0
9915
Газета Экономика Печатная версия

15.12.2022 20:27:00

Китай никогда не догонит США по объему ВВП

Экономика Поднебесной будет соперничать с американской за счет российских ресурсов

Тэги: китай, экономика, ковид, пандемия, демография, иностранные инвестиции, ввп, экспорт, рф, сша

Все статьи по теме "Санкционные войны"

китай, экономика, ковид, пандемия, демография, иностранные инвестиции, ввп, экспорт, рф, сша От Си Цзиньпина ждут шагов по укреплению сотрудничества с Россией. Фото Reuters

Китай снял большинство ковидных запретов и надеется в связи с этим на значительный рост экономики в следующем году. Однако японские аналитики заявили, что китайская экономика уже никогда не догонит американскую. Сначала тормозом для КНР будут последствия карантинов, а потом – большие демографические проблемы.

Китай не сможет обогнать США по размеру своего валового внутреннего продукта (ВВП) из-за тяжелых долговременных последствий борьбы с распространением коронавируса и давления, которое Вашингтон принимает в отношении Пекина, считают в Японском центре экономических исследований, эксперты которого ранее предсказывали, что КНР обгонит США по этому показателю уже в 2028 году (в прошлом году на фоне проблем экономики Китая они отодвинули реализацию такого прогноза на 2033 год).

Китаю не удастся обогнать США, поскольку замедление темпов экономического роста будет носить более существенный характер, чем считалось ранее, пишут они теперь, указывая, что скажется американская политика ограничения торговли с КНР, сокращение иностранных инвестиций в китайскую экономику и нарастающая нехватка рабочей силы из-за начавшегося сокращения рождаемости. В 2030 году темпы роста китайского ВВП упадут ниже 3%, а в 2035-м снизятся до 2,2%, предсказывают японцы. По их мнению, КНР будет медленно приближаться к США, но в 2035 году ее ВВП достигнет отметки лишь в 87% от американского и уже никогда его не перегонит.

Китай, однако, не оставит надежд (хотя публично ни о каких сроках превышения объема экономики США китайские власти не заявляли). Ускорителем может стать сотрудничество с Россией, предупредили американские журналисты. Председатель КНР Си Цзиньпин, несмотря на попытки в публичном поле якобы «отдалиться» от России, «за кулисами» поручил правительству своей страны выстроить более тесные экономические отношения с Москвой, пишет Wall Street Journal.

По ее сведениям, в план по расширению экономических связей входит увеличение импорта российских нефти, газа и сельскохозяйственной продукции. Помимо этого Пекин намерен расширить энергетическое сотрудничество с Москвой в Арктике, а также увеличить инвестиции в российскую инфраструктуру, в частности в железные дороги и порты.

Газета также отмечает, что РФ и КНР проводят все больше финансовых операций между собой в национальных валютах, заменяя доллар и евро, что помогает расширению оборота юаня и лучше защищает обе страны от возможных санкций.


278-4-1480.jpg
В российские порты могут прийти китайские
инвесторы. Фото с сайта www.25.fsvps.ru
Рост поставок углеводородов и сельхозпродукции хотя и связан с определенными проблемами, но возможен, а вот технологическое сотрудничество, и особенно взаимодействие в инфраструктурных проектах, могут продолжать тормозить из-за тех же проблем, из-за которых оно не очень активно развивается до сих пор, считают эксперты.

«Прогноз японцев не учитывает высокий потенциал развития внутреннего китайского рынка, а также плоды от международного сотрудничества КНР, – сказал «НГ» председатель «Русско-Азиатского делового совета» Максим Кузнецов. – У Китая большой потенциал по наращиванию потребления, в том числе за счет услуг. Сейчас ВВП Китая на душу населения составляет порядка 18% от уровня США, и это означает достаточно серьезный потенциал для роста. Кроме того, Китай благодаря инициативе «Пояс и Путь» растит для себя новые лояльные рынки сбыта, потребителей не только китайской продукции, но и китайской валюты, китайских кредитов, что также увеличивает зону китайского экономического влияния и шансы на продолжение роста за счет внешних факторов в виде эксплуатации периферии, а не только внутренних драйверов роста».

