В правительстве рассчитывают в ближайшие пару лет удвоить выпуск автомобилей. Фото с сайта www.government.ru
Масштабы военного конфликта на территории Украины заставляют РФ наращивать выпуск оборонной продукции. Региональные власти говорят о переходе предприятий на работу в три смены и о резком увеличении численности работников. Темп расходования снарядов или выбытия военной техники скорее всего превышают докризисные мощности отечественных предприятий. На последнем в этом году заседании российское правительство утвердило новую стратегию для металлургии и потребовало обновить список ее приоритетов.
«Прошу Министерство промышленности и торговли как можно быстрее принять все необходимые решения для обеспечения реализации стратегии и подготовить, что очень важно, перечень приоритетных инвестиционных проектов в металлургии, которые позволят достичь технологического суверенитета в этой отрасли», – поставил на задачу в среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Он напомнил, что долгосрочный план действий для металлургов был разработан по поручению главы государства. «В новых условиях крайне важно усилить независимость отрасли в отношении сырья, его переработки, а также всех нужных технологий и оборудования. Особое внимание будем уделять расширению сбыта услуг и продукции отечественных предприятий», – подчеркнул глава кабмина. Стратегия развития металлургии была утверждена на заседании правительства 28 декабря.
Со второй половины года ход специальной военной операции заставил наращивать производство военной техники. Все предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Челябинской области загружены работой, а большинство из них перешли на работу в три смены, сообщил в среду губернатор региона Алексей Текслер. Потребность предприятий ОПК Омской области в кадрах вырастет в 2023 году почти на 70%, сообщил министр промышленности Омской области Андрей Посаженников.
Первые совещания о проблемах металлургии с участием главы государства состоялись еще в апреле этого года, когда казалось, что для металлургов нужно придумывать искусственные внутренние потребности вроде металлического каркасного домостроения. Но ход спецоперации показывает, что для металлургов возникли и другие масштабные задачи в рамках наращивания производства военной продукции.
Рассчитанная до 2030 года стратегия развития металлургической отрасли направлена на стимулирование внутреннего спроса, переориентацию экспорта на альтернативные зарубежные рынки, подчеркивал премьер.
Комментируя положения новой стратегии, вице-премьер Денис Мантуров отмечал, что производство готового проката черных металлов в РФ к 2030 году в рамках нового документа планируется нарастить на 33%. Стратегия нацелена на быструю адаптацию отрасли к новым условиям с возвращением в режим роста не позднее 2024 года, рассказывал чиновник.
Добиваться этого предполагается за счет расширения производства, ориентации на внутренний спрос и экспорт. Так, власти намерены расширять производственную номенклатуру, углублять переработку металлов и осваивать высокие переделы. «Для этого нам критически важно обеспечить технологический суверенитет в части сложного оборудования для выплавки стали и производства проката», – говорил Мантуров. Вторым ключевым направлением стратегии он назвал внутренний спрос на металлургическую продукцию. Заметим, именно в рамках этого направления власти ранее разработали план по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе, реализация которого позволит перевести на эту технологию до 30% массового жилищного строительства (см. «НГ» от 31.08.22).
Чиновники также рассчитывают, что новыми приоритетными направлениями внешних поставок этой продукции станут рынки Турции, Китая, стран ЕАЭС и СНГ, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.
В целом положение дел в российской металлургии не такое уж и плохое, считают чиновники. «Несмотря на панические прогнозы иностранных экспертов о спаде производства на 24%, по итогам десяти месяцев текущего года фиксируем снижение выплавки стали только на 6,5%. При этом наблюдается рост производства в отдельных сегментах рынка – в частности, производство стальных труб увеличилось на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – отметил Мантуров в среду.
Кроме стратегии для металлургии правительство РФ утвердило в среду и стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. Эта стратегия предполагает удвоение выпуска автомобилей в ближайшие два-три года. Именно такую задачу, напомнил он, «насытить наш рынок, обеспечить достаточное предложение автомобилей, и в первую очередь легковых», ставил перед правительством президент.
