Министр Дмитрий Патрушев не хочет снижать уровень конкуренции на внутреннем зерновом рынке. Фото Петра Ковалева/ТАСС |
Снижение мировых цен на зерно и ограничение его вывоза из страны существенно ограничили прибыли российских производителей и обострили их борьбу за повышение внутренних цен. Признаки конфликта с аграриями открыто проявились в начале декабря, когда Минсельхоз публично заявил: производство зерна в стране остается рентабельным и власти не собираются менять сложившийся рынок зерновых трейдеров с участием иностранцев.
Текущая цена на зерно дает возможность сельхозпроизводителям работать рентабельно, заявила в начале декабря первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. Она напомнила, что в течение последних двух лет цена на зерно в России была беспредельно высокой. «Она была неразумно высокой, это ненормально, и все понимали, что это исчезнет и будет нормальная разумная цена», – отметила Лут. В этот же день глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев сообщил, что РФ не намерена вытеснять зарубежных зерновых трейдеров. Так он ответил на сделанное в сентябре предложение главы ВТБ Андрея Костина об ограничении работы в РФ зарубежных зернотрейдеров. Одновременно глава Мисельхоза подтвердил, что государство будет влиять на внутренний рынок через госзакупки и может закупить в интервенционный фонд «порядка 3 млн тонн до конца года».
Действующая сегодня в России система регулирования внутреннего продовольственного рынка основана на вывозных квотах, экспортных пошлинах и системе госзакупок в конкурентной среде, где действуют множество производителей, закупщиков и экспортеров. При этом курс на сдерживание продовольственных цен не раз подтверждался на самом высоком уровне.
Так, на совещании с правительством еще в декабре 2020 года президент РФ Владимир Путин связал рост цен на продукты в РФ с попыткой подогнать внутренние цены под мировые. Тогда он потребовал не допустить ситуаций, когда жителям страны не хватает денег на продукты, и поручил своевременно реагировать на негативную динамику. После этого в стране были введены плавающие пошлины на экспорт зерна и обновляющиеся квоты на его вывоз. Именно эти механизмы и обеспечивали общий контроль внутренних цен. Однако эти же механизмы одновременно и сдерживали рост прибылей аграриев, которые и требуют сегодня изменить механизм закупок зерна у производителей. При этом в качестве идеала предлагается создать своего рода государственный «зерновой «Газпром».
В субботу стало известно, что главы трех регионов обращаются к президенту РФ с просьбой взять под госконтроль экспорт зерна. С инициативой выступили глава Кубани Вениамин Кондратьев, глава Ставропольского края Владимир Владимиров и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Так, Кондратьев заявил, что «трейдеры скупают пшеницу по той цене, по которой они считают нужным ее купить». «Я считаю, это стратегическое сырье, стратегический ресурс должен быть прозрачен и подконтролен в том числе государству. Ведь сегодня компании, которые стоят за этими трейдерами, иностранные компании, им выгодно в теневом сегменте рынка вывезти (российское зерно. – «НГ»), а потом продать в страны Африки и Азии», – полагает Кондратьев.
«Мы обратились к президенту, чтобы прекратить эту теневую составляющую экспорта пшеницы и кубанской, и в целом российской», – отметил Кондратьев. Иначе экспортная цена снижается, а аграрии и бюджет несут финансовые потери.
Одновременно с письмом на телеканале «Россия 1» был показан новый документальный фильм «Зерно» Андрея Кондрашова. Именно он фактически и предлагает создать «зерновой «Газпром» в качестве единого закупщика и экспортера зерна. Кондрашов иллюстрирует торговлю зерном, перенося ее на пример монополизации газового рынка: иностранные компании приезжали бы на газовые месторождения, покупали газ прямо из скважины и возили в баллонах по всему миру, торгуя без контрактов, объясняет ведущий.
«Рост производства российского зерна решил проблему обеспечения продовольственной независимости – при любом урожае России хватит зерна, чтобы обеспечить внутреннее потребление. При этом, ориентируясь только на внутренний рынок, отрасль развиваться не может – экспорт обеспечивает до половины объемов внутреннего производства. Зерно – интересный экспортный товар, который обладает стандартизированным качеством, то есть потребителю не важен его конкретный производитель. Поэтому рынок зерна часто приводят как пример рынка с совершенной конкуренцией, которая обеспечивает максимизацию выгод как производителей, так и потребителей», – объясняет Денис Терновский из Центра агропродовольственной политики РАНХиГС. По его словам, регулирующие воздействия в условиях отсутствия угрозы продовольственной безопасности должны быть направлены только на устранение неконкурентного поведения, а не на ослабление конкуренции. «С этой точки зрения позиция Минсельхоза является вполне обоснованной – устранение с рынка игроков по причинам, не связанным с их поведением на рынке, никак не усиливает конкуренцию, а, наоборот, ослабляет ее. Это плохо и для аграриев, и для покупателей российского зерна, что может привести как к снижению стимулов для производства, так и к потере позиций на мировых рынках», – считает Терновский.
Продовольственный и тем более зерновой рынок – это огромные деньги и практически неограниченное политическое влияние, напоминает экономист Андрей Лобода. Нужно помнить, что высокая насыщенность рынка российскими и зарубежными участниками всегда шла ему на пользу, повышая его финансовую привлекательность. Стоит также помнить, что крупные мировые финансовые институты, включая Всемирный банк, активно кредитуют покупателей российского зерна. Например, тот же Египет в конце июня получил от него 500 млн долл. на закупку 815 тыс. т пшеницы, и таких существенных эпизодов в кредитовании российских клиентов западным капиталом сотни.
Дело не в «участии иностранного бизнеса», а в сложившейся конъюнктуре рынке, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин. «Возникают проблемы и вопросы с торговлей самыми разными российскими товарами, в том числе зерном, и сейчас правительство трех регионов вполне логично пытается защитить товаропроизводителей и найти варианты стабилизации цен по зерну», – сообщил он «НГ».