Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), отмечающая в этом году 15-летие, создавалась для того, чтобы вернуть былую славу отечественному судостроению, обветшавшему в 1990-е годы. «Разнесенный по всему Союзу единый организм стал фрагментарной отраслью с чередой самых разных проблем. А часть прославленного наследия и вовсе оказалась за территорией России», – отмечают «Известия» (18.12.22). Например, верфь, где строились авианесущие корабли, осталась в Николаеве на Украине. Амурский судостроительный завод, выпускающий корветы, для соблюдения секретности был размещен так глубоко на материке (в 500 км от океана), что испытывает логистические трудности. Такая удаленность нарушает ритмичность его работы, поскольку зимой по реке Амур вывезти готовую продукцию невозможно.
«Из всего богатого наследия в настоящее время действительно на плаву остается только «Севмаш» в Североморске, – продолжает издание. – Но и это производство до недавнего времени существовало за счет ресурса, накопленного во времена СССР». Отметим, большое количество корпусов подлодок, доставшихся предприятию в наследство, долгие годы использовалось в качестве базы для строительства современных подводных лодок. Когда советский ресурс закончился, цена готовой продукции значительно увеличилась, пишет газета.
Поначалу консолидированная в ОСК отрасль действительно взяла курс на восстановление. Но затем что-то пошло не так. «В дело вступил пресловутый человеческий фактор в лице руководства ОСК, – считают «Известия». – В последние годы своей работы руководство ОСК неоднократно компрометировало себя, за что регулярно подвергалось критике, в том числе на высшем уровне».
Газета напоминает: в августе этого года на совещании по судостроению за заключение убыточных контрактов руководителю ОСК Алексею Рахманову досталось от самого президента Владимира Путина. А еще была целая серия скандалов и инцидентов. Например, в сентябре 2022 года около 100 сотрудников компании «ЭРА» – подрядной организации компании «Адмиралтейские верфи» в Петербурге, входящей в ОСК, устроили забастовку из-за задержек с выплатой заработной платы. А за месяц до этого на тех же «Адмиралтейских верфях» горел еще только строящийся траулер «Механик Маслак».
Такие пожары и возгорания, отмечает издание, случались неоднократно: на корвете «Проворный», ледоколах «Виктор Черномырдин», «Урал», «Сибирь», авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». «Пожары на ресурсоемких оборонных проектах ОСК действительно стали уже какой-то традицией. Как тут не вспомнить про сильный пожар в декабре 2021 года на Северной верфи, на корвете «Проворный», строительство которого обошлось примерно в 30 млрд руб., – напоминает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. – Площадь возгорания тогда составила 800 кв. м. С огнем почти сутки боролись около двухсот сотрудников МЧС. Ущерб – 22 млрд руб., дедлайн – перенесен на 2026 год. Несложно подсчитать, насколько увеличатся расходы».
«В связи с этим не покидает стойкое ощущение, что все эти многомиллиардные проекты горели совсем не просто так, – пишут «Известия». – Огонь, как известно, может скрыть многое. И в этом контексте будет не лишним вспомнить, что «погорельцам» выделялись новые бюджетные миллионы. Соседство в СМИ заголовков о пожарах, срывах сроков исполнения заказов и выделении дополнительного финансирования стало привычным информационным фоном, сопровождающим деятельность ОСК. ОСК исправно снабжали заказами, сроки «горели», а тушить дедлайны государство было вынуждено деньгами».
Проблемы со сроками выполнения заказов при Алексее Рахманове происходили неоднократно – к примеру, с ледоколами «Виктор Черномырдин» и «Арктика». «Серийное производство подводных стратегических ракетоносцев «Борей» и многоцелевых атомных субмарин «Ясень», за которые отвечает ОСК, к запланированному сроку, а именно к 2020 году налажено не было. А ведь эти подлодки не какие-то доморощенные рыболовецкие суда, они должны стать основой модернизированного атомного подводного флота нашей страны», – отмечает Михаил Барабанов.