«Основные усилия будут направлены на научные исследования, разработки и организацию производства в нашей стране компонентов и систем. Реализация стратегии поможет и нашим смежным отраслям, которых у автопрома, кстати, очень много. Это и металлургия, и металлообработка, химия, электротехника, электроника, информационное технологии, программное обеспечение», – уточнил глава кабмина.
Ранее на этой неделе Денис Мантуров сообщил, что работа над стратегиями завершена. Он, в частности, отмечал, что долю автомобилей российского производства на внутреннем рынке планируется увеличить с 40 до 80% к 2030 году. Показателя планируется достичь за счет утроения до 2025 года производства автокомпонентов в РФ и увеличения выпуска всех видов авто в два раза, для чего потребуется и увеличение объемов господдержки.
В правительстве подчеркивают, что основная задача документа не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями сейчас, когда многие зарубежные корпорации под давлением своих властей ушли из России, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой – от самых простых деталей до сложных элементов.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе главными целями стратегии чиновники объявляют обеспечение технологического суверенитета автопрома и удовлетворение спроса, в основном за счет высоколокализованной продукции и увеличения количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе (см. «НГ» от 26.12.22).
В интервью ТАСС в среду Мантуров отметил, что, несмотря на то что РФ планомерно наращивала уровень локализации, в автопроме возникли сложности. «Проблема оказалась в другом: сами собственники иностранные просто ушли и все свои компетенции и наработки захотели забрать с собой. При этом производители компонентов, в том числе иностранные, остались в России – те, кто уже локализовался. Но, поскольку ушел сам бренд, им в какой-то момент стало нечего производить», – заметил он.
Чиновник сообщил, что сегодня власти формируют иную конструкцию. «У предприятий и заводов должны быть российские владельцы, которые работают в кооперации с иностранными поставщиками из дружественных стран. То есть компетенции и технологии нарабатываться будут в России, и технологическая независимость будет более стабильной. Например, «Москвич» предприятие принадлежит Москве, управление отдано «КамАЗу», который, в свою очередь, уже привлек иностранного партнера. То есть основной стейкхолдер должен быть российский», – подчеркнул вице-премьер.
По мнению экспертов «НГ», основная проблема новых стратегий – финансирование. «Если бюджетных средств будет не хватать, это может сказаться на сроках реализации стратегий, переносе или даже отмене некоторых пунктов», – рассуждает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Другой проблемой может стать нехватка персонала. «Как известно, в машиностроении давно наблюдается отток кадров, старение сотрудников, снижение интереса к рабочим и инженерным специальностям. Если эта проблема будет сохраняться, это может затруднить реализацию стратегий, осложнить достижение поставленных в них целей», – не исключает Баранов.
Что касается стратегии развития автопрома, то это тот самый случай, когда участие в «автомобильной гонке» гораздо важнее ее результатов, говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. «Российскому автопрому просто необходимо ввязаться в жесткую схватку за российский рынок. И не потому что другого у отечественных автопроизводителей может не быть, а по причине острой необходимости в быстром развитии», – считает он.
По мнению эксперта, единственной возможностью для этого, учитывая пропасть между российским автопромом и лидерами этой отрасли, является соревнование с нашим китайским партнером. «Китай на данный момент немного отстает от западных компаний в конечном качестве автомобилей, но с точки зрения темпов развития именно китайский автопром обладает возможно лучшей на данный момент организационной технологией», – рассуждает аналитик, сомневаясь, что российские автопроизводители смогут выиграть у Китая к 2030 или 2035 году.
«Российскому автопрому нужна локализация производства, приобретение компетенции и перенятие организационной технологии Китая, которую можно распространять и на другие отрасли обрабатывающего сектора России. Во всем остальном, имея в виду дешевые ресурсы, сильно недооцененный человеческий капитал с высоким образовательным потенциалом, огромный запас для наращивания потребления электроэнергии, у отечественной экономики не просто достаточно, а достаточно на несколько стран», – подчеркивает Алексей Федоров.