Фото агентства городских новостей "Москва"
Уходящий год для банковского сектора выдался не из легких. Антироссийская политика Запада и постоянно вводимые санкции, казалось, могут усложнить доступ к банковским сервисам и услугам. В частности, речь идет об отключении от SWIFT, удалении банковских приложений из Google Play и App Store, запрете на поставку в страну банкнот доллара и евро и других «подножках». В такой ситуации Сбер продолжал строить свою деятельность вокруг поддержки своих клиентов, помогая пройти цифровую трансформацию юрлицам, а также развивая новые возможности и сервисы для физлиц, помогая в сложных жизненных ситуациях.
В сложных ситуациях
Первый зампред правления Сбера Александр Ведяхин в рамках пресс-конференции не отрицал, что 2022 год выдался сложным. Банк всегда шел и идет навстречу клиентам, которые находятся в непростой ситуации.
В уходящем году Сбер реструктурировал около 50 тыс. корпоративных кредитов на сумму 5 трлн руб. Реструктуризация розничных составила 207 тыс. кредитов на сумму 86 млрд руб., без учета особой программы кредитных каникул для военнослужащих.
Большое банк уделял безопасности клиентов. «154 млрд руб. мы спасли нашим клиентам за 2022 год, что почти на 40% больше, чем в 2021 году», – сказал Александр Ведяхин. Кроме того, было предотвращено почти 1,5 тыс. фишинговых атак против сотрудников банка, заблокировано 174 тыс. вредоносных писем. Искусственный интеллект анализирует больше 450 млн операций в сутки.
«Хорошая новость, что на 15% снизилось число обращений клиентов о попытках мошенничества», – братил внимание зампред Сбера.
Популярность юаня
В СберБанк Онлайн можно осуществлять операции с 11 валютами, а офисах клиентам доступны 19 валют. Банк активно работает с китайской валютой.
Оборот юаня вырос в 2022 году вырос более чем в 60 раз по сравнению с 2021 годом. Количество клиентов увеличилось более чем в 5 раз. «Мы видим рост числа клиентов по безналичному обмену валюты на 25% – 2170 тыс. в 2022 году против 1740 тыс. в прошлом году», – привел данные Ведяхин. Сейчас 200 тыс. клиентов Сбера имеют вклады в юанях или конвертируют валюту. В 2021 году таких было только 40 тыс. человек.
Вторая половина года была временем юаня. И в следующем году этот тренд будет развиваться, считает Ведяхин. Он не исключил, что к концу 2023 года удастся открыть филиал в Китае. «Обычно это занимает 1,5-2 года, но мы надеемся справиться с этой задачей быстрее», – добавил Ведяхин.
Прогресс банкоматов
Сбер продолжает обновлять сеть банкоматов. Сейчас средний возраст банкомата составляет 3,5 года при сроке эксплуатации 7 лет. При этом все устройства многофункциональны – на данный момент 97% парка оборудовано кэш-ресайклерами, которые позволяют принимать и вносить наличные по системе замкнутого цикла обращения наличных. Это означает, что почти во всех банкоматах можно не только снять, но и внести наличные.
В 2022 году Сбер приступил к переводу своих банкоматов на Linux. Это первый в России опыт использования Linux для банкомата. Сейчас более 100 таких банкоматов, но в 2023 году планируется сделать тираж на всю сеть – 14 тыс. устройств, в том числе устройств электронной очереди.
«Есть интересные продукты, которые мы сейчас будем раскатывать: снятие наличных через банкомат по QR (то есть в принципе вам уже не нужна банковская карта, чтобы снять деньги в банкомате), внос наличных также по QR и запись в офис Сбера через виртуального ассистента», – сказал Ведяхин.
Новый сервис позволяет пополнить карту Сбера, даже если ее с собой нет. «Достаточно выбрать на экране банкомата опцию «Внести через СберБанк Онлайн» и отсканировать появившийся QR-код, а затем указать сумму и нужную карту в смартфоне в приложении СберБанк Онлайн», – говорится в пресс-релизе банка.