0
7634
Газета Экономика Печатная версия

19.01.2023 23:30:00

Пекин и Москва по-разному стимулируют рождаемость

Для остановки спада численности населения КНР предстоит наращивать расходы на социальную политику

Тэги: социальная политика, расходы, рождаемость, стимулы, маткапитал, демография, рф, китай

On-Line версия

социальная политика, расходы, рождаемость, стимулы, маткапитал, демография, рф, китай Китайские власти готовы материально поощрять своих граждан рожать. Фото Reuters

Сразу после присоединения Крыма российские финансовые ведомства требовали сократить или отменить выплату материнского капитала как стимула для повышения рождаемости. Однако программа маткапитала в РФ все же сохранилась. А теперь аналогичную программу материального стимулирования рождаемости начинают применять и в Китае, где население начало сокращаться впервые за последние 60 лет. В отличие от РФ, где выплаты скорее направлены на поощрение первых рождений, в Китае денежные выплаты увеличиваются для второго и последующих детей.

В Шэньчжэне, в южнокитайской провинции Гуандун, одном из мегаполисов Китая с населением 17,68 млн человек, предлагают расширить меры поддержки семей с детьми. Комиссия по здравоохранению Шэньчжэня предлагает, чтобы субсидии для семей совокупно в течение трех лет могли быть накоплены в размере до 19 тыс. юаней (2,8 тыс. долл). Местные власти планирует выдать единовременное пособие по беременности и родам в размере 3 тыс. юаней тем семьям, где появится первый ребенок, при условии регистрации домохозяйства в городе. Дополнительно эти семьи могут получать пособие по уходу за ребенком в размере 1,5 тыс. юаней в год. Таким образом, совокупно по обеим субсидиям семья получит 7,5 тыс. юаней за три года. То есть эти семьи могут получать в среднем 2,5 тыс. юаней в год на первого ребенка в течение трех лет.

Семьи, где появится второй ребенок, получат право на единовременную субсидию в размере 5 тыс. юаней и суммарной выплатой по 11 тыс. юаней за три года. С появлением третьего ребенка семьи получат право на единовременную помощь в размере 10 тыс. юаней и ежегодную субсидию в размере 3 тыс. юаней. Четвертый и последующие дети в семье будут субсидироваться по нормам третьего ребенка. Все выплаты субсидий будут прекращены по достижении ребенком 3-летнего возраста.

Местные власти предлагают такие меры в ответ на устойчивое снижение уровня рождаемости в городе. Так, число новорожденных постоянных жителей в 2021 году составило 201,3 тыс., что на 25,25% меньше пика рождаемости в 2017 году. Число замужних женщин сокращается семь лет подряд с 2015 года. В 2021 году число замужних женщин фертильного возраста среди постоянных жителей города сократилось до 3,76 млн человек, что на 8,68% ниже значений 2015 года.

Китай сталкивается с серьезными демографическими проблемами: по итогам 2022 года численность населения страны уменьшилась на 850 тыс. человек, до 1,41 млрд человек. Сокращение населения было отмечено впервые с 1961 года. В 2022 году в стране родилось 9,56 млн детей против 10,62 млн годом ранее. При этом мужчин в Китае проживает на сегодня 722,06 млн, а женщин – 689,69 млн. Количество женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) в минувшем году снизилось более чем на 4 млн человек.

Нынешняя демографическая ситуация в КНР является прямым следствием прошлой политики ограничения рождаемости. С 1979 года Пекин проводил политику «одна семья – один ребенок». Это правило действовало в отношении большинства семей страны, за исключением представителей отдельных этнических групп и некоторых регионов. Одним из негативных последствий этого курса стало сокращение трудоспособного населения. От этой политики государство решило отказаться только в 2015 году, разрешив семьям иметь двух детей. Сообщалось, что в 2016 году был отмечен рекордный рост рождаемости с начала века: родились 17,86 млн человек. Однако потом рождаемость в стране только падала. В мае 2021 года Китай ввел политику в отношении трех детей.

