0
4492
Газета Экономика Печатная версия

21.12.2022 20:28:00

Транспортная пробка лишила бюджет 1,5 триллиона рублей

Отток населения с Дальнего Востока чиновники обещают остановить к 2035 году

Тэги: экономика, ввп, дальний восток, миграционный отток, транспортные проблемы, ипотека, госвложения, тор, налоговые льготы

On-Line версия

экономика, ввп, дальний восток, миграционный отток, транспортные проблемы, ипотека, госвложения, тор, налоговые льготы Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал депутатам об успехах дальневосточной ипотеки. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Ответственный за развитие Дальнего Востока федеральный министр Алексей Чекунков рассказал в среду, что ему поручено остановить отъезд населения региона – но только к 2035 году. Пока же ограниченная провозная способность (точнее – неспособность) Дальнего Востока отнимает у российской экономики более одного процента ее ВВП. Важный для региона законопроект о северном завозе министр пообещал внести в Госдуму к весне 2023 года.

Алексей Чекунков, выступая в среду перед депутатами на «правительственном часе», отчитался об успехах развития Дальнего Востока. К примеру, темпы ввода жилья на Дальнем Востоке в 2022 году оказались выше, чем в среднем по стране. «Сдача жилья выросла на 37%... Притом что в стране наблюдался рост на 22%.

По итогам года мы сдадим порядка 3,3 млн кв. м жилья», – рассказывал министр.

Министр такие успехи связывает с востребованностью в регионе «дальневосточной ипотеки», действие которой продлено до 2030 года. «За три года 56 тыс. семей купили новое жилье или построили свой дом. Каждая вторая квартира в новостройке на Дальнем Востоке была куплена с использованием «дальневосточной ипотеки». Весной программа была распространена также на врачей и учителей, без ограничения по возрасту. До сих пор льготные кредиты выдавались только молодым семьям до 35 лет», – сказал министр.

«Указом президента поставлена задача в срок до 2035 года прекратить миграционный отток населения с Дальнего Востока. За два года реализации в рамках национальных проектов было построено и реконструировано более 1000 социальных объектов: это 366 поликлиник и ФАП, 195 школ, колледжей и детских садов, 188 спортивных объектов, 185 объектов культуры. План на 2023 и 2024 годы – сдать еще почти 600 объектов», – сообщил глава Минвостокразвития. Ранее он сообщил, что транспортные проблемы региона стали макроэкономическим тормозом для всей страны. Недополученные доходы из-за дефицита провозной способности Восточного полигона (Байкало-Амурская магистраль и Транссиб) составили более 1,5 трлн руб., сообщил Чекунков.

Компании, имеющие статус резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, вложили в экономику Дальнего Востока около 3 трлн руб., продолжил свой отчет Алексей Чекунков. «572 предприятия введено в эксплуатацию. Создано 107 тыс. новых рабочих мест, две трети из них – на крупных предприятиях с более высокой заработной платой, чем в среднем по региону», – подчеркнул он.

В целом же на Дальнем Востоке с мерами господдержки реализуется более 2,7 тыс. проектов с общим объемом инвестиций почти в 7 трлн руб., при этом четверть этих проектов, что ожидаемо, открываются в добывающих отраслях, остальное – в сфере глубокой переработки, машиностроения, судостроения, логистики, транспорта, сельского хозяйства и туризма.

Чекунков заверяет: госвложения в регион уже окупились. «Госинвестиции, вложенные в развитие Дальнего Востока в форме налоговых преференций и субсидий на строительство инфраструктуры, уже окупились. Объем налоговых поступлений, страховых взносов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами преференциальных режимов с 2015 года, составил более 226 млрд руб. При этом накопленные расходы бюджета, а также льготы, предоставленные резидентам за тот же период, составили 164 млрд руб.», – сообщил глава Минвостокразвития, отметив, что вложенные из бюджета РФ средства принесли в бюджет 62,5 млрд руб. прибыли.

Чиновники надеются на дальнейшее развитие региона, предлагая распространить на весь Дальний Восток налоговые льготы территорий опережающего развития. «Наиболее верный путь – накрыть режимом ТОР весь Дальний Восток», – предлагал Чекунков (см. «НГ» от 11.12.22).

Счетная палата обращала внимание на такие проблемные точки региона, как занятость населения и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). «Здесь не может быть массовых производств, особенно в городах с населением в 100–150 тыс. человек. Это другой уровень технологического развития и соответственно другой уровень заработной платы», – обращала внимание аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. «Люди стараются переехать туда, где они могут быстрее и, скажем так, безболезненнее устроиться и получить более высокую зарплату… Мы видим, что у нас есть такие регионы, например, Чукотка, где зарплата составляет 220% к среднероссийской. А есть Хабаровский и Приморский края, ключевые промышленно развитые регионы, где уровень заработной платы чуть ниже, чем в среднем по России», – сообщала она. Кроме того, говорила Трунова, далеко не каждый крупный бизнес пойдет в небольшие города, а значит, необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.

