Вьетнамские сухофрукты и индийский рис проникают на российские рынки. Фото агентства «Москва»
Нынешний экономический кризис в РФ отличается сокращением продаж продовольственных товаров и изменением ассортимента продуктов. На полках магазинов появляются экзотические сухофрукты, бакалея или морепродукты от новых поставщиков из «дружественных» или нейтральных стран. Иногда торговые сети отказываются от слишком дорогой отечественной продукции. Сокращение номинального оборота продовольственной розницы сопровождается и уменьшением физического объема потребляемого продовольствия.
Из российских продуктовых сетей постепенно исчезают традиционные отечественные и импортные товары. Речь не только о западных брендах, которые исчезли с полок по политическим причинам, хотя санкций на продовольствие не вводилось.
В среду крупная российская торговая сеть подтвердила отказ от продукции отечественного производителя соков и газировок из-за снижения продаж товаров с более высокими ценами. Но дефицита на полках не будет, поскольку есть другие конкурирующие производители.
Изменения ассортимента на полках продуктовых магазинов начались с марта 2022 года, когда россияне пытались делать запасы сахара, соли, гречки или консервов. По оценкам экспертов, до четверти населения запасалось продовольствием, опасаясь дефицита и роста цен. Дефицита не случилось, а массированные скупки запустили инфляционный маховик: по итогам 2022 года, по оценке агентства InfoLine, продуктовая инфляция в России составила 15–16% при общем росте цен на 12%. Но фронтальный рост цен на продовольствие сохраняется и в 2023 году (см. «НГ» от 24.01.23).
Как показывают годовые отчеты, некоторым продуктовым сетям удалось сохранить обороты торговли, несмотря на то что население, особенно после сентября, окончательно перешло к сберегательной модели поведения, изменив при этом и тактику выживания самих торговых сетей.
Сети пытаются сохранить свои продажи, спасти ситуацию за счет увеличения количества магазинов, придвигая их все ближе «к дому». Порой в захолустных городках, а то и деревнях у большой дороги на одной площадке толкутся супермаркеты двух-трех сетей. Эксперты объясняют, что если сравнить показатели по прежнему количеству магазинов, то выручка на самом деле выросла не так заметно, на 12–13%. Но когда выручка оказывается ниже инфляции, то понятно, что магазины снизили физические объемы продаж, в литрах, штуках и килограммах, поясняет глава агентства InfoLine Иван Федяков.
Покупатели, количество которых за год, по разным оценкам, сократилось за счет уехавших россиян и не въехавших мигрантов на 0,5–1 млн человек, вместо привычки закупаться целыми тележками на всю семью теперь предпочитают делать небольшие покупки, обходя за один поход два-три магазина в поисках более низкой цены.
По данным ассоциации «Союзмолоко», потребление молока и молочной продукции в прошлом году снизилось. В 2022 году потребление молочной продукции оценивается в 29,5 млн т против 29,7 млн т в 2021 году, считают производители.
Продавцы заманивают покупателя новыми форматами, в первую очередь удачным оказался опыт открытия так называемых жестких дискаунтеров, это где товары даже не выкладывают на полки, а редкие работники просто вывозят упаковки на паллетах. Зато цены ниже, трафик – больше. А за счет низких (относительно других форматов магазинов) цен покупают чуть больше – растет средний чек.
Во время походов за привычными продуктами граждане не могут не заметить исчезновения одних продуктов, как, например, раскручивавшихся десятилетиями шоколадных батончиков, и появления новинок. Новые шоколадки, напитки, брынза, экзотические сухофрукты из Ирана, Вьетнама, Индии привлекают внимание, хотя и берутся зачастую только на пробу.
Замглавы Министерства аквакультуры Ирана Мехди Шакури назвал на днях Россию главным импортером иранских креветок. По его словам, в 2022 году в Россию было экспортировано около 20 тыс. т креветок из 60 тыс. произведенных в стране. Россиянам не привыкать к экзотическим креветкам, особенно после того как их несколько лет поставляла Белоруссия. Но на самом деле поставки продукции меняют свои маршруты. В 2022 году бизнесу пришлось кардинально пересматривать торговые связи по импорту, находя новых партнеров, выстраивая цепочки поставок, адаптируя логистику к новым условиям.
С точки зрения продуктовой безопасности у нас проблем нет и дефицита не предвидится, сказал «НГ» директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. «Мясо, крупы, картошка, хлеб, молоко – в достатке. Импорт серьезного влияния на эту группу товаров не имеет, если не брать во внимание проблемы с семенами, упаковкой, краской. Около 95% семян сахарной свеклы мы получаем из Нидерландов, например. Здесь остро необходимо импортозамещение», – говорит он.
Что касается изменений в ассортименте, то в основном это касается премиальной, люксовой, импортной продукции, отмечает эксперт. «Иранские креветки отличные, но это не критический импорт, креветки мы получаем и из других стран. Перестройка внешней торговли с точки зрения новых товаров идет в правильном ключе. Идет поиск более дешевых продовольственных товаров из Ирана, Индии, Афганистана, стран Юго-Восточной Азии. Хотя эта работа небыстрая. Нужны сертификаты, санитарные разрешения – все то, что у привычных поставщиков уже есть», – рассуждает Остапкович.
Уход крупных брендов освободил нишу для новых линеек, ярким примером стала ситуация с «колами», говорит аналитик «Финам» Анна Буйлакова. Отказ двух мировых гигантов от выпуска напитков под своими интернациональными марками в России привел к тому, что на рынок было выведено множество аналогов от их конкурентов. Причем зарубежные компании также предложили свою новую продукцию под марками, не связанными со всемирно известными напитками.
«В 2023 году мы будем наблюдать за рыночной конкуренцией интернациональных компаний с их новыми линейками с местными производителями», – сказала «НГ» Буйлакова. Замедление инфляции в 2023 году окажет давление на темпы роста номинального оборота, но посодействует восстановлению реального спроса. Индексация социальных выплат и повышение МРОТ поддержит доходы населения и реальное потребление, считает она.
«Крупные торговые сети сегодня обеспечивают спрос по всем категориям товаров в полном объеме с бескомпромиссно высоким уровнем качества товаров. За непростой прошлый год крупные сети наладили поставки по всем видам и категориям, роста жалоб от потребителей на качество продукции мы не фиксируем, – сказал «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. – Расширяются линейки отечественных продуктов во всех ключевых категориях, в том числе благодаря значительному росту производства товаров под собственными марками торговых сетей. В нише импортных товаров, которые сложно заменить отечественной продукцией, например, экзотических фруктов, овощей, чая и кофе, некоторых видов морепродуктов, ритейлеры также сумели выстроить поставки и в ряде случаев даже увеличить ассортимент качественных продуктов по доступным ценам. Единичные примеры решений отдельных участников рынка о прекращении сотрудничества с отдельными поставщиками вряд ли стоит воспринимать как тенденцию. Тенденция говорит об обратном: за непростой прошлый год крупные сети наладили поставки по всем видам и категориям, роста жалоб от потребителей на качество продукции мы не фиксируем».