Свалки становятся аккуратнее, но продолжают занимать огромные площади. Фото Reuters
Мусорная реформа продвигается с проблемами – в регионах отмечается монополизация услуг экологических операторов, растут площади мусорных полигонов и отмечаются неудачи с внедрением раздельного сбора бытовых отходов. Эксперты ожидают корректировки целей и сроков реформирования всей системы обращения с твердыми бытовыми отходами.
До 1 сентября 2024-го собственники свалок рядом с аэродромами должны защитить их от птиц. Надо провести исследование, и если оно покажет, что защита недостаточная, владелец объекта обращения с твердыми коммунальными (ТКО), пищевыми и биологическими отходами должен устранить проблему и опять провести исследование, говорится в постановлении правительства.
Мусор беспокоит не только авиаторов. Всем памятен случай счастливой посадки в 2019 году самолета на подмосковное кукурузное поле, после того как в обе турбины попали птицы. В начале того же года в стране после жестких выступлений недовольного населения стартовала так называемая мусорная реформа. Было принято специальное законодательство и целых два национальных проекта – «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Чистая страна», направленный на ликвидацию несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда.
К 2030 году по нацпроекту «Экология» объемы захоронения ТКО необходимо сократить до 50%, а сортировку повысить до 100%. Население почувствовало поступь реформы сразу, как начались повышенные сборы за вывоз мусора. Деньги были нужны, чтобы создать соответствующую организационную структуру – появился федеральный оператор, а в регионах – местные организации взяли дело в свои руки. В крупных городах контейнеры покрасили в два цвета – в один, как предполагается, жители сбрасывают полезный мусор, вторсырье, во второй – все остальное.
В 2022 году половина ТКО была направлена на обработку, а 12% – на утилизацию, сообщил Российский экологический оператор (РЭО). «В 2022 году достигнуты ключевые показатели и результаты федерального проекта, а какие-то из них превышены в полтора-два раза. 50,2% было направлено на обработку, тогда как в федпроекте значится цель в 32,7%. На утилизацию, во вторичный оборот, было направлено 12% ТКО при цели в федпроекте – 7,6%», – говорится в сообщении компании.
В ведомстве уверяют, что 2022 год стал переломным – отходы стали уходить сугубо на организованные полигоны, тогда как еще в 2021-м 15% оказались на нелегальных свалках. В 2022 году захоронение отходов составило 81,4% от общей массы обработанных отходов, при этом цель в федпроекте на 2022 год – 92,4%. Это означает не рост свалок, а рост контроля за движением отходов, что отвечает задачам нацпроекта «Экология», – заявила директор по проектной деятельности и стратегическому развитию РЭО Екатерина Степкина.
В 2022 году заключены около 30 концессионных соглашений с общим объемом инвестиций около 63,6 млрд руб. Различные мероприятия позволят ввести мощности по обработке 1,3 млн т ТКО и по утилизации 0,75 млн т. Общее количество собранного мусора в 2022 году не называется, известно, что до начала реформы ежегодно образовывалось до 70 млн т. Фактически перерабатывается лишь десятая часть от того, что образуется, а во многих городах и регионах ни переработки, ни сортировки вообще нет, пишут авторы Telegram-канала «Управдом (ЖКХ)».
Цифрами трудно убедить людей, которые продолжают бороться с нефэншуйными видами из окон и просто зловонием от свалок. При этом в некоторых регионах их количество намекает на то, что не только к 2024-му (прежней целевой дате нацпроектов), но и к 2030 году с ними справиться будет сложно, если не ускорить темпы реализации реформы. На днях губернатор Омской области Александр Бурков рассказал, что в его регионе было выявлено около 900 несанкционированных свалок. «Два года выделяли деньги чисто на разбор свалок в селах, в городе нам федерация помогла. В прошлом году мы убрали 180 крупных свалок, порядка еще 140 свалок в этом году уберем. Начинаем с самых крупных», – заявил Бурков. По его словам, с 2024 года нужно освобождать 17 легальных районных свалок, чтобы все увезти на полигон.
«Первой задачей реформы было обеспечить население качественной услугой вывоза ТКО. Сегодня свыше 180 региональных операторов действуют во всех регионах страны, работая в 253 зонах, – рассказали «НГ» в Минприроды. – Охват населения услугой составляет 93,4%, собираемость платежей 86%, средняя плата населения – 99,5 руб. на одного человека. Что касается раздельного сбора отходов – на конец 2022 года он доступен почти половине населения – 48,4%».
