0
4079
Газета Экономика Печатная версия

18.12.2022 20:38:00

Спецоперация не прибавила рыночного романтизма россиянам

Около 60% граждан считают нынешнее время неподходящим для начала бизнеса

Тэги: военная спецоперация, частичная мобилизация, экономика, частный бизнес, опрос, фом

On-Line версия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"


военная спецоперация, частичная мобилизация, экономика, частный бизнес, опрос, фом Как отразилась на бизнесе частичная мобилизация. Источник: ФОМ

После начала спецоперации и объявления частичной мобилизации россияне стали более скептически относиться к организации собственного бизнеса. Наибольший интерес к началу бизнеса граждане РФ проявляли в период рыночного романтизма девяностых. Но с переходом к модели госкапитализма интерес к предпринимательскому риску заметно поугас. Сейчас почти 60% россиян говорят, что сегодня неподходящее время для начала собственного дела. По мнению экспертов, неопределенность экономической ситуации и невозможность планировать становится главным негативным фактором. Проведение частичной мобилизации также существенно ухудшило положение компаний.

Результаты шестой волны опроса фонда «Общественное мнение», посвященного малому бизнесу, свидетельствуют о в целом о низкой заинтересованности предпринимателей в ведении собственного дела. Менее трети (29%) считают, что сейчас подходящее время для того, чтобы начать свое дело, а 58% придерживаются противоположного мнения.

Отметим, ФОМ с прошлого года опрашивает 700 одних и тех же предпринимателей о положении дел в малом бизнесе.

Как отмечают социологи, те, кто считает нынешнее время подходящим для открытия бизнеса, оценивают состояние своего дела как стабильное и перспективное. Те, кто оценивает ситуацию негативно, заявляют, что они пострадали от частичной мобилизации, а также реже ожидают положительного эффекта от мер поддержки. Так, среди всех опрошенных предпринимателей 42% объявили, что их доходы в третьем квартале остались прежними по сравнению со вторым. Среди группы оптимистов таковых уже 50%, а среди пессимистов – 38%. При этом о снижении доходов заявило 39% всех опрошенных. Однако среди тех, кто считает сегодняшнее время подходящим для ведения бизнеса, лишь каждый четвертый, среди пессимистов – практически каждый второй (46%). При этом у каждого четвертого оптимиста доходы в третьем квартале выросли, тогда как у негативно настроенных предпринимателей – лишь у 16%.

Аналогичную картину можно наблюдать и со спросом на продукцию бизнеса. Те, кто считает время для открытия бизнеса подходящим, чаще отмечают рост спроса (28% против 13% среди тех, кто придерживается противоположной точки зрения, и 18% в среднем по выборке) или хотя бы отсутствие его изменения (51% против 38 и 43% соответственно) и реже – снижение (21% против 48 и 38% соответственно). Помимо этого, среди считающих время подходящим для открытия бизнеса гораздо меньше тех, на кого повлияла частичная мобилизация (36 против 50% среди считающих время неподходящим и 44% в среднем по выборке).

Исследователи также обращают внимание, что среди пессимистов больше индивидуальных предпринимателей (ИП). Так, среди них у 67% бизнес оформлен как ИП. Среди тех, кто настроен оптимистично, бизнес зарегистрирован как юридическое лицо у 41%. «Вероятно, пессимистичный настрой в отношении открытия своего дела связан с тем, что ИП (которых среди пессимистов больше) в силу особенностей своего правового статуса в случае банкротства рискуют понести более серьезные убытки, чем юридические лица. И по этой причине часть из них может относиться с большим скепсисом к идее открытия нового бизнеса в текущей ситуации из-за опасения возможных последствий в случае неудачи, чем юридические лица, в большинстве случаев рискующие только уставным капиталом», – делают вывод в ФОМ.

Относительно будущего у предпринимателей ожиданий еще меньше. Фактически каждый второй опрошенный считает, что в ближайшие полгода-год ситуация в России для малого бизнеса еще дополнительно ухудшится. И среди пессимистов таких колоссальных 66%, а среди оптимистов – лишь каждый четвертый. Улучшений при это ждут всего 11% всех респондентов. Однако среди оптимистов таких уже 25%, а среди пессимистов – всего 5%. Сохранения текущей ситуации в ближайшие полгода-год ожидают 27% опрошенных предпринимателей.

В ФОМ при этом указывали на неоднородность настроений бизнесменов. Ряд факторов указывает на то, что малые предприятия адаптировались к турбулентной внешней среде, а часть указывает на то, что у руководителей бизнесов нет уверенности в стабилизации условий внешней среды.

Бизнесмены, похоже, никогда не считают ситуацию в стране подходящей для кризиса. Так, еще в 2019 году центр социального проектирования «Платформа» и ВЦИОМ провели исследование, где попытались оценить актуальные настроения бизнеса и то, как он видит состояние инвестиционного климата в России. В результате 71% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМом, заявили, что считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. 59% сообщили, что эти условия за последний год ухудшились, а 51% предпринимателей сказали, что верят, что в будущем условия ведения бизнеса только ухудшатся. В ходе исследования ВЦИОМ провел формализованные интервью среди 500 предпринимателей, представляющих малый, средний и крупный бизнес в 76 регионах страны. После чего, анализируя данные опроса ВЦИОМа, социологи «Платформы» организовали 30 глубинных интервью с предпринимателями и российскими и иностранными инвесторами, чтобы выявить причины такого пессимизма.

