За первый год спецоперации в Украине в РФ произошли радикальные изменения в оценке качества здравоохранения, утверждают социологи. Бюджетное финансирование медицины по-прежнему остается низким, и Россия по-прежнему находится в хвосте международных рейтингов качества здравоохранения. Однако доля критиков отечественной медицины всего за год упала с 44 до 17%, считают в холдинге «Ромир». Эксперты «НГ» призывают более тщательно изучать феномен внезапной любви населения к существующей системе здравоохранения.
Число россиян, довольных качеством медицины, выросло за год более чем в два раза, сообщил исследовательский холдинг «Ромир». Судя по его опросу, проведенному в декабре 2022 года, 83% россиян в целом удовлетворены качеством медицинских услуг. Причем оценивают качество медицины в стране как хорошее и очень хорошее 38%, тогда как год назад такие оценки давали 18% респондентов. Негативная оценка за год, напротив, сократилась с 44 до 17%.
Позитивно оценивает качество медицинских услуг чаще всего молодежь, представители так называемого цифрового поколения – среди них каждый пятый считает медицину в стране хорошей и очень хорошей. Если говорить о регионах, то лидером стал Уральский федеральный округ – 67% его жителей высоко оценили качество медицинских услуг.
При этом удовлетворены состоянием своего здоровья 72% россиян, а негативно ответили 28%. Доля россиян, положительно оценивающих свое здоровье, увеличилась на 10% по сравнению с 2021 годом (65%). Чем моложе россияне, тем чаще они положительно оценивают состояние своего здоровья: 88% среди «цифрового» поколения (18–24) и лишь 40% – среди старшего поколения (60+).
Предыдущие исследования свидетельствуют о том, что в целом оценки населением качества медицинских услуг постепенно улучшались.
По данным международного ежегодного мониторингового исследования, представленного в феврале прошлого года Левада-Центром (внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), около 40% россиян были удовлетворены работой системы здравоохранения, 43% – не удовлетворены. Авторы исследования отмечали, что удовлетворенность заметно выросла за прошедшие десять лет – в 2011 году удовлетворенных было только 27%.
Интересно, что оценки удовлетворенности лечением, полученным при последнем обращении к врачу, выше, чем удовлетворенность системой здравоохранения в целом. В феврале прошлого года около 67% опрошенных заявили, что остались довольны лечением при последнем визите врача (рост на 10 процентных пунктов с 2011 года).
Социологи тогда заметили, что наиболее позитивно систему здравоохранения воспринимают молодые люди – тогда ее работой были довольны 54% опрошенных 18–24 лет. Это и понятно, у них со здоровьем в целом дела обстоят лучше, чем у людей 60+. Исследование также показало, что в 2021-м к врачам не обращались 35% опрошенных, 37% – редко, иногда – 18%, часто – 8% и 2% – очень часто.
Но также отмечался важный фактор влияния на результаты опросов – материальный достаток респондентов: в наиболее обеспеченных группах удовлетворены работой данной отрасли 59%, а среди тех, кому денег едва хватает на питание, довольны работой здравоохранения в стране лишь 28% людей.
Оценка качества медицинских услуг. Источник: «Ромир» |
По оценкам специалистов, здоровье людей лишь на 8–10% зависит от здравоохранения и на 18–20% – от генетической предрасположенности. А вот от образа жизни – на 50–55%. Еще на 20% – от окружающей среды. В России же, по данным Росстата, который в 2019 году впервые опубликовал эти данные, только 12% граждан вели здоровый образ жизни (ЗОЖ, учитывались факторы физической активности, курения, употребления алкоголя). Правда, количество приверженцев ЗОЖ в стране под ударом ковида сократилось на четверть – до 8,9%, впрочем, число тех, кто отрицает ЗОЖ, также уменьшилось – с 50,1 до 33,5% в 2020 году.
Исследования социологов показывали также, что только половина россиян питаются правильно: еще в 2019 году ВЦИОМ выяснил, что лишь половина россиян (51%) ежедневно употребляют свежие овощи, 48% – молоко и продукты из него, 37% – мясо, 34% – фрукты, ягоды. Рыба есть в ежедневном рационе только 2% опрошенных. А больше всего россияне любят хлеб и выпечку – 79% не отказываются от них ни на день.
