Аналитики из Morgan Stanley не исключают существенной коррекции рынка акций в США в этом году. Фото Reuters
Мировая экономика переживает болезненную трансформацию с обострением геополитических конфликтов и ростом неопределенностей для бизнеса. Американские инвестбанки готовятся к наступлению рецессии и ожидают самого крупного падения фондового рынка со времени финансового кризиса 2008 года. Дополняет картину исторический минимум первичного размещения акций (IPO). В случае резкого замедления мировой экономики Россию ожидает снижение спроса на экспортируемые Россией ресурсы, а также невозможность привлечения внешних заимствований, сокращение импорта и инвестиций, предупреждают эксперты.
Ожидания рецессии в США в 2023 году становятся все более массовыми. В случае рецессии американский фондовый рынок столкнется с масштабными распродажами.
Эксперты корпорации Morgan Stanley допускают падение рынка акций на 22%, что станет самой масштабной распродажей со времени мирового финансового кризиса 2008 года. Фондовый индикатор S&P 500 к концу наступившего года может упасть примерно до 3000 пунктов, пишет стратег банка Morgan Stanley Майкл Уилсон. В банке напоминают: консенсус-прогнозы говорят, что экономика США войдет в умеренную рецессию начиная с первой половины 2023 года, а затем восстановится во втором полугодии. ФРС США, как ожидается, завершит цикл подъема процентных ставок и, вероятно, перейдет к их понижению в ответ на ухудшение экономической обстановки. Стратеги же Morgan Stanley считают, что текущие прогнозы предполагают получение излишних корпоративных прибылей, в то время как премия за риск по акциям находится на минимальном уровне с начала глобального финансового кризиса в 2008 году. Согласно базовому сценарию Morgan Stanley, совокупная оценка прибыли компаний индекса S&P 500 в расчете на акцию в 2023 году составит 195 долл., в пессимистичном сценарии – 180 долл. Между тем большинство клиентов банка склоняются к тому, что он составит 210–215 долл. на акцию.
На настроение инвесторов влияют и комментарии Федрезерва. Так, глава Федерального резервного банка (ФРБ) Сан-Франциско Мэри Дейли сказала, что, по ее мнению ФРС придется поднять ставку выше 5% для борьбы с инфляцией. «Я думаю, что уровень выше 5% является абсолютно вероятным», – сказала она в интервью Wall Street Journal. Ее коллега из ФРБ Атланты Рафаэль Бостик также подтвердил, что ставка будет повышена до 5% и более. Пока ставка ФРС в США находится в диапазоне 4,25–4,5%. Таким образом, ФРС намерена бороться с инфляцией, даже невзирая на возможные негативные последствия для экономики. «Но участники рынка не теряют надежды на то, что позиция регулятора может поменяться при ухудшении экономических показателей. Оптимизм также поддерживают прогнозы аналитиков, которые видят возможность избежать рецессии и реализовать сценарий так называемой мягкой посадки экономики. Правда, ожидания рождают разочарования. Когда инвесторы получают информацию, не согласующуюся с их надеждами на скорое завершение процесса повышения ставок, то начинаются распродажи», – рассуждает аналитик Freedom Finance Global Елена Беляева.
Стратеги Deutsche Bank также ждут падения прибылей американских компаний в 2023 году. S&P 500 может упасть примерно до 3225 пунктов к концу 2023 года, что будет соответствовать снижению примерно на 16% с текущих уровней, говорят в Piper Sandler. В Goldman Sachs полагают, что рост экономической активности в Китае может быть омрачен вероятностью рецессии в США и снижением прибылей американских компаний.
Кредиторы накапливают средства на черный день, чтобы подготовиться к замедлению экономического роста, что будет негативно влиять на инвестиционный банкинг. «Большинство американских экономистов прогнозируют либо рецессию, либо значительное замедление роста в этом году. Банки, вероятно, примут во внимание более суровые экономические прогнозы», – отмечают аналитики Morgan Stanley.