Шэньчжэнь не единственный город, где власти пытаются проводить политику по увеличению числа деторождений. Так, городские власти Цзинаня (провинции Шаньдун на востоке Китая) также объявили свой план повышения рождаемости. По этому плану семьи со вторым или третьим ребенком, рожденным с 1 января 2023 года, могут получить пособие по уходу за ребенком в размере 600 юаней в месяц на каждого ребенка до достижения ребенком 3-летнего возраста.

В городе Ичан провинции Хубэй семьи с двумя и более детьми также предлагают выплату детских субсидий в размере 500 юаней. Такие китайские города, как Харбин, Чанша, Хуанган и провинция Юньнань, уже начали политику субсидирования многодетных семей.

Предложения китайцев по стимулированию рождаемости эксперты оценивают без особых восторгов. С точки зрения демографии и практики западных стран невозможно значительно повысить уровень рождаемости, просто предоставляя субсидии и продлевая отпуска, считает профессор Школы философии и социального развития Шаньдунского университета Сун Цюаньчэн.

По мнению независимого демографа Алексея Ракши, китайские выплаты на детей слишком малы. «Шэньчжэнь – центр китайской микроэлектроники, его можно сравнить, например, с Москвой. В пересчете на российские рубли китайская семья получит около 200 тыс. руб. на одного ребенка, что очень скромно даже по российским масштабам», – рассуждает демограф. При этом он отмечает, что стимулы рождаемости введены только в одном городе, население которого составляет лишь около 1% населения всей страны страны. При этом стимулы введены в провинции с относительно высокой рождаемостью. При этом обещания увеличенных выплат за второго и последующего детей являются в принципе правильными.

В России главной мерой стимулирования рождаемости считается материнский капитал. За последнее время условия его выдачи претерпели ряд изменений. С 2020 года маткапиталом могут воспользоваться семьи, в которых родился не только второй, но и первый ребенок. Однако основная часть финансовой поддержки перенесена на первенца. Так, с 2023 года размер материнского капитала на первого ребенка составляет 589 тыс. руб., на второго – 779 тыс. руб., но только в том случае если семья не получала таких выплат на первого ребенка.

Таким образом, в отличие от китайских выплат, где акцент предлагается делать на рождение второго и третьего ребенка, в РФ, по новым правилам, власти стимулирует и рождение первых детей в семьях.

Российские чиновники периодически ставили под сомнение эффективность программы финансового капитала. В Минфине, к примеру, считали, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки рождаемости. Минэкономразвития также предлагало экономить по 300 млрд руб. в год, закрыв программу маткапитала (см. «НГ» от 16.08.22). «Мы еще год назад заявляли, что нужно смотреть подходы стимулирования мам рожать детей более адресно, более точечно с учетом нуждаемости», – заявлял в октябре 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов.

По мнению экспертов, «материальные стимулы для рождения первого ребенка никогда не работают, и выплаты на первого ребенка почти не влияют на решение родить первенца». Поэтому с демографической точки зрения маткапитал сегодня теряет свою эффективность. По итогам девяти месяцев прошлого года число семей с детьми, получивших сертификат, сократилось на 107,34 тыс., или на 13,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. «НГ» от 02.12.22).

Примечательно, что в международной практике почти нет стран, где политика стимулирования рождаемости приносила бы свои очевидные положительные результаты. Во многих развитых странах расходы на семейную политику составляют около 3–4% ВВП. А во Франции, имеющей самую высокую рождаемость в Европе, расходы на семейную политику доходят до 5% ВВП, говорит Ракша. При этом коэффициент суммарной рождаемости (то есть число рождений на одну женщину) ни в одной развитой стране не превышает уровня воспроизводства населения в 2,1 ребенка на каждую женщину.

Эффект от любых мер поддержки может быть временным или же недостаточно выраженным. «Когда в Германии ввели ежемесячный платеж для мам, рождаемость скакнула вверх, но потом снова вернулась в обычное русло. В Испании, да и других европейских странах, за исключением Франции и Великобритании, несмотря на стимулирование и денежные вливания, рождаемость остается низкой», – рассказывал профессор Российской экономической школы Евгений Яковлев.