В регионе остаются транспортные проблемы. 80% водных путей на территории Дальнего Востока и Арктики в силу неразвитости автомобильных и железных дорог являются единственным способом доставки грузов и пассажиров, обращал внимание зампредкомитета Совета Федерации по федеративному устройству и делам Севера Анатолий Широков. «В границах Дальнего Востока и Арктической зоны расположены участки внутренних водных путей протяженностью чуть более 34 тыс. км. При этом из них только 21 тыс. км с гарантированными габаритами судовых ходов. Наличие лимитирующих участков внутренних водных путей приводит к существенному снижению провозных способностей флота из-за уменьшения загрузки судов, а также к ограничению скорости прохождения отдельных участков», – отмечал сенатор.

«На протяжении 9,5 тыс. км Транссиба и 4,5 тыс. км Байкало-Амурской магистрали, конечно, провести еще больше грузов, чем провозится сегодня, крайне сложно», – признают чиновники. Разгрузить Восточный полигон предлагалось за счет развития Севморпути (СМП), но на это потребуются годы. «Я считаю самым важным достижением 2022 года… принятие комплексного плана развития Северного морского пути. Это программный документ до 2035 года с общим объемом инвестиций 1,8 трлн руб., который описывает, что должно быть сделано, чтобы СМП с сегодняшних 34 млн т (грузооборота. – «НГ») вырос до более 200 млн т уже в ближайшее десятилетие», – сообщил Чекунков.

Темпы экономического развития Дальнего Востока в последние годы выглядят впечатляюще, считают эксперты «НГ». «Главными факторами роста являются добывающие отрасли. В среднем темп роста ВРП регионов Дальнего Востока составляет 3–4%, что в целом более чем на 1–1,2% превышает общероссийский показатель», – сообщает доцент РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян.

Он также считает, что дополнительным стимулом к развитию регионов Дальнего Востока стал постепенный разворот России к экономическому сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). 

«В перспективе благодаря такому взаимодействию темп роста ВРП регионов Дальнего Востока может еще ускориться на 2–4%. А перспектива превращения всего Дальнего Востока в территорию опережающего развития может способствовать дополнительному притоку инвестиций из стран АТР, Китая, Индии», – рассуждает экономист.

«Китайские инвесторы и до 2022 года проявляли скромный инвестиционный интерес к России в целом и Дальнему Востоку – в частности. Сейчас их колебания вряд ли связаны с объемом налогов. Скорее им важен прогноз внутреннего спроса, а также понимание предложения российских партнеров в плане развития сопутствующей инфраструктуры, без которой реализация многих дальневосточных проектов невозможна», – говорит директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Высшей школы экономики Евгений Куценко.

Дальний Восток и сейчас имеет множество преференциальных режимов, отмечает экономист. «За последние годы создано 23 ТОРа, две особые экономические зоны, Свободный порт Владивосток, технологическая долина «Русский». В 2020 году для территорий, относящихся к Арктической зоне России (включающей два региона ДФО), запущен еще один особый экономический режим. В этом году запускается усовершенствованный ТОР для Курильских островов. При этом, несмотря на такое разнообразие, данные режимы привлекают в основном российские компании, работающие на внутренний рынок. Зарубежных инвесторов мало, а уровень интеграции в экономики стран АТР невысок. Исследования демонстрируют невысокое влияние новых инвестиций на социально-экономическое развитие Дальнего Востока и недостаточную притягательную силу введенных льгот для зарубежных инвесторов. Доля иностранных инвестиций в капитале компаний – резидентов префрежимов в среднем не превышает 0,2%, а льготный режим привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ оказался ими не востребован. Нет никаких оснований считать, что в текущих условиях расширение режима ТОР принесет какие-либо дивиденды», – говорит Куценко.

«Распространение ТОР на весь Дальний Восток создаст нагрузку на бюджет в части создания инфраструктуры. Государство может инвестировать в создание инфраструктуры как через Корпорацию развития Дальнего Востока, так и через механизмы субсидирования затрат резидентам. Эти механизмы позволят всколыхнуть инвестиционную активность на территориях, где будет установлен режим ТОР», – уверен координатор «Деловой России» в ДФО Денис Грось.

«Без наличия льгот, специальных субсидий или иных форм государственного участия многие предприятия, работающие на Дальнем Востоке, не будут конкурентоспособными по отношению как к отечественным производителям в других регионах, так и к зарубежным компаниям из многонаселенных восточноазиатских соседей», – сомневается директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

«На текущий момент развитие Дальневосточного региона пока не является прорывным по темпам, несмотря на реализацию ряда проектов в сфере угледобычи, газонефтепереработки и судостроения, однако эти проекты создают задел на следующее десятилетие», - рассуждает председатель Русско-Азиатского Делового Совета Максим Кузнецов. Он подчеркивает: Важным сдерживающим фактором является естественная убыль и продолжающийся миграционный отток населения. «Таким образом, важной базой экономического роста является прирост численности населения, в первую очередь экономически активного, и пока «дальневосточный гектар» и другие программы не в полной мере содействуют решению данной задачи», - считает эксперт, полагая, что превращение всего Дальнего Востока в ТОР придаст больше стимулов для инвестиций.


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1342
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
1383
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1348
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
443

Другие новости