Собственно, угроза рецессии уже приводит к тому, что ряд американских инвестбанков начинают сокращать персонал. Так, Goldman Sachs готовится на этой неделе сократить примерно 3,2 тыс. рабочих мест, сообщает агентство Bloomberg. Это будет один из крупнейших в истории банка раундов сокращения рабочих мест. Более трети увольнений придется на сотрудников трейдингового и банковского подразделений Goldman. Последнее сокращение подобного масштаба произошло после краха банка Lehman Brothers в 2008 году, тогда работу потеряли 3 тыс. человек.
Основная причина – ослабление показателей в различных направлениях бизнеса, реорганизация операций и неопределенность перспектив экономики и рынков вынуждают банк сокращать расходы, отмечают эксперты. «Существует множество замедляющих экономическую активность факторов, влияющих на бизнес», – говорил гендиректор Goldman Sachs Дэвид Соломон, выступая перед сотрудниками в конце 2022 года. По его мнению, сейчас стоит «быть осторожнее с финансовыми ресурсами», так как Штаты могут столкнуться с рецессией в 2023 году.
Goldman Sachs – не единственные, кто намерен сократить штат. Morgan Stanley также приступил к программе сокращения штата сотрудников на 2 тыс. человек. По данным источника агентства в отрасли, это около 2% от общей численности работников банка. Агентство Reuters передает, что в Citigroup также сокращают рабочие места после спада в инвестиционно-банковской деятельности.
Эксперты сомневаются, что возможное падение американского фондового рынка прямо отразится на российском. «Зависимость от динамики на внешних площадках минимальная, поскольку иностранные инвесторы из недружественных стран не торгуют на Мосбирже», – отмечает замдиректора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко. С учетом определенной изоляции российского рынка от западного капитала влияние будет ограниченным, продолжает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев. По его мнению, влияние главным образом может транслироваться через цены на сырье, которые в периоды рецессии снижаются.
Еще одним индикатором нарастающих проблем стало снижение объемов IPO. «На падающем рынке сложнее найти финансирование, почти все успешные размещения – это добывающие компании, а интерес к «биотехам» резко снизился», – рассуждает Ващенко. «Резкое сокращение активности проводимых IPO в мире связано с ужесточением финансовых условий, а также ростом ставок для борьбы с инфляцией», – добавляет Короев.
Количество IPO во всем мире резко сократилось в 2022 году на 45% на фоне нестабильной рыночной конъюнктуры, роста процентных ставок и инфляции, отмечают в компании Earnst&Young. Исключением стал сектор энергетики, где произошел всплеск IPO, поскольку цены на нефть и газ резко поднимались. В связи со снижением объема IPO резко упала и выручка, привлеченная в этом году, – на 61%, до 180 млрд долл.
Тенденции, вызывающие резонные опасения относительно падения фондовых индексов, связаны с несколькими важными факторами, замечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Это сильная инфляция в ведущих странах, высокие цены и относительная нехватка энергоносителей, связанная с данными процессами жесткая политика ведущих центробанков с повышением кредитных ставок. Все это в совокупности подрывает спрос на продукцию, рентабельность производств, усиливает долговые риски», – говорит он. По его мнению, это может привести к рецессии, что, в свою очередь, приведет к заметному падению фондовых индексов, напрямую связанных с экономическим положением корпораций.
Для России, по словам эксперта, непосредственное уменьшение фондовых индексов имеет ограниченные последствия, поскольку экономика РФ и финансовый рынок во многом потеряли непосредственную связь с зарубежными фондовыми рынками. «Однако косвенное воздействие может быть значительным. Из-за рецессии может снизиться мировой спрос на экспортируемые Россией ресурсы, а также цены на них. Из-за сжатия глобальных рынков усилятся сложности в привлечении внешних заимствований, инвестиций, импорта товаров даже из стран, не относящихся к «недружественным». Данные обстоятельства наряду с внутренними факторами очень негативны и для экономики России, возможностей наполнения бюджета, курса рубля, нашего фондового рынка», – сообщает он.