2023 год россияне вынужденно встретят с более дешевыми продуктами и алкоголем. Фото РИА Новости
Россияне, увеличивавшие каждый год затраты на новогодние праздники, сломались на кризисе 2022-го и стали экономнее на фоне двузначной инфляции, геополитической нестабильности и сокращения личных доходов. Эксперты «НГ» отмечают, что ассортимент новогоднего стола неизменен, среднестатистический россиянин так же будет пить шампанское и есть оливье с икрой и мандаринами, но экономить придется – на продолжительности кулинарной части праздника, на качестве продуктов и подарках. Тем более что оборот розницы по непродовольственным товарам находится в стабильном падении на 15% все время с начала СВО.
Средний бюджет на празднование Нового года и новогодние каникулы на одного человека без учета подарков в этом году составит 17,5 тыс. руб., показал опрос исследовательского центра портала SuperJob.ru.
Согласно опросу, максимальная средняя сумма праздничных трат придется на сограждан с ежемесячным доходом от 80 тыс. руб. – они собираются потратить 19,6 тыс. руб. Ровно такую же сумму в среднем планируют потратить российские мужчины. Однако женщины сильно снижают общий результат: согласно результатам исследования, у них средний бюджет на Новый год и новогодние каникулы составит 14,4 тыс. руб.
Однако средний бюджет на встречу Нового года и новогодние каникулы будет на 4,6% скромнее, чем год назад, тогда среднестатистический россиянин потратил на встречу 2022 года и новогодние каникулы 18,5 тыс. руб. Причем это будет первый случай за все последние кризисные годы, когда эти расходы сократятся. Бюджет праздника и новогодних каникул в конце ковидного 2020 составлял в среднем 18,3 тыс. руб., а в 2019 году –18 тыс. руб.
Сейчас россияне сокращают бюджет, несмотря на то что новогодний стол подорожает на 12–14%. Такие цифры называют аналитики «Финам». Примерно на такие цифры к концу года вышла инфляция – 12,5%. Представители Минсельхоза называют ситуацию на продовольственном рынке стабильной, а повышение цен связывают с обычной сезонностью. В декабре дорожают овощи – огурцы, помидоры, картофель, морковь, капуста – из-за сокращения предложения на рынке. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) успокаивают, что деликатесные товары и игристые вина перед Новым годом не подорожают.
По данным Росстата, в прошлом году семье из четырех человек новогодний стол обходился в среднем в 7 тыс. руб., в этом – уже чуть более 10 тыс. руб. Согласно опросу банка «Открытие» и страховой компании «Росгосстрах», 37% россиян готовы потратить на новогодний стол не более 5 тыс. руб. Еще 38% собираются уложиться в 5–10 тыс., на 10–20 тыс. рассчитывают 15% опрошенных. Только 5% планируют раскошелиться более чем на 20 тыс. руб., а еще 5% – вообще не намерены устраивать новогодний стол.
Кроме новогодних угощений второй основной статьей расходов на эти праздники являются подарки. По данным «АльфаСтрахования», около 30% респондентов готовы потратить на подарки от 5 до 10 тыс. руб. Еще 27% – от 15 до 25 тыс., а 25,8% – от 10 до 15 тыс. Значительно потратиться – от 25 до 50 тыс. руб. планируют 12,4% опрошенных. Средняя сумма, которую россияне планируют потратить на новогодние сюрпризы, составляет в этом году 12,5 тыс. руб., это ненамного, но меньше, чем год назад, отмечает обозреватель Finam.ru Екатерина Поздеева.
Новогодние праздники все же главное у нас торжество, и несмотря на серьезное падение денежных доходов сильно менять привычки россияне не будут, – сказал «НГ» директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Как ожидается, денежные доходы россиян по итогам года упадут на 3–3,5%. Это значит, что выпадающие доходы граждан составят по сравнению с прошлым годом 2,5–3 трлн руб. – огромные деньги. Но падение доходов было и в ковидный кризис, однако тогда затраты на народный праздник даже подросли.
Очевидно, что сейчас неопределенности больше, на людей сильно влияет геополитическая неопределенность. Турбулентности на рынке труда добавляет и проводящаяся экономическая трансформация, расширение применения новых, в том числе цифровых, технологий. Поэтому и могут волноваться, сокращать затраты те, кто не «капитально» устроен, в том числе и те, кто ведет семейный бизнес», – говорит эксперт.
