом рынке. Причем нефтяная отрасль может оказаться сферой, в которой этот инструмент будет опробован. Затем, после доработки, он может быть внедрен и в других отраслях и против других стран. А это чревато существенными изменениями в системе мировой торговли. Дискуссии о запуске подобного механизма, ограничивающего цены на газовом рынке уже идут. А потом речь может зайти и о регулировании других рынков, например, зернового или рынка минеральных удобрений.
Нельзя сказать, что изменение ситуации в мире никто больше не замечает. Многие государства понимают, чем им грозит новая торговая реальность и потому с интересом смотрят – что будет предпринимать Москва в ответ на рестрикции. Пока реакцию сложно назвать адекватной – несмотря на то, что цели реагирования на потолок цен президентом Владимиром Путиным были обозначены, принимаемые правительством меры их достичь не позволяют. Пока компании оказались предоставлены сами себе, санкции за нарушения недостаточны, а контроль подменен мониторингом.