С 2019 по 2021 год было создано 187 объектов по обращению с отходами, включая 25 комплексных, сообщили в ведомстве. «В 2022 году введены в эксплуатацию 39 объектов, из которых 8 комплексных. В ближайшие годы в России появится свыше 1,2 тыс. новых объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО. Из них 419 – новых сортировок, 243 объекта компостирования отходов и 110 объектов производства альтернативного топлива, 305 новых современных полигонов. Планируется строительство и реконструкция мощностей обработки на 35 млн т, компостирования – на 13 млн т, производства топлива – на 4 млн, полигонов – на 21 млн т. Финансирование субсидии регионам на покупку контейнеров для раздельного сбора мусора было увеличено с 1 до 1,5 млрд руб., в 2021−2022 годы 57 субъектов России закупили почти 154 тыс. контейнеров для раздельного накопления отходов.
В рамках проекта «Чистая страна» уже ликвидированы 58 свалок в границах городов и 74 наиболее опасных объекта накопленного вреда, отметили в Минприроды. «До конца 2023 года планируется завершить работы еще на 53 свалках и четырех наиболее опасных объектах. Всего к 2024 году будут ликвидированы 191 свалка и 88 объектов накопленного вреда. С 2025 года продолжением «Чистой страны» станет проект «Генеральная уборка». Уже сегодня паспорт федпроекта включает около 2 тыс. объектов», – заявили там.
«В федеральном законодательстве у нас на первом плане стоит самая высокоприоритетная задача – работа над тем, чтобы мусора появлялось меньше. Минрироды, однако, изменило законодательство, приравняв сжигание отходов с выработкой энергии к переработке. Все это делается, чтобы достичь целей нацпроекта «Экология» и снизить объемы захоронения на полигонах путем сжигания отходов в виде RDF-топлива вместо углеродного топлива на цементных заводах. Все это ставит под сомнения и перспективы развития раздельного сбора и реализации более приоритетных способов обращения с отходами», – сказал «НГ» эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения Greenpeace Дмитрий Нестеров.
В регионах в лучшем случае налажен раздельный сбор, к которому есть вопросы, продолжает эксперт. «Раздельный сбор, к сожалению, осуществляется не до конца правильно, внедряется двухпоточная система, а необходимо предлагать населению три-четыре контейнера для сбора отдельно пластика, металлов, бумаги и пищевых отходов, в этом случае, как показывает опыт Санкт-Петербурга, сбор чистого вторсырья достигает 90% вместо обычных 60%», – говорит он.
«Высокоприоритетная задача – это, например, уход от одноразовых товаров и упаковки немедицинского назначения к многоразовым, в идеале с введением залоговой стоимостью тары, продажи продуктов на развес и в розлив, как это было в СССР. К такой системе сейчас приходят в Евросоюзе, где наиболее прогрессивное законодательство в мире, но у нас на практике движения в эту сторону практически нет, – говорит эксперт. – В стране продолжается обсуждение планов строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ), но эта технология очень дорогая, и она приводит не к повторному использованию ресурсов, а к их сжиганию, уничтожению. В Швеции по этому пути пошли, потому что искали дополнительные источники электроэнергии, но у нас в стране производится даже избыточное количество энергии. В Европе в итоге пришли к выводу, что мусоросжигание – это не решение, оно противоречит принципам циклической экономики, тормозит развитие отрасли переработки. Для работы своих МСЗ Швеция вынуждена покупать у других стран Европы, чтобы обеспечить загрузку уже построенных заводов», – считает Дмитрий Нестеров.
«Самая острая проблема заключается в том, что большая часть населения страны оплачивает вывоз мусора по нормативам, которые могут превышать реальные объемы образования отходов до трех раз, и это неоднократно подтверждалось в судах, – сказала «НГ» зампред комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Светлана Разворотнева. – В регионах, где собирают платежи по квадратным метрам, люди вынуждены платить за квартиры и дома, где они фактически не живут. Наблюдается откровенный саботаж большинства регионов в переходе с нормативного потребления на потребление по фактическим расходам. Товарищества собственников жилья и управляющие компании в судах доказывают свое право перейти на сбор по факту, но сталкиваются с активным сопротивлением региональных операторов».
«К сожалению, правительство пока не стимулирует отдельный сбор, потому что у регионов есть право внедрять систему такого сбора мусора, но не обязанность, – продолжает Разворотнева. – Даже при большом желании собственников они не могут перейти на систему сортировки, раздельного сбора, если им это не согласуют региональные власти».