По железным дорогам РФ перевозят все меньше грузов. Фото Reuters
Оперативные данные о грузовых перевозках говорят об ускорении экономического спада в декабре. Погрузка на железных дорогах в последний месяц прошедшего года упала сильнее, чем по году в целом. А прирост пассажирских перевозок пока еще не вернул их к доковидным уровням 2019 года. Падающая погрузка на железнодорожных сетях сигнализирует о серьезных проблемах в экономике.
Доказательством хороших перспектив развития экономики России является тот факт, что в нашей стране остались 76% иностранных компаний, которых устраивает деловой климат, заявил в понедельник спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале. «Мы видим, что наш бизнес тоже весьма проворно себя ведет, занимает ниши, которые образуются», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Согласно опубликованному в понедельник Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) аналитическому обзору «Тренды российской экономики», в ноябре 2022 года промышленное производство сократилось на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, хотя некоторые сектора заметно прибавили: строительство выросло на 8,7%. При этом оборот розничной торговли упал на 7,9%, а торговля непродовольственными товарами сократилась на 11,7%.
В последний месяц прошлого года увеличились покупки новых легковых автомобилей. По итогам декабря в России было продано 56,7 тыс. новых легковых автомобилей – это на 10% больше, чем в ноябре, хотя и на 58% меньше, чем в декабре 2021 года. Речь идет и об официально проданных машинах, и о тех, что ввезли в страну по схеме параллельного импорта. АвтоВАЗ сообщил в понедельник, что вернулся с каникул к работе: автомобили будут собирать шесть дней в неделю.
По железным дорогам в 2022 году перевезено свыше 1,14 млрд пассажиров, что на 7,8% больше уровня 2021 года, сообщили в холдинге «Российские железные дороги» (РЖД). Поездами дальнего следования в прошлом году перевезено более 108,3 млн пассажиров (+17,8%), отметили в РЖД. Однако этот рост объясняется лишь ослаблением эпидемии коронавируса. А по сравнению с доковидным 2019 годом пассажирские перевозки в прошлом году не выросли, а сократились. (В 2019 году на инфраструктуре РЖД было перевезено 1,2 млрд пассажиров, из них в дальнем следовании – 116,5 млн пассажиров).
Именно поэтому эксперты не рассматривают частичное восстановление пассажирских перевозок как признак стабилизации в экономике в целом. Тем более что важнейший опережающий индикатор – погрузки на железные дороги – падает даже с ускорением. В понедельник в РЖД сообщили, что погрузка на их сети в декабре 2022 года уменьшилась на 5,3%, а всего в 2022 году снизилась на 3,8% по отношению к уровню 2021 года (до 1,234 млрд т). Наибольшее снижение погрузки в течение года произошло в отправке лесных грузов (снижение на 24,8%), лома черных металлов (21,5%), кокса (15,7%).
Снижение на 3,8% – это самый сильный провал с 2009 года, пишут авторы аналитического Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI), который основал нынешний директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов. Они отмечают, что погрузка РЖД – один из ключевых опережающих индикаторов положения дел в промышленности. В плюсе всего две позиции за 2022 год – контейнеры (1,6%) и строительные грузы (5,7%). В минусе уголь (4,6%), удобрения (6,9%), железная руда (4%), нефть и нефтепродукты (0,7%).
Впрочем, начало 2023 года оказалось оптимистичным с точки зрения восстановления мировых цен на нефть и сокращения дисконта на российское черное золото. Это оживление многие связывают с ростом потребления топлива в Китае после ослабления там карантинных ограничений. Так, пассажирские авиаперевозки в Китае, как ожидается, восстановятся в 2023 году примерно до 75% от допандемийных показателей, заявил глава Управления гражданской авиации КНР Сун Чжиюн.
По предварительным расчетам, российский экспорт в четвертом квартале 2022-го составил 135 млрд долл., и это первое с 2020 года снижение год к году, пишет финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). Экспорт снижается на протяжении трех кварталов подряд – 163,2 млрд во втором квартале 2022 года, 152 млрд – в третьем. По его оценке, в первом квартале 2023-го экспорт товаров и услуг из России может пробить отметку в 100 млрд, опустившись до 90–93 млрд долл. Это на 42% меньше уровня аналогичного периода 2022 года, при этом объем будет находиться на уровне первого квартала 2017 года.