«Нельзя не упомянуть про нескончаемый ремонт «Адмирала Кузнецова» – единственного нашего авианесущего корабля, – продолжает эксперт. – Благодаря усилиям ОСК легендарный российский авианосец стал поводом для насмешек над всей отечественной судостроительной отраслью. С 2018 года после похода в Средиземное море, где авианосец принимал участие в военной операции в Сирии, корабль ремонтируется. Ремонт традиционно уже сопровождался пожаром, разговоры о сроках его окончания – переносами, а оценка стоимости работ росла в геометрической прогрессии (с 20 млрд руб. до 33,6 млрд руб.). Стоит отметить, что изначально ремонт авианосца планировалось завершить в 2021 году. Однако из-за затягивания перестройки сухого дока на 35-м судоремонтном заводе в мае 2021 года руководство ОСК озвучило новый срок передачи корабля флоту – конец 2023 года». «Фрегат «Адмирал Касатонов» ОСК тоже строила 11 лет вместо положенных трех, и, конечно, траты на него также увеличивались с каждым годом», – добавил Михаил Барабанов.
Зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин вспоминает еще одну историю – перестройку сухого дока на 35-м судоремонтном заводе, филиале центра судоремонта «Звездочка», принадлежащем ОСК. «Реконструкция сухого дока, заключающаяся в объединении двух старых смежных сухих доков в один большой путем сноса перегородки между ними, была одобрена еще в 2016 году. Было заявлено, что ввод в эксплуатацию должен состояться в 2020 году, – говорит он. – Однако с самого начала реконструкция начала затягиваться из-за различного рода претензий ОСК к исполнителю – известной в области судостроения петербургской компанией АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство». Контракт с этой компанией почти на 24 млрд руб. был расторгнут, на смену пришла компания АО «Институт «Оргэнергострой». В итоге реконструкция сухого дока, по сути, была завершена только весной 2022 года».
«За последние годы в отношении предприятий ОСК следственные органы возбуждали порядка 70 уголовных дел по самым разным составам – от хищения государственных средств и имущества на сотни миллионов рублей с последующим выводом их в офшоры до преднамеренного банкротства дочерних предприятий. Общий объем ущерба в рамках этих дел оценивается в 20 млрд руб.», – сообщают «Известия».
Издание напоминает и историю строительства судостроительного комплекса «Звезда»: сейчас он известен как проект «Роснефти», но первоначально им занималась ОСК. «С момента закладки верфи в 2009 году на протяжении нескольких лет процесс строительства так и не вступил в активную фазу. И только спустя шесть лет – в 2015 году – после перехода верфи к консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка не без вмешательства президента страны дело сдвинулось с мертвой точки», – подчеркивают «Известия».
«Звезда» действительно закладывалась первоначально ОСК. Но к этому снаряду корпорация подходит не в первый раз, – заметил политолог Алексей Мухин. – В далеких двухтысячных она анонсировала возведение на Котлине крупной суперсовременной верфи. Участок под строительство этого проекта корпорация получила еще 10 лет назад. В далеком 2012 году с получением всей документации даже были озвучены дедлайны – строительство и спуск на воду первого судна должны завершиться в 2016 году. Первенцем верфи должен был быть стать газовоз для «Газпрома». Но либо у корпорации трудности с PR, либо всего этого до сих пор не существует в природе».
«Деятельность ОСК в последние годы незаслуженно остается без особого внимания общественности. И тут надо отдать корпорации должное, потому как вопросы, возникавшие к ней, в том числе у руководства страны, достаточно качественно и оперативно заминались, – отмечает Михаил Барабанов. – И в каком-то смысле на гражданскую составляющую ОСК можно было бы даже закрыть глаза, особенно учитывая то, как удачно в свое время «Роснефть» не просто подхватила проект по крупнотоннажному судостроению, а практически с чистого листа создает сегодня на «Звезде» новую для страны отрасль. К военно-промышленной составляющей проявлять безразличие особенно преступно, да и такой же палочки-выручалочки здесь пока очевидно нет».