Интересно, что за все время существования современной России число компаний малого и среднего бизнеса в стране только увеличивается. К примеру, в 1997 году в РФ было свыше 860 тыс. компаний, где трудилось 6,5 млн человек. К 2002 году в стране насчитывалось уже 882 тыс. компаний с общей занятостью свыше 7,2 млн человек. По итогам 2018 года в стране было 2,7 млн малых и средних предприятий с численностью занятых 13 млн человек.

По итогам 2022 года ситуация выглядит более неоднозначной. Как следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 февраля 2022 года в стране насчитывалось 3,7 млн действующих ИП и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), а 12,8 млн на эту дату уже прекратили свое существование. К декабрю в РФ насчитывалось уже 3,8 млн ИП и КФХ, тогда как 13 млн уже были закрыты.

Среди компаний, оформленных как юридические лица, ситуация более драматичная, но в целом, вероятно, и более понятная с точки зрения современных реалий. Так, на 1 февраля в РФ насчитывалось 3,2 млн действующих юрлиц, и 8,1 млн недействующих. К декабрю число функционирующих сократилось до 3,19 млн, а число закрытых увеличилось до 8,4 млн компаний.

По мнению экспертов, основной сдерживающий фактор для начала или развития бизнеса – внешняя среда. В текущее сложное время заметное падение процента тех, кто считает время для открытия бизнеса подходящим, объективно, считает доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. «Предприниматели оказались в вопросах мобилизации одним из самых незащищенных слоев – для них почти не было предусмотрено оснований отсрочки и брони. При этом ведь призыв предпринимателя мог грозить крахом бизнеса!» – подчеркивает он.

Кроме того, продолжает эксперт, резко изменилась структура спроса. «Потребители стали чаще отказываться от привычных услуг, а эта сфера – основная для малого бизнеса. Негативно влияет и общая ситуация массовых негативных информационных потоков. Общая нервозность и отсутствие чувства предсказуемости, геополитика сильно влияют на процент считающих подходящим время для открытия бизнеса», – рассуждает Ковригин.

Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович отмечает, что в замерах настроения бизнеса теперь на первое место выходит фактор экономической неопределенности, тогда как раньше он входил лишь в первую пятерку страхов. Раньше предприниматели чаще всего говорили о низком спросе, финансовых проблемах, административных барьерах, сообщает он.

При этом Остапкович сомневается, что сегодняшнюю ситуацию можно сравнивать, к примеру, с ситуацией в 1990-х. «Тогда бизнес открывался за день-два, и главный вопрос был в кредитных средствах. И опять-таки он и закрывался в течение одного-двух дней. Никаких барьеров тогда не было. Многие компании просто не показывали доход. Активно развивался быстроликвидный бизнес: купи-продай, различные финансовые услуги, услуги так называемой гаражной экономики», – рассказывает он.

С ним согласен и Ковригин. «Основным мотивом тех, кто высказывал намерение и пытался организовать тогда свой бизнес, было желание просто хоть что-то заработать в условиях слабости экономики, неразвитого рынка труда, небольшого спроса на труд и очень низких зарплат. Предпринимателем при этом в 90-е было работать опасно и сложно из-за криминала, коррупции и т.п. Ситуация сейчас совсем другая. Мотивация тех, кто становится предпринимателем, изменилась», – рассуждает он. «Бизнес в конце 90-х больше был из-за невозможности найти работу, чем из желания «сделать свое». Я бы не сравнивала предпринимателей 90-х и теперешних – слишком разная мотивация: выжить тогда и реализовать себя сейчас», – добавляет управляющий «Бухгалтерским домом ТОБУ» Екатерина Зеленская.

По мнению Остапковича, сегодняшнюю ситуацию и далекие 90-е роднит настрой предпринимателей на быстроликвидный бизнес. «Востребованной может оказаться торговля, услуги. А любой технологичный бизнес сегодня выглядит бесперспективным так как нет гарантий и устойчивых правил», - отмечает он. 

Если отталкиваться от динамики индекса предпринимательской активности в России, то с 1996 года доля предпринимателей у нас выросла с 5,6 до 27,6 человек на 1000 трудоспособного населения, обращает внимание инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин. Вместе с тем реализует желание вести собственный бизнес в стране сейчас все же меньшая доля населения, чем в среднем по миру (32,2 на 1000 человек), уточняет он.

Часть экспертов также сомневаются в заметном влиянии оттока населения и мобилизации на предпринимательские настроения населения. «Отток населения на предприимчивость оставшихся никак не влияет, по моему мнению. Освободившихся ниш рынка из-за того, что кто-то там уехал, – такого нет. Более того, те, кто уехал, если имели источник доходов в России, так они его пытаются держать любыми способами. Управлять бизнесом на расстоянии, когда процессы на такую «удаленку» не настроены – крайне тяжелая история», – отмечает Зеленская. Остапкович сомневается, что отток населения и эмиграция существенно сказались на настроениях бизнеса. «Как влияет этот фактор, пока не очень понятно. Но определенная турбулентность на рынке труда происходит», – говорит он.

«Отток молодых талантов, стремящихся развивать собственное дело, является давней проблемой для экономики страны. Этот год не стал исключением, но стоит понимать, что в большей степени в уходящем году речь идёт о профильных специалистах и управленцах. Молодые предприниматели стремятся реализовать свои амбиции в международном бизнесе и сегодня это непростая задача», – рассуждает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.



статьи по теме


Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
2726
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
4442
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
15886
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
12268

Другие новости