0
3532
Газета Экономика Печатная версия

09.01.2023 19:39:00

Железнодорожный индикатор показал ускоряющийся спад

Пассажирские перевозки в России пока не вернулись к доковидным уровням

Тэги: экономика, тренды, железная дорога, грузовые перевозки, пассажироперевозки, экспорт


экономика, тренды, железная дорога, грузовые перевозки, пассажироперевозки, экспорт По железным дорогам РФ перевозят все меньше грузов. Фото Reuters

Оперативные данные о грузовых перевозках говорят об ускорении экономического спада в декабре. Погрузка на железных дорогах в последний месяц прошедшего года упала сильнее, чем по году в целом. А прирост пассажирских перевозок пока еще не вернул их к доковидным уровням 2019 года. Падающая погрузка на железнодорожных сетях сигнализирует о серьезных проблемах в экономике.

Доказательством хороших перспектив развития экономики России является тот факт, что в нашей стране остались 76% иностранных компаний, которых устраивает деловой климат, заявил в понедельник спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале. «Мы видим, что наш бизнес тоже весьма проворно себя ведет, занимает ниши, которые образуются», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Согласно опубликованному в понедельник Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) аналитическому обзору «Тренды российской экономики», в ноябре 2022 года промышленное производство сократилось на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, хотя некоторые сектора заметно прибавили: строительство выросло на 8,7%. При этом оборот розничной торговли упал на 7,9%, а торговля непродовольственными товарами сократилась на 11,7%.

В последний месяц прошлого года увеличились покупки новых легковых автомобилей. По итогам декабря в России было продано 56,7 тыс. новых легковых автомобилей – это на 10% больше, чем в ноябре, хотя и на 58% меньше, чем в декабре 2021 года. Речь идет и об официально проданных машинах, и о тех, что ввезли в страну по схеме параллельного импорта. АвтоВАЗ сообщил в понедельник, что вернулся с каникул к работе: автомобили будут собирать шесть дней в неделю.

По железным дорогам в 2022 году перевезено свыше 1,14 млрд пассажиров, что на 7,8% больше уровня 2021 года, сообщили в холдинге «Российские железные дороги» (РЖД). Поездами дальнего следования в прошлом году перевезено более 108,3 млн пассажиров (+17,8%), отметили в РЖД. Однако этот рост объясняется лишь ослаблением эпидемии коронавируса. А по сравнению с доковидным 2019 годом пассажирские перевозки в прошлом году не выросли, а сократились. (В 2019 году на инфраструктуре РЖД было перевезено 1,2 млрд пассажиров, из них в дальнем следовании – 116,5 млн пассажиров).

Именно поэтому эксперты не рассматривают частичное восстановление пассажирских перевозок как признак стабилизации в экономике в целом. Тем более что важнейший опережающий индикатор – погрузки на железные дороги – падает даже с ускорением. В понедельник в РЖД сообщили, что погрузка на их сети в декабре 2022 года уменьшилась на 5,3%, а всего в 2022 году снизилась на 3,8% по отношению к уровню 2021 года (до 1,234 млрд т). Наибольшее снижение погрузки в течение года произошло в отправке лесных грузов (снижение на 24,8%), лома черных металлов (21,5%), кокса (15,7%).

Снижение на 3,8% – это самый сильный провал с 2009 года, пишут авторы аналитического Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI), который основал нынешний директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов. Они отмечают, что погрузка РЖД – один из ключевых опережающих индикаторов положения дел в промышленности. В плюсе всего две позиции за 2022 год – контейнеры (1,6%) и строительные грузы (5,7%). В минусе уголь (4,6%), удобрения (6,9%), железная руда (4%), нефть и нефтепродукты (0,7%).

Впрочем, начало 2023 года оказалось оптимистичным с точки зрения восстановления мировых цен на нефть и сокращения дисконта на российское черное золото. Это оживление многие связывают с ростом потребления топлива в Китае после ослабления там карантинных ограничений. Так, пассажирские авиаперевозки в Китае, как ожидается, восстановятся в 2023 году примерно до 75% от допандемийных показателей, заявил глава Управления гражданской авиации КНР Сун Чжиюн.

По предварительным расчетам, российский экспорт в четвертом квартале 2022-го составил 135 млрд долл., и это первое с 2020 года снижение год к году, пишет финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). Экспорт снижается на протяжении трех кварталов подряд – 163,2 млрд во втором квартале 2022 года, 152 млрд – в третьем. По его оценке, в первом квартале 2023-го экспорт товаров и услуг из России может пробить отметку в 100 млрд, опустившись до 90–93 млрд долл. Это на 42% меньше уровня аналогичного периода 2022 года, при этом объем будет находиться на уровне первого квартала 2017 года. 


Читайте также


Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Виктория Панфилова

В Бишкеке состоялся саммит глав государств организации

0
1267
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
1298
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
848
Либо рост численности населения, либо роботы

Либо рост численности населения, либо роботы

Анастасия Башкатова

Будущее российской экономики зависит от инвестиционной проактивности

0
2645

Другие новости