Фото Pixabay
Уход крупнейших западных поставщиков с российского рынка существенно изменил его ландшафт. Теперь на полках магазинов доминируют российские сорта виски, сухих или игристых вин. В стране, как объясняют эксперты «НГ», произошло вполне успешное алкогольное импортозамещение виски, джина и рома. Российские производители занимают уже половину рынка сухих вин.
Россияне в 2022 году нарастили потребление отечественных игристых вин на четверть к аналогичному периоду 2021 года, сообщили аналитики Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Рост производства отечественных игристых вин они связывают с введением ограничений на ввоз продукции зарубежных производителей, а также успешным годом для виноградарства: в 2021 году из-за природных катаклизмов производители сокращали объемы производимой продукции.
Дефицита алкоголя в преддверии Нового года не предвидится, сообщил накануне председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. По его словам, сейчас ушедшие бренды замещены новыми поставщиками, а цены даже снизились на фоне благоприятного для импорта курса рубля к иностранным валютам. При этом за время перебоев с поставками выросла популярность российского вина.
По данным Росалкогольрегулирования, производство алкоголя в январе–октябре 2022 года выросло на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составило 158,7 млн декалитров (дал). Водки выпустили 67 млн дал (рост на 7,7%), коньяка – 7,2 млн дал (14,7%). Производство ликеро-водочных изделий крепостью до 25% снизилось на 74,3%, а крепостью более 25% – выросло на 42,6%.
Производство винодельческой продукции увеличилось на 7,5% и составило 51,8 млн дал. В том числе производство вина выросло на 9,1% и превысило 27 млн дал. Больше всего вырос выпуск ликерных вин – в 5,2 раза, до 850 тыс. дал. Ликерными винами у нас называют сладкие напитки с 20–35% сахара и крепостью 12–16%.
Производители торопятся удовлетворить спрос на «сладенькое». Всего в январе–ноябре этого года в РФ, по данным все того же Росалкогольрегулирования, было продано 101,2 млн дал алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 3,4% больше, чем год назад. Продажи виноградных вин за 11 месяцев 2022 года составили 48,2 млн дал, это только на 0,6% превышает показатель прошлого года. Темпы роста продаж шампанских и игристых вин были выше – 8,5%, всего продали 14,9 млн дал. Водки ушло потребителям в розницу на 6% больше (68,8 млн дал), коньяка на 4,5% больше (11,1 млн дал.). А вот других ликеро-водочных изделий крепостью выше 25 градусов – 10,2 млн дал, это на 27,5% больше. Наибольшими темпами росли розничные продажи именно ликерных вин – почти в 2,5 раза, 655,2 тыс. дал.
Изменения алкогольного ландшафта видны и по отношению к «плодово-выгодным» напиткам: реализация фруктовых вин снизилась на 18,2%, до 9,3 млн дал. Почти на 53%, до 13,6 млн дал выросли продажи слабоалкогольной продукции.
Рост производства – это отлично, но на самом деле все не так «громко», сказал «НГ» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Продажи игристых вин в России в 2022 году выросли всего на 8%, а вина – менее чем на 1%. Ничего грандиозного. Рост продаж связан с тем, что средний класс сидит дома, в России, в 2022 году путешествий в четыре раза меньше по сравнению с 2021 годом. Продажи игристых выросли еще и на замещении игристыми винами части импортных тихих вин», – говорит он.
С импортозамещением получилось не так, как хотелось бы, говорит эксперт. «Импорт вина в 2022 году упал всего примерно на7%, то есть обвала нет. А импорт игристых вообще вырос на 7%. Импортозамещения серьезного не произошло по той причине, что потребитель импортного вина и игристого в России – исключительно средний класс. Он не захотел решительно отказываться от импорта даже в кризис 2022 года», – говорит Дробиз.
«С российского алкогольного рынка безвозвратно ушли Louis Vuitton Moet, Hennessy, Bacardi Martini, Pernod Ricard, Diageo. Продукция этих брендов не разрешена к параллельному импорту. В то же время продукция компаний, производящих, например, бурбон Jim Beam, виски Jack Daniels, бальзама Jägermeister и других – разрешена к такому виду импорта», – рассказал «НГ» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
По его словам, правообладатели выступают против параллельного импорта. «У крупных брендов, которые не разрешено «параллелить», были представительства в России, они даже создали Комитет производителей алкогольной продукции, довольно успешно представляющий их интересы. Отсутствие продукции этих компаний в списке параллельного импорта говорит, с одной стороны, о том, что им удается защищать свои права даже после ухода с российского рынка, с другой стороны, о перспективах их возврата», – считает Шапкин.
По словам эксперта, в РФ в любом случае идет процесс активного замещения импортных брендов. «Уже больше половины рынка виски обеспечено российскими производителями, хоть все российские бренды скромно выпускаются под английскими названиями. В 2022 году производство виски в России выросло на 35%. Всего рынок оценивается в 8 млн дал ежегодно», – говорит он.
Растет производство российского джина. «В этом сегменте наши производители преуспели, импортозамещение превысило 80%, рост производства в 2022 году – почти в четыре раза. Всего рынок оценивается в 3,5 млн дал», – отмечает Шапкин.
В России в шесть раз выросло производство рома. «Обьемы производства пока сравнительно небольшие – 2,5 млн л при общем рынке в 45 млн в год. Пока на нашем рынке доминируют доминиканский и пуэрто-риканский ром, импорт снизился незначительно – на 15%», – продолжает эксперт. При этом он подчеркивает, что ром и виски просто разливаются в России из импортных дистиллятов.
«Текила в России пока не разливается, – говорит Шапкин. – В список параллельного импорта включен ряд брендов текилы. Дефицит текилы будет покрываться как параллельным импортом, так и новыми контрактами с производителями, которые не выходили на российский рынок. Следует отметить, что 9 из 10 самых продаваемых брендов текилы в мире принадлежат транснациональным корпорациям, которые ушли с российского рынка. Спрос на текилу растет ускоренными темпами как в США, так и в Европе. Так что нас ждет рост цен».
Производство коньяка в России выросло на 13,5% в 2022 году. По итогам года будет произведено примерно 9 млн дал. Общий рынок примерно 12 млн дал, приводит цифры Шапкин. «Грузия и Армения ввозят вместе около 9 млн л коньяка. Импорт из Грузии вырос более чем на 20%. Поскольку Евросоюз запретил экспортировать в Россию только напитки стоимостью более 300 евро, открываются перспективы для замещения продукции ушедших брендов европейскими производителями из разных стран. Следует ждать большего разнообразия импортных коньяков, арманьяков, бренди, дивинов и прочего в 2023 году», – рассуждает эксперт.
Объем рынка сухого вина в РФ составляет около 53 млн дал в год, и он остался практически на уровне прошлого года. «Более половины рынка приходится на российскую продукцию, – говорит Шапкин. – Ни одного сильного транснационального бренда вина на российском рынке нет. По большому счету россиянам все равно, под каким брендом продается импортное вино. Имеет значение цена и страна происхождения. Ну и категория вина. Дефицита не ожидается. Существенного роста цен тоже, если только со стороны РФ не будут введены новые ограничения типа проверки качества импортных вин».