В 2022 году России удалось преодолеть последствия коронавируса: средняя продолжительность жизни снова пошла вверх. Ожидаемая продолжительность жизни в России по итогам 2022 года составила 72,4 года – на 2,4 года больше, чем год назад, рассказывал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Это, возможно, и помогло бы РФ подняться в одном из самых известных международных рейтингов по медицине Global Health Security Index, где она с 44,3 балла (что выше среднего) держится только на 63-м месте. В РФ расходы на здравоохранение в бюджете составляют около 4,1% от ВВП, при том что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает тратить на эти цели не менее 6% (см. «НГ» от 23.11.22).
«Корректно проводимые опросы на тему удовлетворенности населения качеством медицинской помощи должны быть сфокусированы на более конкретном описании того, что требуется оценить респонденту, – считает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. – Очень часто, говоря о качестве медицинской помощи, человек имеет в виду проведенный недавно ремонт в поликлинике, или ему понравились новые диванчики у кабинета врача, или чистота в больничном туалете. Наши исследования показывали, что удовлетворенность пациента от похода к врачу больше всего зависит от того, как быстро, по мнению респондента, ему удалось попасть на прием и насколько вежлив был персонал. Но все эти факторы имеют мало отношения к тем критериям, из которых исходит ВОЗ или специалисты отрасли, когда говорят о качестве медицинской помощи. Понятие качества подразумевает разные сущности. В первую очередь речь должна идти о безопасности, адекватности, своевременности этой помощи, о ее «бесшовности» для пациента и пациентоориентированность при ее оказании. Многие международные рейтинги включают в оценки такие параметры. Рейтинг может быть построен и на основе других показателей, выбор которых зависит от целей или задач той или иной страны. Например, часто цитируемые у нас рейтинги от Bloomberg оценивают так называемую «эффективность медицины» в разных странах, при этом они включают в расчет объем финансирования отрасли в долях ВВП, смертности и продолжительности жизни. Но структура ВВП очень отличается от страны к стране, и этот показатель, хоть и прост, но некорректен для выводов о полноте финансирования. А последние два показателя вообще взаимосвязаны. Так что вряд ли нам следует серьезно относиться к таким оценкам эффективности нашей медицины».
Более корректными можно считать сравнительные оценки, которые делала исследовательская компания Ipsos, но с 2022 года она перестала включать РФ в свои рейтинги, говорит Попович. «Мне кажется, что Россия должна ориентироваться на свою систему оценки конкретных показателей качества медицинской помощи и условий ее оказания для пациентов, а для корректного сравнения с другими странами нужно в опросах точно формулировать те особенности, которые можно объективно оценить. Например, обеспеченность врачами или определенным оборудованием в расчете на миллион жителей, перечень доступных лекарств в аптеках и больницах, доступность высокотехнологичной помощи, уровень охвата бесплатной медициной населения и т.п.», – говорит она.
Напомним, что более ранние опросы показывали очень высокий уровень недовольства отечественным здравоохранением. Так, в 2018 году активисты Общероссийского народного фронта провели опрос среди сельских жителей в 81 регионе страны и выяснили, что около 85% респондентов недовольны качеством и доступностью медпомощи.
«По нашим собственным оценкам, удовлетворенность качеством медицинских услуг среди пациентов составляла 40%, сейчас приближается к 55%. Эти цифры кажутся более реалистичными, – сказал «НГ» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. – За время пандемии были реализованы действительно прорывные решения – разрешена интернет-торговля безрецептурными препаратами, электронные рецепты, увеличилось проникновение телемедицины». Вместе с тем, продолжает эксперт, никуда не делись серьезные проблемы первичного медицинского звена – дефицит врачей, низкая доступность специализированной медицинской помощи, инновационных методов лечения, недофинансирование программы ОМС. «Здесь пациенты не увидели никаких изменений. Оценки происходящих изменений и сохраняющихся проблем должны быть более четкими, если мы действительно настроены на дальнейшую реальную реформу системы здравоохранения», – говорит Власов.