И все же россияне, по мнению Остапковича, традициям изменять не будут. «Ассортимент на столах сохранится, будет и шампанское, и икра с салатами, просто запаса продуктов будет не до 3 января, как раньше, многие закупят продуктов, только чтобы хватило на новогоднюю ночь и 1 января. Традиционно будут экономить за счет качества продуктов: шампанское и водку купят подешевле, икра будет не камчатского развеса по 1,2 тыс. руб. за банку, а по 400 руб. из Подмосковья», – говорит он. Наиболее сильная экономия, считает эксперт, будет за счет подарков.
Экономисты «Альфа-Банка» Наталия Орлова и Ирина Ростовцева ранее объясняли, в чем особенность потребительского поведения россиян после пиков ковидного и нынешнего кризисов. И в 2020, и в 2022 годах на графиках динамики оборота розничной торговли видно сильное весеннее проседание. В 2020-м продажи непродовольственных товаров упали в апреле сразу на 35%. В том же месяце, но в этом году они уже упали на 16,7%.
Вот только если в ковидный кризис восстановление спроса пошло по V-образному графику, перейдя к лету к слабенькому росту менее 1%, то в 2022-м график напоминает латинскую букву L: и летом, и осенью падение сохранялось на уровне около 15%.
Розничные продажи продуктов падали не так трагически, но все же динамика в этом году гораздо хуже, чем два года назад: апрельское проседание на 8,2% сменилось к октябрю 2020 года падением на 1,2%. В 2022-м покупки продовольствия после мартовского роста на 4,8% сменились падением в апреле на 1,7%, а в октябре показатель составил уже 4,3% в отрицательной зоне.
«Возможно, сейчас российские домохозяйства сосредоточены на поддержании расходов в продуктовом сегменте: потребление продовольственных товаров снизилось всего на 0,9% в годовом выражении за десять месяцев 2022 года, тогда как в непродовольственном сегменте оно обвалилось на 10,2%», – пишут Орлова и Ростовцева. Если отмеченная экспертами тенденция сохраняется, очевидно, что расходы на праздничный стол граждане будут сокращать не так активно, как на подарки родным, знакомым и себе любимым.
Правительство улучшает прогнозы по доходам россиян, но все равно ожидается их падение. Минэкономразвития к осени улучшило прогноз по снижению реальной зарплаты в 2022 году до 2,9% с 3,8% в майской версии прогноза. В 2023 году министерство ожидает рост реальных располагаемых доходов населения только на 1,2%, в 2024 году – на 3,5%, в 2025 году – на 2%.
«Многие россияне предпочитали на длинные новогодние праздники поехать за границу. Сейчас варианты такого отдыха затруднены, а отдых на территории РФ дешевле. Аналогичная ситуация и с подарками. Некоторые виды товаров сейчас недоступны, а доступные аналоги дешевле. Так что снижение трат можно назвать нормальным процессом», – сказал «НГ» исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов.
По словам эксперта, ковидный кризис запер людей дома, и у них накопилось больше средств для трат на Новый год. «И тогда были доступны любые товары из-за границы, что тоже повышало траты», – говорит он.
По мнению Тузова, россияне экономить не будут, но расходы все равно снизятся из-за сложностей с тратой денег. «Заграничные курорты иногда просто недоступны, впрочем, как и дорогостоящие товары западных брендов, которые раньше дарили на Новый год», – поясняет эксперт.
«В новогодних праздниках всегда есть такая величина, на которой экономить вряд ли будут – это оливье, селедка под шубой, горячее, так называемый продуктовый набор для празднования Нового года. Он имеет стандартные очертания, и люди к нему привыкли, новогодний стол – это уже устоявшееся понятие, – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Возможно, будут, если говорить об экономии, вместо поездок за границу ездить по местам внутри России. Как вариант, возможно, будут меньше тратить на развлекательную новогоднюю программу. Можно варьировать траты на новогодние подарки: есть подарки, которые нужны в хозяйстве, а есть, которые можно назвать декоративными, не несущими особой смысловой нагрузки, кроме праздничного настроения. Поэтому в данном случае каждый сам для себя должен решить, как ему потратить деньги на этот праздник».