Фото Национальной службы санитарной авиации
У медиков-реаниматологов есть термин «золотой час». Считается, что если пострадавшему оказать медицинскую помощь в первый же час после получения травмы, даже очень тяжелой, то шансы на его выживание существенно повышаются. В российских условиях это правило приобретает особенную значимость. Обширные территории нашей страны, отсутствие в отдаленных районах дорог или вовсе - любой инфраструктуры, как на Крайнем Севере, диктует свои условия к оказанию первой медпомощи. Не стоит также забывать и про пресловутые городские пробки, когда столь драгоценное время можно потратить на преодоление заторов.
Одним из способов ускорить доставку в больницы пострадавших при тяжелых ДТП, пожарах и других происшествиях является перевозка их вертолетами. В России эту задачу выполняет Национальная служба санитарной авиации, созданная при содействии Госкорпорации Ростех. Чтобы понять, как эта структура функционирует и какое у нее будущее, мы поговорили с заместителем генерального директора НССА Муратом Хуповым.
Расскажите, в каких регионах сегодня представлена НССА? И правда ли, что доставка пациентов вертолетами помогает спасать больше жизней?
Национальная служба санитарной авиации – это молодая компания, которой в августе исполнилось пять лет. Сегодня мы представлены уже в 53 субъектах страны. В их числе регионы Дальнего Востока – Республика Бурятия, ЕАО, Хабаровский, Приморский, Забайкальский и Камчатский края, Чукотка, Амурская и Сахалинская область, где медицинские вертолеты действительно незаменимы, так как без них практически ничего невозможно – нет дорог.
При этом необходимость в НССА есть на Юге страны и на Северном Кавказе, а также в Центральной части России, чтобы доставлять пациентов в Москву из Подмосковья и близлежащих регионов.
Санитарная авиация действительно спасает жизни, но я не стал бы называть ее панацеей, это скорее один из инструментов для врачей. С его помощью можно в «золотом часе» оказать пациенту необходимую квалифицированную медицинскую помощь, что существенно повышает его шансы.
Как создавалась служба санитарной авиации?
Большое участие в реализации такого важного для страны проекта принимает Госкорпорация Ростех. Для этого у корпорации есть все ресурсы – она производит вертолеты, медицинское оборудование, осуществляет сервисное обслуживание, имеет большой опыт реализации инфраструктурных проектов такого масштаба.
Но даже с таким надежным партнером, в самом начале пути мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, в стране не существовало необходимой законодательной базы - мы создали единый типовой контракт для всех регионов. Кроме того, раньше не было регламентировано оснащение медицинского воздушного судна. Мы обратились в Министерство здравоохранения и сегодня в Приказе о скорой помощи появилось приложение «Оснащение вертолета».
Теперь врачи, которые взаимодействуют с НССА, понимают, что они вправе требовать от медицинского борта, какое оборудование может быть предоставлено и для каких ситуаций.
Фото Национальной службы санитарной авиации |
Естественно, ключевым достижением стало то, что теперь шанс на спасение жизни человека появился даже, казалось бы, в безвыходной ситуации.
Кроме того, реализация такой глобальной задачи позволила создать тысячи рабочих мест. Помимо непосредственно пилотов и медиков, это и обслуживающий персонал на аэродромах базирования, и специалисты, участвующие в производстве авиатехники.
Развитие санитарной авиации обеспечивает заказами авиационные предприятия, которые выпускают машины, обслуживают их согласно регламентам на протяжении всего жизненного цикла. Задействованы и отечественные производители медтехники, которой оснащаются вертолеты. Всего на сегодняшний день это, наверное, свыше 10 тысяч специалистов.
Сколько всего людей - больных, пострадавших - было спасено за 5 лет вашей работы? Какие вертолеты сейчас есть в распоряжении НССА?
С момента создания по ноябрь 2022 года вертолеты НССА совершили 16 880 вылетов и перевезли 19759 пациентов. В том числе 2,5 тысячи детей, из которых около 900 – младенцы.
Мы используем вертолеты двух типов — это «Ми-8» и «Ансат». Они оснащены практически одинаково, отличаются только тем, что на «Ми-8» есть возможность перевозки сразу нескольких пациентов.
Эти вертолеты оборудованы так же, как и реанимобиль класса C. Другими словами, в них можно перевозить пациентов, начиная от недоношенного ребенка и заканчивая тяжелым реанимационным пациентом, который находится на искусственной вентиляции легких. Это могут быть пострадавшие в ДТП и при техногенных катастрофах, с ожогами – в любом состоянии. Мы можем доставить до медучреждения пациента даже в самой терминальной стадии.
Какие планы у НССА на ближайшие годы?
Наша главная задача и план на будущее – увеличить охват территорий услугами санавиации и обеспечить доступ к медицинской помощи для жителей даже самых труднодоступных районов. Эти услуги должны оказываться по всей стране по единым стандартам.
Также будем наращивать свои возможности. Планируется нарастить парк до 85 вертолетов и это не предел.
Кроме того, в перспективе, после проработки необходимой законодательной базы, может быть создана единая IT-платформа, с помощью которой любой участковый врач или, например, сотрудник ГИБДД, имел бы возможность вызвать борт для оказания медицинской помощи на место происшествия или больному.