С проблемой сталкиваются развитые и развивающиеся страны. «Различные программы стимулирования рождаемости существуют во многих странах. Можно говорить лишь о частичном успехе таких программ, в том числе и в России, где рождаемость сейчас выше, чем в 2000-х, но уровня рождаемости 1980 года достичь не удалось», – говорит эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.  

В Китае, по его мнению, проблема осложняется тем, что в стране долго действовали меры по ограничению рождаемости (политика «одна семья – один ребенок»). «Кроме того, впечатляющие темпы роста китайской экономики были достигнуты в значительной степени за счет интенсивной урбанизации. Уже несколько лет назад количество городских жителей в Китае превышает сельское население, и разрыв увеличивается. А городской образ жизни, как показывает практика, стимулирует малосемейность, позднее вступление в брак, а также свободные отношения. В Китае можно прогнозировать увеличение уровня урбанизации и соответственно сокращение уровня рождаемости», – прогнозирует эксперт. Он предполагает, что Китаю для поддержки рождаемости придется принимать более решительные действия.

Анализ семейной политики развитых стран показывает, что рождаемость выше там, где выше расходы на семейную политику, обращает внимание замзаведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Шульгин. «Европейские страны с высоким уровнем рождаемости несут расходы на семейную политику на уровне 3–4% от ВВП (в таких странах, как Франция, Швеция). Меры демографической и семейной политики России с учетом материнского капитала соответствуют порядка 1,5% ВВП», – подчеркивает он. В Китае же несколько поколений действовала ограничительная семейная политика, направленная на снижение рождаемости. По его мнению, предлагаемые меры – лишь начало этого процесса. «Китай пытается понять, какие меры потенциально будут работать, а какие – нет. Для того чтобы поднять суммарный коэффициент рождаемости на 0,1 ребенка на женщину (выше уровня 1,3 ребенка на женщину) потребуются расходы на уровне 1–2% от ВВП – это на порядок больше, чем предлагаемые сейчас меры. Какие меры из опыта других стран окажутся эффективными в Китае, сказать сложно», – говорит эксперт.

«В современном мире в развитых странах большая часть женщин ориентированы на самореализацию, построение карьеры, стремятся к финансовой независимости. Поэтому важно помогать им сочетать, с одной стороны, работу, с другой – уход за дошкольниками и школьниками. Большинство европейский стран в настоящий момент времени ориентированы именно на проведение политики, направленной на сочетание материнства/отцовства и ухода за детьми, а также на политику гендерного равенства в семье, то есть активного включения отцов в уход за детьми и заботу о детях. При этом остальные направления политики, будь то выплата денежных пособий, которые часто выплачиваются на всех детей, или налоговые льготы для семей с детьми, остаются, так как они важны как мера выравнивания доходов населения», – рассуждает научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья Высшей школы экономики Елена Чурилова. Те меры, которые предполагается ввести в Китае, не носят какого-то инновационного характера, отмечает эксперт. «Это пособия при рождении ребенка, размер которых зависит от очередности ребенка, субсидии на оплату услуг по присмотру за ребенком, более длительные отпуска по уходу за ребенком для родителей. Так как в Китае принципиальным образом меняется вектор проводимой политики и вводится сразу комплекс из различных мер, то, вероятно, это приведет к постепенному увеличению коэффициента суммарной рождаемости и его выравниванию на уровне 1,6–1,7 ребенка на женщину. Но вновь переориентировать население в своей массе на рождение 3 и больше детей вместо 1 ребенка Китаю вряд ли удастся», – сомневается эксперт.



Читайте также


Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Игорь Субботин

Израиль хочет создать буферную зону, свободную от проиранских группировок

0
976
Брюссель берет курс на милитаризацию

Брюссель берет курс на милитаризацию

Юрий Паниев

Фонд сплочения ЕС переориентируют на военные расходы

0
1075
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
826
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
1669

Другие новости