Наращивание сотрудничества двух стран в углеводородах вполне возможно, особенно если Китай предпримет в следующем году попытку переломить тенденцию к замедлению экономики и повысить темпы экономического роста, – сказал «НГ» профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Цыплаков. – В 2022 году руководство КНР ставило задачу добиться роста ВВП на уровне примерно в 5,5%, однако следование жесткой политики «нулевой терпимости», следствием чего стали продолжительные локдауны, глубокий спад в секторе недвижимости привели к тому, что во втором квартале темпы экономического роста упали до 0,4%. Стало очевидно, что достичь поставленной цели не удастся. Попытки оживить экономику в третьем квартале принесли ограниченные результаты. За три квартала рост составил только 3%. В последние месяцы года, о чем свидетельствуют статистические данные ноября, трудности во внутренней экономике продолжают нарастать, а экспорт сокращается. В этих условиях удержать экономический рост даже на уровне 3% выглядит весьма проблематичным».

«На следующий год китайское экспертное сообщество рекомендует руководству попытаться повысить темпы экономического роста хотя бы до уровня в 5%, чтобы отыграть потери текущего года, – продолжает Цыплаков. – Высока вероятность, что такая попытка будет предпринята. При этом сценарии можно ожидать, что потребности Китая в энергоносителях увеличатся (в этом году суммарные объемы импорта Китаем газа, нефти, угля в физических объемах падали). Это дало бы возможности расширить российские поставки энергетических товаров в Китай».

Однако, как говорит эксперт, существуют и определенные ограничения для роста экспорта, связанные с неразвитостью инфраструктуры. Значительно нарастить поставки угля мешают ограничения пропускной способности железных дорог, газ также нельзя быстро перебросить с Запада, соединение систем газоснабжения на западе страны с Восточной Сибирью и Дальним Востоком займет длительное время.

По сельхозпродукции есть определенные возможности роста, считает эксперт. «Китай заинтересован в поставках зерна и масличных культур, мы можем поставлять курятину и свинину. В Китае растет интерес к говядине, но объемы нашего производства, мягко скажем, недостаточны для масштабов КНР, конкурировать с Австралией и Новой Зеландией на этом сегменте рынка будет сложно. Перспективно выглядят поставки сои, но здесь экспортные возможности России несопоставимы с потребностями Китая. В 2021 году Россия экспортировала около 1 млн т соевых бобов, а КНР за 11 месяцев этого года ввезла из-за рубежа 80,5 млн т», – говорит Цыплаков.

Еще сложнее будет нарастить сотрудничество в инфраструктурных проектах. «Они являются дорогостоящими проектами с длительным периодом окупаемости. Кроме того, инфраструктура – весьма чувствительная тема. Си Цзиньпин часто говорит, что безопасность – это условие развития. Очевидно, что и российские власти не могут не учитывать данный фактор при допуске иностранцев к сооружению, а тем более управлению инфраструктурными объектами. Например, китайцы давно предлагали осуществлять транзит их грузов через порты Приморья, но дело застопорилось из-за необходимости строительства железной дороги и ширины ее колеи. Партнеры выдвигали условие, что колея должна быть китайская (то есть европейского стандарта ширины). Проект так и остался проектом», – говорит эксперт.

«В инфраструктурных, да и вообще инвестиционных проектах китайцы всегда хотят много контроля, вопрос в том, насколько российская сторона готова допустить их к участию в том или ином виде в стратегических объектах, которыми являются порты и железная дорога. Если речь пойдет о строительстве складов, логистических центров в районе портов, то почему бы и нет, но пустить их в управление самими объектами, как это происходит с портами Греции или портом в Гамбурге, – это во всяком случае до сих пор было табу для России», – говорит Цыплаков. 

«Технологическое партнерство с РФ интересно КНР, но в отдельном наборе отраслей и в определенном формате, – говорит Кузнецов. – Китаю могут быть интересны российские разработки в сфере ВПК. У РФ есть конкурентные преимущества в авиации, но проект широкофюлеляжного дальнемагистрального самолета, например, долгое время стоит на одном месте, потому что китайская сторона настаивает на локализации большей части производства в КНР и эксклюзиве китайской стороны на рынок сбыта КНР, что неинтересно уже российской стороне. Развитие сотрудничества возможно, но это вопрос договоренностей и умения находить компромиссы. Однако с учетом длящегося конфликта с Западом переговорная позиция российской стороны вряд ли станет сильнее, и это тоже нужно понимать и учитывать».


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1286
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1554
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1558
Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Геннадий Петров

Суд не решил, что делать, если осужденный – президент США

0
1624

Другие новости